Найти в Дзене
За рулем

11 кабриолетов из СССР... Да, они были!

Советских покупателей машинами со съемной крышей не баловали. Некоторые модели кабриолетов вообще появились случайно. Но теперь и они очень дороги. Любые кабриолеты нынче стоят дороже аналогов с жесткой крышей. Покупатель платит не только за романтический шик, но и за более сложную конструкцию кузова. Ведь для того, чтобы сделать несущий кузов открытым, нужно заметно его усилить. Но первые послевоенные советские автомобили со съемным верхом, доступные простым гражданам (в данном случае о представительских моделях речь не идет) были дешевле стандартных. Да и появились, в общем-то, случайно! Сразу после Великой Отечественной войны начали производство Победы ГАЗ-М20 и Москвича-400-420. Правительство требовало постоянно наращивать производство, а у обоих предприятий – ГАЗа и МЗМА были проблемы с изготовлением больших стальных панелей глубокой вытяжки. Вот и появилось указание делать часть автомобилей со съемной брезентовой крышей. Чтобы быстрее и с наименьшими затратами спроектировать эти
Оглавление

Советских покупателей машинами со съемной крышей не баловали. Некоторые модели кабриолетов вообще появились случайно. Но теперь и они очень дороги.

Шик? От бедности!

Любые кабриолеты нынче стоят дороже аналогов с жесткой крышей. Покупатель платит не только за романтический шик, но и за более сложную конструкцию кузова. Ведь для того, чтобы сделать несущий кузов открытым, нужно заметно его усилить.

Но первые послевоенные советские автомобили со съемным верхом, доступные простым гражданам (в данном случае о представительских моделях речь не идет) были дешевле стандартных. Да и появились, в общем-то, случайно!

ГАЗ-М20 Победа с мягкой крышей, 1949 г.
ГАЗ-М20 Победа с мягкой крышей, 1949 г.

Сразу после Великой Отечественной войны начали производство Победы ГАЗ-М20 и Москвича-400-420. Правительство требовало постоянно наращивать производство, а у обоих предприятий – ГАЗа и МЗМА были проблемы с изготовлением больших стальных панелей глубокой вытяжки. Вот и появилось указание делать часть автомобилей со съемной брезентовой крышей.

Чтобы быстрее и с наименьшими затратами спроектировать эти машины, у кузовов сохранили контур боковин над дверями, связанный с рамкой ветрового стекла. Так кузова не потеряли достаточную жесткость.

Москвич-400-420А выпускали с 1949 до 1952 года
Москвич-400-420А выпускали с 1949 до 1952 года

ГАЗ-М20 с открытым кузовом и Москвич-400-420А запустили в производство в 1949 году. Формально такие машины делали для южных районов страны. Действительно, значительные партии отправляли в Ташкент, Баку и другие теплые регионы. Но немало машин продавали и в Москве, и в Ленинграде. Брезентовые крыши были изнутри утеплены вельветом.

Интересно, что кабриолеты стоили на 500 рублей дешевле стандартных Победы и Москвича.

Открытые Москвичи делали до 1952 года, изготовили 17 742 экземпляра. Аналогичных Побед до 1953 построили 14 222.

К не очень практичным машинам многие относились скептически. Некоторые владельцы позднее даже пытались самостоятельно наваривать стальные крыши.

Теперь все наоборот: стали появляться самодельные открытые Москвичи и Победы. Эдакие подделки под оригинал! Ведь сегодня кабриолеты стоят как минимум в полтора-два раза дороже стандартных машин в сравнимом состоянии.

Родстер, которого не было

Прототип Москвич-408 Турист и предсерийный Москвич-408
Прототип Москвич-408 Турист и предсерийный Москвич-408

Через десятилетие после окончания производства первых послевоенных кабриолетов идею открытого автомобиля стали вновь развивать в Москве на заводе МЗМА. Теперь задумали родстер на базе Москвича-408 по типу компактного элегантного двухдверного Renault Caravella. Такой автомобиль во Франции подарили Никите Хрущеву, и на МЗМА его тщательно изучили.

Два прототипа Москвич-Турист сделали по самым современным стандартам того времени. Предусматривали съемную мягкую крышу и жесткую, которую летом можно было оставить в гараже. Кстати, такими делали, в частности, и аналогичные серийные автомобили соцстран – Skoda Felicia и Wartburg 313. Днище Москвича усилили Х-образной конструкцией. Предусматривали форсированный двигатель объемом 1,4 л с двумя карбюраторами. Пробовали даже отечественную систему впрыска.

