Нет ничего печальнее на свете, чем мысли о кончающемся лете… Каким бы оно ни было, но провожать всё равно грустно, особенно в нашем возрасте: ЛЕТ остаётся всё меньше. Такова жизнь, ничего не поделаешь... Пропущенное будем навёрстывать осенью.
Первая после летних каникул встреча в клубе «Перевал» была посвящена памяти Владимира Высоцкого. 25 июля исполнилось 45 лет со дня смерти великого барда.
Мы все - современники Высоцкого, мы ходили на его концерты, смотрели спектакли и фильмы с его участием, а его песни – это неотделимая часть нашего детства и юности. Мы все помним те жаркие летние дни 1980-го года, когда на праздничную олимпийскую Москву вдруг обрушилась ужасная весть. Будто чёрное облако повисло в ясном небе. На похороны собралось столько народу, что улицы не могли вместить. Мы были свидетелями и участниками стихийного взрыва всенародной любви и горя… Это не освещалось советской прессой, но потрясло иностранных корреспондентов, один из них написал тогда: «Народ, который так умеет прощаться со своими поэтами, - бессмертен!»
Нынешняя молодёжь едва ли даже представить может, что значил Высоцкий для советских людей. По популярности он мог сравниться разве что с Юрием Гагариным. Для нас это - живая память, у каждого свои воспоминания, впечатления, любимые песни. И очень здорово, когда есть возможность поделиться всем этим с друзьями!
Владимир Высоцкий был личностью сложной и противоречивой. И отношение к нему при жизни было сложным и противоречивым. Наверное, не было у нас в стране другого такого человека, мнения о котором расходились бы столь противоположно…
Однако бесспорно: при всех своих неоднозначных внешних проявлениях это был уникальный поэт и уникальный артист, истинный творческий гений, оставивший неизгладимый след в русской культуре 20-го века. Предъявлять человеческие претензии к Художникам такого масштаба бессмысленно. Конечно, жаль, что при жизни Высоцкий не получил в СССР официального признания. Но в том ли смысл? Единствeнный нaстoящий успex - имeть вoзмoжнoсть жить тaк, кaк тeбe xoчeтся. И единственный путь в бессмертие – это творческое наследие.
Вернее всех, пожалуй, это сформулировал другой поэтический гений 20-го века.
Кончина Высоцкого вызвала невиданный всплеск поэтического творчества в самых разных слоях населения, который впоследствии назвали «феноменом всенародного литературоведения». Не только известные поэты и барды посвятили Высоцкому свои творения, но и самые разные люди, даже не знавшие его лично. Сначала они приносили листки со стихами к Театру на Таганке, позже - на Ваганьковское кладбище, их переписывали, перепечатывали, распространяли в списках, включали в самодельные буклеты… Впоследствии значительная часть стихотворно-песенных посвящений была включена в сборник «Светлой памяти Владимира Высоцкого» (составитель Зинаида Лихачёва), на рубеже XX и XXI столетий в это собрание входило не менее десяти тысяч поэтических текстов.
Что характерно, процесс народного творчества, посвящённого Владимиру Высоцкому, не иссякает. И раменские поэты в стороне не остались.
Прошли десятилетия, но интерес к творчеству Владимира Высоцкого не только не гаснет, но кажется, возрастает всё больше и больше. Глубочайшая смысловая наполненность обеспечивает его поэзии вечную актуальность.
Тематика песен очень широка. Это военные песни, горные, лирические, сатирические, бытовые, сказочные и т.д. Особняком стоят произведения исповедально-философского характера, а также баллады – высший пилотаж жанра авторской песни. В программе нашего вечера был представлен практически каждый из песенных циклов.
Высоцкий создал более шести сотен песен и стихов. И при том не был ни членом Союза писателей, ни членом Союза композиторов, при жизни не имел никаких званий и наград... Но он был поистине народным поэтом. В его произведениях, как в зеркале, отражалась живая история страны, настроения всех слоёв общества. Его песни – это своего рода «энциклопедия русской жизни».
