Необычно одновременно испытывать унижение, чувство справедливости и проходить решающее испытание. Но именно в таком положении сегодня находится Индия. Президент Дональд Трамп свел на нет 25 лет дипломатии, поддержав Пакистан после его конфликта с Индией в мае, а теперь вводит против Индии еще более высокие пошлины, чем против Китая. Он не мог предугадать, как отреагирует самая густонаселенная страна мира и пятая по величине экономика.
Нарендра Моди, премьер-министр Индии, недавно наметил путь к созданию сильной, более самостоятельной нации. Он также собирается встретиться с Си Цзиньпином в Китае после ожесточенного четырехлетнего китайско-индийского военного противостояния в Гималаях. Для Америки отчуждение от Индии является серьезной ошибкой. Для Индии это благоприятный момент: решающая проверка ее притязаний на статус будущей сверхдержавы.
Трамп унизил Индию дважды. 27 августа, осудив Индию за покупку российской нефти, президент США ввёл 25-процентную надбавку к уже существующим 25-процентным импортным пошлинам на индийские товары. Покупка кремлёвской нефти — это неприлично. Но учитывая, что Индия делает это в рамках схемы ограничения цен, управляемой Западом, что она продаёт нефтепродукты в Европу и что большая часть мира, включая Китай, также покупает российскую нефть, эта надбавка выглядит так, будто Индию наказали отдельно.
Ещё одно унижение — это дружба Трампа с Пакистаном. После теракта в Индии, в котором Моди обвинил Пакистан, в мае между двумя соперниками произошла четырёхдневная стычка, в которой участвовало более 100 военных самолётов и которая вызвала опасения по поводу ядерного конфликта. Тем не менее Трамп сейчас изучает возможности заключения сделок в сфере криптовалют и майнинга в Пакистане. Он обедал в Белом доме с фельдмаршалом Асимом Муниром, жёстким командующим армией и фактическим правителем страны, который выдвинул кандидатуру Трампа на Нобелевскую премию мира. Америка предложила выступить посредником в споре вокруг Кашмира, нарушив свою давнюю позицию и индийское табу.
Неспособность Америки поддержать Индию в ключевом вопросе безопасности и решение наказать её за торговые махинации подорвали доверие индийцев. С 2004 года американские президенты приветствовали Индию как растущую демократическую державу, противостоящую китайскому доминированию в Азии. Её экономика стоимостью 4 трлн долларов и фондовый рынок стоимостью 5 трлн долларов превосходят показатели Пакистана, страдающего от нестабильности, долгового кризиса, терроризма и зависимости от Китая. Это гигантский удар по интересам Америки, который усугубляет её пренебрежительное отношение к НАТО в Европе.
Это объясняет вторую эмоцию, которую испытывают некоторые в Индии: чувство удовлетворения. С момента обретения независимости в 1947 году Индия избегала вступления в альянсы, хотя используемый ею термин изменился с «неприсоединения» на «многовекторность». Она закупает часть вооружений у России, а часть — у Европы, Израиля и Америки. Китай поставляет производственные ресурсы, а Запад — технологии и рынки.
Однако в 2020 году, когда отношения с Китаем резко ухудшились после пограничных стычек в Гималаях, некоторые в Вашингтоне надеялись, что это может стать предвестником квазиальянса с Америкой. Страны обмениваются разведданными, а совместные американо-индийские военные учения, в которых также участвовали Япония и Австралия, привели к заключению в 2024 году стратегического соглашения о более тесных оборонных связях.
Индийцы, скептически относящиеся к глобальным связям, чувствуют себя оправданными событиями последних нескольких месяцев. Как они всегда и предупреждали, зависимость от Америки опасна. Визит Моди в Китай призван показать, что у Индии есть выбор.
Унижение и восстановление справедливости — это проверка возможностей и стойкости Индии. В течение 11 лет Моди занимался государственным строительством, модернизацией и централизацией. Были и неудачи. Программа индустриализации дала скромные результаты и не смогла создать новые рабочие места, в которых нуждается Индия. Система образования оставляет желать лучшего. Моди часто впадает в индуистский шовинизм.
Но были и успехи. Новые дороги и аэропорты, а также цифровые платёжные и налоговые платформы создали гигантский единый рынок. Финансовая система стала сильнее благодаря развитым рынкам капитала, основанным на внутренних сбережениях, почти сбалансированному текущему счёту и осмотрительным банкам. Теперь Индия с меньшей вероятностью будет привлекать цепочки поставок в рамках бума «Китай плюс один», но всё это поможет ей пережить торговый шок. Ожидается, что темпы роста останутся на уровне выше 6%, что сделает Индию самой динамичной крупной экономикой в мире и, по данным МВФ, третьей по величине к 2028 году.
Опасность заключается в том, что агрессия Америки пробуждает дремлющие автаркию и антизападничество. В своей речи по случаю Дня независимости, произнесённой 15 августа в Красном форте в Дели, Моди подчеркнул важность большей самостоятельности. Но если Индия пойдёт дальше и замкнётся в себе, это поставит под угрозу её индустрию услуг, которая сейчас экспортирует почти столько же, сколько все остальные отрасли вместе взятые. Индийские компании, предоставляющие технологические услуги, по меньшей мере половину своих продаж осуществляют американским клиентам, в том числе крупным компаниям с «глобальными центрами возможностей» в Индии. Страна является вторым по величине рынком для OpenAI по количеству пользователей. А для ускорения индустриализации Индии нужно больше импортируемого оборудования и ресурсов из Китая.
Индии лучше попытаться ограничить ущерб. Ей следует пойти на рациональные уступки, в том числе снизить тарифы и закупать меньше российской нефти и больше американского природного газа. Между Америкой и Индией по-прежнему существуют прочные связи, не в последнюю очередь благодаря огромной диаспоре. Моди прав, что едет в Китай: развитие производства в Индии будет означать укрепление торговых связей в следующем десятилетии, а также развитие американских технологий. Ему следует искать новые торговые соглашения в дополнение к недавним сделкам с Великобританией и Объединёнными Арабскими Эмиратами.
Смотрите в будущее, а не в прошлое.
Вторым приоритетом должны стать реформы внутри страны. Судьба Индии и её выбор в том, чтобы быть независимой. Размер и динамичность важны как никогда, чтобы добиваться более выгодных условий в сделках, платить за оборону и повышать уровень жизни, даже если мировая торговля замедлится. Индия уже несколько лет ждёт масштабных реформ, в том числе дерегулирования бизнеса, судебной реформы и модернизации сельского хозяйства, распределения земли и электроэнергии.
Многие из этих реформ требуют сотрудничества между штатами Индии и центральным правительством. Обнадёживает то, что Моди только что заявил, что упростит систему налогообложения товаров и услуг и ослабит регулирование экономики, сделав акцент на «реформе следующего поколения» После 11 лет пребывания у власти ему нужно двигаться дальше и быстрее Решение самых серьёзных внутренних проблем Индии всегда было в её национальных интересах Во враждебном мире это также лучшая защита.
По материалам The Economist
Переведено командой Новостное Пике
Телеграмм канал https://t.me/novostnoepike