Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

«Горная зависимость». Когда увлечение превращается в одержимость?

Оглавление

Трагедия, произошедшая с Натальей Наговициной, которую пытались спасти больше двух недель, продолжает будоражить общественность. Одни восхищались ее стойкостью, другие — упрекали за безрассудство. «НИ» попытались разобраться, что движет людьми, осознанно идущими на такой риск.

Несмотря на неоднократные предостережения экспертов, Наталья Наговицина все же отправилась покорять пик Победы. Автор: Юлия Суворова. Фото: 1MI
Несмотря на неоднократные предостережения экспертов, Наталья Наговицина все же отправилась покорять пик Победы. Автор: Юлия Суворова. Фото: 1MI

Юлия Литвиненко

Трагичная история с альпинисткой Натальей Наговициной разделила многих комментаторов на два лагеря: одни восхищались мужеством и упорством россиянки, другие — критиковали за безрассудство.

  • Так, в 2021 году горы «забрали» у Наговициной мужа — это был соседний с пиком Победы Хан-Тенгри, где мужчина пережил инсульт на высоте более 6800 м.
  • Спустя год она вернулась на вершину, чтобы установить табличку в честь погибшего супруга.
  • В 2025-м в составе группы альпинистов Наговицина решила подняться на пик Победы.

Между тем россиянку неоднократно просили повременить с покорением этой вершины. По словам белорусского альпиниста Артема Ценцевицкого, женщине год назад отказали в восхождении на пик Победы — из-за недостаточной подготовленности.

«Мы договорились, если она успевает двигаться со скоростью остальных участников, которые были немного более опытные, более сильные, то мы продолжаем восхождение. Если нет, то ей придется развернуться в том месте, где, собственно говоря, безопасно, где развернуться можно в любой момент, — вспоминал Ценцевицкий. — На мой взгляд, ее подготовки было на тот момент недостаточно, и я принял решение, что ее надо развернуть вниз».

Более того, красный свет ей дали сразу три гида. Как рассказал ТАСС вице-президент Федерации альпинизма России Александр Пятницин, специалисты запретили Наговициной идти на пик Победы из-за низкого уровня подготовки.

«Три гида фактически запретили ей туда идти и отказались подниматься с ней из-за низкого уровня подготовки. Она нашла кого-то, кто пошел с ней. Команда была неслаженной», — пояснил собеседник агентства.

И все же, несмотря на предостережения экспертов, Наталья Наговицина с невероятным упорством отправилась покорять пик Победы. Хотя только ли дело в амбициозном стремлении получить заветный титул «Снежный барс», столь престижный среди альпинистского сообщества?

«НИ» попытались разобраться, почему людям нравится рисковать и когда страстное увлечение превращается в опасную одержимость.

Горная зависимость — существует

Ученые медицинского университета Инсбрука в Австрии выяснили, что «горная зависимость» — это не просто громкий слоган, а реально существующее явление. В своем исследовании они попытались определить, может ли увлечение экстремальными видами спорта, в частности, альпинизмом, вызвать зависимость, как, например, игры.

Эксперты провели опрос среди любителей данного вида спорта, и из 335 респондентов четверть оказались с «горной зависимостью».

«Например, если вы пренебрегаете всем остальным ради альпинизма, продолжаете идти, хотя уже не можете и осознаете потенциальные опасности, или испытываете симптомы ломки, когда не ходите в горы», — пояснила психиатр и невролог Катарина Хюфнер.

Такие люди, по словам ученых, склонны к поиску острых ощущений и готовности рисковать.

«Многие опрошенные сообщили, что сознательно подвергают себя опасности», — отметила Хюфнер.

Впрочем, подчеркнула она, результат исследования не означает, что каждый четвертый альпинист теперь зависим. Цель была в том, чтобы выяснить, существует ли вообще такое явление.

Почему люди сознательно рискуют жизнью — мнение психолога

По словам клинического психолога, замдиректора Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России Екатерины Орловой, ответ на вопрос, почему некоторые люди любят опасные и не совсем комфортные условия для отдыха, не всегда очевиден.

«Эта загадка человеческой природы и феноменологии личности, в которой переплетаются стремление к выбросу адреналина и жажда новых впечатлений <…> Отправляясь в горы на восхождение или в джунгли на сафари, „искатели приключений“ привносят в свою жизнь моменты, наполненные восторгом и неожиданностью. Адреналин, физиологически вырабатываемый в стрессовых и ситуациях, связанных с риском для жизни, снабжает их ощущениями, превосходящими простую радость от отдыха», — пояснила эксперт.

Кроме того, преодоление сложных или опасных заданий, как правило, дает человеку чувство гордости и достижения, а следовательно, повышает самооценку и укрепляет уверенность в себе. Как отмечает психолог, во время активных приключений человек испытывает выброс нейромедиаторов, который может кардинально изменить восприятие своей жизни.

