Среднеазиатские и казахстанские города - это такие "амстердамы" для бедных: на каждой улице тут представлен и водный вид транспорта, потому что есть мини-каналы - арыки. Только очень маленький. В арык можно отправить в путешествие на листочке жука, и потом не догонишь. Мне не понятно, почему нет до сих экстрим-видео, где по арыкам за автомобилем едет вейкбордист. Видимо, деревья, растущие вдоль арыков, мешают. Вообще, арык интересная тема - с точки зрения городского ландшафта. Это, конечно, вода и подпитка деревьев в летний зной, но это и риск сломать ногу, утопить телефон или подвернуть колесо автомобилю.
И тут я принялся лихорадочно вспомнинать - а был ли в Казани похожий подход к оформлению улиц? И надо же, вспомнил.
В детстве, проведенном во многом с бабушкой, очень многое было завязано на Колхозный рынок, на который выдвигались практически за чем угодно. Уже был взрослый, современный, по нынешнему думающий я, пусть и почти двадцать лет назад, была уже цифровая фототехника и диктофоны, и я думал - а как бы безпалевно заснять и передать не видео, так хоть аудиопортрет рынка - вплетение шума, азербайджанской и чувашской речи, безногого певца муджанатов под гитару, что сидел все время у арки дома Шакир-солдата. Ничего из этого, конечно, не заснял и не изобрел даже способ исподтишка записать - тогдашний мой mp3 плеер в режиме диктофона писал шуршание куртки, но не звук в метре от него. Хотя, чего скромничать, увез из той эпохи другого материала на полноценную ностальгию.
И вот ярчайшее впечатление о том, как трамвай № 7 поворачивает с Татарстан на Тукая - после остановки еще один перекресток с Парижской Коммуной, красивейшее угловое здания, под 20 номером по Коммуне и 37 по Тукаевской - здание типографии Каримова, ныне - комплекс из много чего, включающего и галлерею "Эбиволь" (кто-нибудь мне может сказать, что это значит и с какого языка, с детства ассоциация только с "әби" и "молью"?). И вот вдоль этого здания вдоль тротуара до самого угла с Тукаевской идет глубокий канал-арык, с металлической трубой через него в месте выезда со двора. А вот если бы ты шел по линии тротуара Тукаевской, то арык надо было бы перепрыгивать - куда там бабушкам и мамам с колясками.
Впрочем, это, возможно, последствия бесхозяйственности и безвременья - на фото до 1980х арык не бросался в глаза, так как был надежно закрыт деревянным настилом.
Всегда ли был он там? Глядя на старые фотографии, кажется, что всегда. Вот 1920е:
Но на фотографии, выпущенной в 1975-80 году, внезапно, арык почти не видать по Парижской Коммуне, зато на Тукаевской в полный рост:
Фото Нияза Халита за 1983 год - почти также, но все же арык на месте есть...
Увы, нет фотографии места, где арык плавно рассасывался в прилотковую зону рядом с нынешним музеем чак-чака. А именно там он рассасывался понятно почему, да?
Да просто уже какой год арыка нет, и такие "катастрофические наводнения" в этом месте стали регулярны после каждого дождя. Тогда как годика с 93 по 99 я ходил по Парижской Коммуны в школу. Я не помню там разливов ни в мае, ни в сентябре, хотя летом, конечно, не ходил - и не исключаю, что они были, а арык и не справлялся. Посчет этого приглашаются в комменты свидетели - кто наблюдал это место много лет и в разгар лета тоже.
Я даже не помню точно, как и когда исчез арык - казалось бы, к 2005? Я все помнил эту трубу, но были ли это уже студенческие годы? И никогда не было мысли заснять это как уходящую натуру. Я, честно, говоря, помню, что радовался, что арык, казавшийся мне архаичным, был закатан в асфальт - и перейти его стало можно с коляской, с палкой и на костылях. И не сожалел, что толком его не засняли.
На более ранних моих фотографиях за 2001-2003 есть кусочек улицы Тукая у здания бывшей типографии, и на нем признаков существования арыка тоже уже нет, хотя как раз со стороны Парижской Коммуны он еще бы мог существовать..
Ну и теперь зададимся вопросом - а почему вообще ему бы там быть? Ну то есть, что, неужели расположение домов в этом месте заведомо требовало очень серьезного подхода к удалению ливневой воды?
Вот ссылка на место на карте 1822 - самой старой, где фигурирует озеро, расположенное ближе к Тихвинской церкви, но в той же котловине, что и наша низина.
Обратите внимание на старую планировку в этом месте - она шла параллельно этому "языку" низины, наверное, в нее сходились зады дворов, а дома преимущественно стояли на относительной возвышенности.
Интересно наблюдать наложение старой планировки на план, который случился (1768):
И вообще не случился (1767):
В последнем предполагалась улица между Кирова-Московской и Тукаевской, выходящая прямо к Тихвинской церкви, но и сами Тукаевская и Московская даже не совсем на их реальной линии.
Между прочим, из всей старой планировки сохранился совсем маленький кусочек: часть улицы Худякова от Тукаевской до церкви. Там она ложится на дорегулярный план. А затем терпит излом.
Ну а дальше и глубже у нас источников нет. Но есть линии рельефа. На плане 1930 они показаны хорошо, и видно, что "язык" низины тут где-то и кончается
Ну а как-нибудь попозже я напишу, что еще связывало меня с Парижской Коммуны )