Но затея не нашла отзыва в сердцах руководителей автопрома. Позднее на одном из родстеров, говорят, возили по территории завода заготовки. Второй, вроде бы, окончил дни в частных руках.

Не наша радость

Наконец-то, в конце 1980-х – начале 1990-х, начался рассвет советских кабриолетов. Правда, не для отечественных покупателей. Большинство советских автолюбителей об этих машинах даже не знали. Да и делали их за рубежом.

А строили их на базе достаточно популярных тогда в мире Лады Самары ВАЗ-2108 и Лады Нивы. В 1990 году, по заказу одного из крупнейших дилеров советских автомобилей Scaldia-Volga, в Бельгии на базе «восьмерки» сделали первый прототип кабриолета San Remo. Кузов для него спроектировал тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев.

Lada Samara Natacha
Lada Samara Natacha

Под забавным именем Lada Natacha (а кто ж еще?) такие кабриолеты делали мелкосерийно в 1990-1996 гг. Построили 456 автомобилей. Для такого класса машин совсем немного!

Немецкая Lada Samara Fun
Немецкая Lada Samara Fun

Около 600 открытых Самар под именем Lada Samara Fun сделала и фирма Deutsche Lada в Германии. Правда, эти автомобили были попроще: с сохраненной передней частью крыши и тентом, укрепленным на пластмассовой панели поверх кузова.

Свою версию кабриолета на базе «восьмерки» построили и в Канаде.

Французская Lada Niva Plein Soleil компании Poch
Французская Lada Niva Plein Soleil компании Poch

Не меньше открытых вариантов делали и из Нивы ВАЗ-2121. Один из самых известных кабриолетов — французский Lada Niva Plein Soleil (солнечный), созданный компанией Poch, успешно занимающейся продажей наших Лад.

Lada Niva производства Deutsche Lada
Lada Niva производства Deutsche Lada

Версию с кузовом кабриолет построила и Deutsche Lada. Подобные машины в праворульном варианте в Британии продавали под смешным именем Cossaсk. Нивы – кабриолеты были и в Голландии, и даже в Австралии.

В перестроечные времена открытые Самары и Нивы любители экзотики стали привозить на родину. Но найти сейчас такой автомобиль на вторичном рынке очень нелегко. А если они и всплывают, то примерно за полтора миллиона. Разумеется, появились и аналогичные кустарные самоделки местного изготовления.

Попытка номер три. И опять неудачная...

Лада-Самара с кузовом тарга
Лада-Самара с кузовом тарга

Тольяттинский дизайнер Владимир Пашко создал очень оригинальный вариант ВАЗ-2108 с кузовом тарга — с убираемой средней частью крыши. Такие машины были очень модны в 1970-1980-х годах. Но даже в мелкую серию автомобиль не пошел. Изготовили не то два, ие то три опытных образца.

ЗАЗ-11025 Таврия
ЗАЗ-11025 Таврия

Кабриолетом могла бы стать и Таврия. Поначалу после запуска производства к машине проявляли повышенный интерес за рубежом. В частности, в Греции. Именно с прицелом на этот рынок в 1990-м году опытный ЗАЗ-11025 с мягкой крышей сделала дочерняя фирма завода ЗАЗ-Автотехника. Но дело опять кончилось несколькими образцами.

Lada Samara Cabrio LLD
Lada Samara Cabrio LLD

В 1990-е московская фирма ЛЛД, известная в том числе тюнинговыми УАЗами, создала свой родстер на базе Самары. Причем формально Lada Samara Cabrio LLD даже продавали. Вернее, предлагали сделать после предоплаты. Случились ли заказчики – неизвестно. Но много их точно не было.

Ока Кабрио из Набережных Челнов, 2000 г.
Ока Кабрио из Набережных Челнов, 2000 г.

В 2000-х на выставках регулярно показывали разные варианты Оки с мягкой крышей. Делали такие машины небольшие предприятия на базе и камских, и серпуховских ВАЗ-11113. Обычно в той или иной мере дорабатывали и салон. Однако ни одна подобная машина не стала даже мелкосерийной. А жаль! Сейчас бы и они стоили гораздо дороже стандартных. Или просто радовали любителей автомобильного прекрасного.