«Например, выброс адреналина дает ощущение прилива энергии и эйфории и часто этот „адреналиновый заряд“ помогает улучшить настроение и снять напряжение. В тоже время, многие экстремальные виды спорта предполагают двигательную активность, что улучшает физическое состояние и повышение уровня эндорфинов, что также способствует расслаблению», — объяснила Орлова.
По мнению психолога, погоня человека за «предельными» экстремальными ощущениями может говорить о глубоком внутреннем порыве, стремлении к самопознанию и преодолению своих пределов. Фото: Антон Засимов. 1MI
По мнению психолога, погоня человека за «предельными» экстремальными ощущениями может говорить о глубоком внутреннем порыве, стремлении к самопознанию и преодолению своих пределов. Фото: Антон Засимов. 1MI

Вообще, рассуждает специалист, желание намеренно испытывать риск может иметь множество причин.

«Погоня человека за „предельными“ экстремальными ощущениями в искусственно созданных на отдыхе ситуациях, связанных с высокой степенью риска, может говорить о глубоком внутреннем порыве, стремлении к самопознанию и преодолению своих пределов. Это феномен, на первый взгляд, противоречит инстинкту самосохранения, но на самом деле он коренится в желании испытать истинные границы своей сущности», — пояснила Орлова.

Психолог пояснила, что в данном контексте выход из зоны комфорта становится не наказанием, а инструментом трансформации, привлекательным способом сбросить оковы социального давления и стереотипов.

Эксперт также считает, что экстремальный отдых действительно может вызвать определенную зависимость.

«Такие занятия, как скалолазание, серфинг или парашютный спорт, наполняют организм эндорфинами, создавая эффект не уголовно наказуемого „кайфа“, который стремятся испытать вновь и вновь. Со временем потребность в этом адреналиновом выбросе может перерасти в навязчивую идею, когда человек начинает искать все более рискованные и опасные способы провести время для получения эмоционального подъема», — пояснила психолог.

Последствия одержимости экстримом

В результате стремление к экстриму может не только привести к физическим травмам, но и нести серьезную угрозу жизни. Важнейший аспект физической безопасности может быть проигнорирован (как в случае с Натальей Наговициной, судя по отзывам некоторых коллег), что, в свою очередь, может вызвать неприятные последствия не только для самого любителя острых ощущений, но и для его близких.

Более того, указала Орлова, одержимость экстремальными видами отдыха может быть связана не только с физическим компонентом здоровья человека, но также и с негативными последствиями для психологического благополучия (тревога, депрессия или проблемы с контролем импульсов).

К слову, ученые проводившие исследование в 2022 году, также выявили связь между зависимостью от альпинизма и симптомами депрессии и тревожности, а также более высоким уровнем психологического стресса.

По словам психолога, подобная зависимость может оторвать человека от социальных связей и привычной жизни, погружая его в мир опасных увлечений и изолируя от близкого окружения.

Врач-психиатр высшей категории Виктор Ханыков считает, что за стремлением «испытать себя», рискуя жизнью, стоит «довольно мощный эгоизм».

«Потому что, действительно, он идет в горы без оглядки „на тех, кого ты приручил“. Мы ведь в ответе за всех тех, кого мы „приручили“, это наша семья, даже наш коллектив и так далее, это все те, которые, если нас потеряют, будут страдать <…> Подвиг, который совершает человек исключительно ради себя, ради самоутверждения, чтобы ощутить, какой ты крутой, что ты сделал это, в общем-то, это выглядит весьма эгоистично», — сказал врач, добавив, что рисковать жизнью, возможно, стоит ради чего-то иного, а «не ради собственного чувства удовлетворения».
В МЧС России объяснили, что не могли спасти альпинистку, потому что она находилась в другой стране. Фото: 1MI
В МЧС России объяснили, что не могли спасти альпинистку, потому что она находилась в другой стране. Фото: 1MI

Ранее сегодня представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что МЧС России координирует свои действия с киргизской стороной в ситуации с Наговициной.

«Разумеется, российские власти и посредством нашего посольства, и МЧС имеет свои отлаженные каналы по сотрудничеству с нашими кыргызстанскими друзьями, они находятся в полном контакте, они синхронизируют свои действия», — подчеркнул он, добавив, что Бишкек предпринимал «отчаянное усилие» для спасения альпинистки.

О том, что Наталья Наговицина застряла на пике Победы, стало известно 19 августа. Женщина получила травму ноги 12 августа при спуске с пика Победы, на высоте примерно 7200 метров над уровнем моря. Ее пытались спасти другие альпинисты, однако сделать это не позволили сложные погодные условия. МЧС Киргизии после нескольких безуспешных спасательных операций 27 августа признало Наговицину пропавшей без вести.

Как сообщали СМИ, сын альпинистки писал письмо в российский МИД для помощи, которое, как утверждалось, осталось без ответа. Позднее в ведомстве пояснили, что посольство страны в Киргизии и Министерство иностранных дел с первого дня получения информации делали все возможное для активизации усилий по спасению Наговициной.

Позднее в МЧС России объяснили, что не могли спасти альпинистку, потому что она находилась в другой стране. Подобные операции проводятся только по распоряжению президента и правительства Российской Федерации, которого не было.

---