Следующая песня была посвящена одному из самых близких друзей Высоцкого, с которым он жил в одном доме, вырос в одном дворе и в школе сидел за одной партой, который научил его играть на гитаре и был неизменным участником его компаний, - поэту Игорю Кохановскому. Привет и пожелания доброго здравия Игорю Васильевичу от всего нашего клуба!
При жизни Высоцкого его песни распространялись, в основном, на магнитофонных плёнках и были доступны далеко не всем. Зато сейчас мы можем слушать их в цифровом формате, в полном объёме и в отличном качестве. Было бы желание…
Высоцкий-поэт неотделим от Высоцкого-актёра, каждая песня в его исполнении – это настоящий спектакль со своей драматургией, эмоциями, откликом аудитории.
Самым поразительным в нём был талант проникновения в образ. По возрасту Высоцкому не довелось быть на фронте, он даже не служил в армии – но его военные песни столь правдивы, что даже ветераны ВОВ не сомневались, что автор этих песен воевал. Альпинисты пребывали в уверенности, что Высоцкий покорял горные вершины. Зэки были убеждены, что он немало лет провёл за решёткой. Высоцкий мог, что называется, «влезть в шкуру» кого угодно, вплоть до неодушевлённого объекта. И когда он говорил от имени своего персонажа, это было максимально достоверно. Он не просто играл роль, он реально ЖИЛ в этой роли, задействуя все струны своей души. Это была полная самоотдача.
Подражать Высоцкому пытались и пытаются многие исполнители, но простые копирования выглядят как-то неубедительно. Потому что в песнях Высоцкого главное - именно драматургия. И исполнителю, если он хочет петь песни Высоцкого, нужно не пытаться повторить автора, а сыграть собственный спектакль, по-своему прожить ту или иную историю.
Одна из самых драматических песен Высоцкого - «Канатоходец» - была написана в 1972 году. Её создание совпало со смертью (кстати, тоже 25 июля) великого циркового артиста, клоуна Леонида Енгибарова, и считается, что песня посвящена его памяти. Однако вдохновило Высоцкого выступление настоящего канатоходца - Гусейна Хамдулаева. В 1972 году, в спектакле «Прометей» в Большом Московском цирке он исполнял один из самых эффектных и рискованных трюков — подъём по канату, натянутому под углом 45 градусов. Трюк выполнялся на большой высоте, без страховки, под барабанную дробь. Напряжение в зрительном зале достигало апогея. Всему этому свидетелем был Высоцкий.
Конечно же, эта песня не только о цирке. Не только и не столько... Наверное, прежде всего она о самом авторе, а также о его соратниках и последователях.
Цикл военных песен, которые принесли автору известность и признание, начал формироваться в середине 60-х годов. В военной тематике Высоцкий открыл такие ракурсы, которые до него не видел никто из поэтов. А в некоторых произведениях он поднялся до эпического уровня.
Настоящая, всесоюзная слава к Высоцкому как автору-исполнителю пришла в 1967 году, после премьеры фильма «Вертикаль». Съёмки проходили в Приэльбрусье, на леднике Шхельда. Однажды в гостинице Высоцкий встретил группу немецких альпинистов, и один из немцев вспоминал, как в 1940 году он проходил стажировку на Кавказе вместе с советскими альпинистами и даже наблюдал случай, когда советский инструктор спас в горах одного из немцев. А спустя два года здесь началась кровавая битва за Кавказ, в которой участвовала горнопехотная дивизия верхмахта, укомплектованная альпинистами. Так вчерашние товарищи встретились в этих горах как враги... И того, кого когда-то с помощью страховочной верёвки спас от гибели наш альпинист, теперь надо было «сбросить с перевала». Эта драматическая история произвела на Высоцкого сильное впечатление, и у него родилась песня.
Сам Высоцкий сыграл в этом фильме эпизодическую роль поющего радиста, которая изначально предназначалась Юрию Визбору. Но Визбор не смог сниматься, и тогда роль предложили Высоцкому. И Владимир Семёнович не только сыграл, но и сочинил изумительные песни, которые в конечном счёте обеспечили успех всему фильму.
