Советских покупателей машинами со съемной крышей не баловали. Некоторые модели кабриолетов вообще появились случайно. Но теперь и они очень дороги.
Шик? От бедности!
Любые кабриолеты нынче стоят дороже аналогов с жесткой крышей. Покупатель платит не только за романтический шик, но и за более сложную конструкцию кузова. Ведь для того, чтобы сделать несущий кузов открытым, нужно заметно его усилить.
Но первые послевоенные советские автомобили со съемным верхом, доступные простым гражданам (в данном случае о представительских моделях речь не идет) были дешевле стандартных. Да и появились, в общем-то, случайно!
Сразу после Великой Отечественной войны начали производство Победы ГАЗ-М20 и Москвича-400-420. Правительство требовало постоянно наращивать производство, а у обоих предприятий – ГАЗа и МЗМА были проблемы с изготовлением больших стальных панелей глубокой вытяжки. Вот и появилось указание делать часть автомобилей со съемной брезентовой крышей.
Чтобы быстрее и с наименьшими затратами спроектировать эти машины, у кузовов сохранили контур боковин над дверями, связанный с рамкой ветрового стекла. Так кузова не потеряли достаточную жесткость.
ГАЗ-М20 с открытым кузовом и Москвич-400-420А запустили в производство в 1949 году. Формально такие машины делали для южных районов страны. Действительно, значительные партии отправляли в Ташкент, Баку и другие теплые регионы. Но немало машин продавали и в Москве, и в Ленинграде. Брезентовые крыши были изнутри утеплены вельветом.
Интересно, что кабриолеты стоили на 500 рублей дешевле стандартных Победы и Москвича.
Открытые Москвичи делали до 1952 года, изготовили 17 742 экземпляра. Аналогичных Побед до 1953 построили 14 222.
К не очень практичным машинам многие относились скептически. Некоторые владельцы позднее даже пытались самостоятельно наваривать стальные крыши.
Теперь все наоборот: стали появляться самодельные открытые Москвичи и Победы. Эдакие подделки под оригинал! Ведь сегодня кабриолеты стоят как минимум в полтора-два раза дороже стандартных машин в сравнимом состоянии.
Родстер, которого не было
Через десятилетие после окончания производства первых послевоенных кабриолетов идею открытого автомобиля стали вновь развивать в Москве на заводе МЗМА. Теперь задумали родстер на базе Москвича-408 по типу компактного элегантного двухдверного Renault Caravella. Такой автомобиль во Франции подарили Никите Хрущеву, и на МЗМА его тщательно изучили.
Два прототипа Москвич-Турист сделали по самым современным стандартам того времени. Предусматривали съемную мягкую крышу и жесткую, которую летом можно было оставить в гараже. Кстати, такими делали, в частности, и аналогичные серийные автомобили соцстран – Skoda Felicia и Wartburg 313. Днище Москвича усилили Х-образной конструкцией. Предусматривали форсированный двигатель объемом 1,4 л с двумя карбюраторами. Пробовали даже отечественную систему впрыска.
Но затея не нашла отзыва в сердцах руководителей автопрома. Позднее на одном из родстеров, говорят, возили по территории завода заготовки. Второй, вроде бы, окончил дни в частных руках.
Не наша радость
Наконец-то, в конце 1980-х – начале 1990-х, начался рассвет советских кабриолетов. Правда, не для отечественных покупателей. Большинство советских автолюбителей об этих машинах даже не знали. Да и делали их за рубежом.
А строили их на базе достаточно популярных тогда в мире Лады Самары ВАЗ-2108 и Лады Нивы. В 1990 году, по заказу одного из крупнейших дилеров советских автомобилей Scaldia-Volga, в Бельгии на базе «восьмерки» сделали первый прототип кабриолета San Remo. Кузов для него спроектировал тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев.
Под забавным именем Lada Natacha (а кто ж еще?) такие кабриолеты делали мелкосерийно в 1990-1996 гг. Построили 456 автомобилей. Для такого класса машин совсем немного!
Около 600 открытых Самар под именем Lada Samara Fun сделала и фирма Deutsche Lada в Германии. Правда, эти автомобили были попроще: с сохраненной передней частью крыши и тентом, укрепленным на пластмассовой панели поверх кузова.
Свою версию кабриолета на базе «восьмерки» построили и в Канаде.
Не меньше открытых вариантов делали и из Нивы ВАЗ-2121. Один из самых известных кабриолетов — французский Lada Niva Plein Soleil (солнечный), созданный компанией Poch, успешно занимающейся продажей наших Лад.
Версию с кузовом кабриолет построила и Deutsche Lada. Подобные машины в праворульном варианте в Британии продавали под смешным именем Cossaсk. Нивы – кабриолеты были и в Голландии, и даже в Австралии.
В перестроечные времена открытые Самары и Нивы любители экзотики стали привозить на родину. Но найти сейчас такой автомобиль на вторичном рынке очень нелегко. А если они и всплывают, то примерно за полтора миллиона. Разумеется, появились и аналогичные кустарные самоделки местного изготовления.
Попытка номер три. И опять неудачная...
Тольяттинский дизайнер Владимир Пашко создал очень оригинальный вариант ВАЗ-2108 с кузовом тарга — с убираемой средней частью крыши. Такие машины были очень модны в 1970-1980-х годах. Но даже в мелкую серию автомобиль не пошел. Изготовили не то два, ие то три опытных образца.
Кабриолетом могла бы стать и Таврия. Поначалу после запуска производства к машине проявляли повышенный интерес за рубежом. В частности, в Греции. Именно с прицелом на этот рынок в 1990-м году опытный ЗАЗ-11025 с мягкой крышей сделала дочерняя фирма завода ЗАЗ-Автотехника. Но дело опять кончилось несколькими образцами.
В 1990-е московская фирма ЛЛД, известная в том числе тюнинговыми УАЗами, создала свой родстер на базе Самары. Причем формально Lada Samara Cabrio LLD даже продавали. Вернее, предлагали сделать после предоплаты. Случились ли заказчики – неизвестно. Но много их точно не было.
В 2000-х на выставках регулярно показывали разные варианты Оки с мягкой крышей. Делали такие машины небольшие предприятия на базе и камских, и серпуховских ВАЗ-11113. Обычно в той или иной мере дорабатывали и салон. Однако ни одна подобная машина не стала даже мелкосерийной. А жаль! Сейчас бы и они стоили гораздо дороже стандартных. Или просто радовали любителей автомобильного прекрасного.