«Песня о друге» была написана после того, как консультант картины, известный альпинист Леонид Елисеев рассказал Высоцкому случай из собственной практики. Летом 1955 года он в составе группы из шести человек совершал спортивно-тренировочное восхождение. Как вдруг скала, на которой были закреплены страховочные тросы, стала падать. Каждый из группы в этой ситуации повел себя по-разному... Высоцкий задавал вопросы, а наутро спел Елисееву песню, несказанно восхитив первого её слушателя.
Горы – это истинное испытание личностных качеств человека. Кто попало туда не ходит. Горы манят, горы дразнят, горы собирают жертвенную дань… Горные песни наиболее близки нашему клубу «Перевал», главными принципами которого являются высота, стойкость и преодоление, а отношения участников строятся на основе дружбы и творческого сотрудничества. И у нас - как в горах: не каждый, кто приходит на Перевал, выдерживает испытание высотой. Не потому, что человек плохой, просто – не наш… Порою даже горькое сожаление охватывает: вроде хороший человек, и умный, и талантливый, и приятный во всех отношениях, а вот - НЕ НАШ. Ну, бывает… А нужно всего-то – слышать не только себя, но и других.
В творчестве любого поэта особое место занимает любовная лирика. Именно по ней проще всего оценить дарование автора. Слишком уж заезжена и избита тема. Только по-настоящему великим поэтам удаётся пройти по краешку и не скатиться в банальность. Только большим талантам удается создать что-то выдающееся на фоне миллионов текстов о любви.
В нашей программе прозвучала и знаменитая «Баллада о любви», которую считают вершиной поэтического творчества Высоцкого. Эта композиция примечательна тем, что в ней описывается не любовь героя и не объект его любви, а сам феномен любви, её философия.
А вообще, лирические песни – это не обязательно о любви. Как говорил сам Высоцкий, «Все песни — лирические. Лирические — это значит, своё собственное восприятие мира ты рассказываешь... Лирика – это когда ты от себя свои собственные ощущения рассказываешь в песне».
Знаковое стихотворение «Гитара» было написано в 1966 году. Это гимн гитаре, воспевание её душевности, искренности и близости к народу. Гитара для Высоцкого - не просто инструмент, это символ юности и искренности чувств.
Огромный пласт творчества Высоцкого составляют юмористические песни. Слушатели обычно их любят больше всего, и это естественно. Смех - благороднейшая форма человеческого самопроявления. Посмеявшись, человек становится лучше, счастливее, умнее и добрее. Кроме того, смех - лучшее средство борьбы с трусостью.
Гротеск и иносказание - излюбленные приёмы поэта, позволяющие выразить свои мысли в эпоху тотальной цензуры. Шутливые по форме, песни Высоцкого наполнены глубокими смыслами, и каждый слушатель открывает для себя эти смыслы. «Песня про Жирафа», «Козёл отпущения» и другие звучавшие в тот день шедевры, вызывали у слушателей живейший отклик вплоть до желания подпевать.
Конечно, программа этого вечера не могла вместить все песни Высоцкого, имеющиеся в репертуаре наших исполнителей. Как и репортажи со встреч клуба не могут охватить все пункты тематических программ.
Однако песни великих бардов постоянно звучат на наших встречах, независимо от дат. Мы пели, поём и будем петь замечательные песни Владимира Высоцкого, которые не спутаешь ни с какими другими. Так же, как поют их многие люди, которые каждый год 25 июля и 25 января приходят на Ваганьковское кладбище, чтобы почтить память одного из величайших бардов ХХ века.
Настоящие Художники – удивительные создания. Их физический уход мало что меняет в этом мире, ибо они всё равно остаются с нами, всё равно живут рядом, пока звучат их стихи и поются их песни.
Татьяна Гамалеева
ПЕРЕВАЛ
июль-август 2025