Найти в Дзене

Фарфор в тверском Путевом дворце: битва тверичан с мейсеновцами

Екатерина Павловна искренне любила супруга, но их взгляды на фарфор несколько расходились. Принц Ольденбургский трепетно собирал коллекцию Мейсенской мануфактуры, а его супруга, в девичестве великая княжна Екатерина Павловна Романова, гордилась и обставляла их губернаторский дом в Твери работами русских мастеров. Надеюсь, всем хватит такта не оспаривать "искренне любила": во время русско-шведской войны погиб князь Михаил Петрович Долгоруков, её первая любовь. Позже Екатерина увлеклась Багратионом, его от неё отдалили, но... По словам князя А.Б. Куракина, великая княжна "обладала умом и духом, имела силу воли, робость ей совершенно не была свойственна". Покидать Россию княжна была не намерена, а посему вышла за двоюродного брата по материнской линии принца Георга Ольденбургского, благодаря которому осталась дома. Возвращаемся к фарфору: конкуренция имела место быть, ведь именно в Тверской губернии полвека спустя была основана знаменитая Кузнецовская фарфоровая мануфактура. Сейчас бы с

Екатерина Павловна искренне любила супруга, но их взгляды на фарфор несколько расходились. Принц Ольденбургский трепетно собирал коллекцию Мейсенской мануфактуры, а его супруга, в девичестве великая княжна Екатерина Павловна Романова, гордилась и обставляла их губернаторский дом в Твери работами русских мастеров.

Кузнецовский фарфор в Тверском императорском дворце.
Кузнецовский фарфор в Тверском императорском дворце.

Надеюсь, всем хватит такта не оспаривать "искренне любила": во время русско-шведской войны погиб князь Михаил Петрович Долгоруков, её первая любовь. Позже Екатерина увлеклась Багратионом, его от неё отдалили, но...

По словам князя А.Б. Куракина, великая княжна "обладала умом и духом, имела силу воли, робость ей совершенно не была свойственна".

Покидать Россию княжна была не намерена, а посему вышла за двоюродного брата по материнской линии принца Георга Ольденбургского, благодаря которому осталась дома.

Возвращаемся к фарфору: конкуренция имела место быть, ведь именно в Тверской губернии полвека спустя была основана знаменитая Кузнецовская фарфоровая мануфактура.

Сейчас бы сказали, что Екатерина Павловна поддерживала отечественного производителя )) и это правда.

Лиловый кабинет Екатерины Павловны. Тверской путевой дворец.
Лиловый кабинет Екатерины Павловны. Тверской путевой дворец.

На заднем плане кадра ваза в греческом стиле английской работы начала XIX века, на переднем (на столе) - знаменитый кузнецовский фарфор.

Производство фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова было основано в 1889 и просуществовало до национализации в 1917.

На фабрике Кузнецова ассортимент ваз был огромен, порой они изготавливались штучно в соответствиями с пожеланиями заказчика. В тверском дворце экспонируется немало ваз с портретами российских императоров.

Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.

Голубая гостиная. Тверской путевой дворец.
Голубая гостиная. Тверской путевой дворец.

Принц Ольденбургский, супруг Екатерины Павловны, тоже не забывал о родине. Получив блестящее образование в Лейпцигском университете, он обладал и знаниями, и вкусом.

Он трепетал над своей коллекцией фарфора точно так, как сейчас трепещут устроители музея в Твери, - вход в фарфоровый кабинет закрыт!

Раньше это помещение было просто буфетной, ныне оно относится к парадным залам, ибо тут находится личная коллекция художественных произведений Георга Ольденбургского.

Фарфоровый кабинет. Тверской путевой дворец.
Фарфоровый кабинет. Тверской путевой дворец.
"Портной на козле". Иоганн Кендлер, 1737, главный модельер Мейсенской мануфактуры.
"Портной на козле". Иоганн Кендлер, 1737, главный модельер Мейсенской мануфактуры.

Экспонаты бывшей буфетной можно поразглядывать лишь из-за ленточки на двери.

Качество фотографий в витринах тоже оставляет желать лучшего? Согласна, освещение витрин с фарфором безобразно и сопроводительные надписи на стекле практически нечитаемы.

Однако фарфора в Путевом дворце, ныне Тверской областной картинной галерее, экспонируется немало, и китайского, и русского, и французского.

Мне приглянулась вот эта действительно редчайшая чайная пара - изысканная и без всяких финтифлюшек из Мейсена - с логотипом Наполеона.

Чайная пара с портретом Гортензии де Богарне. Севрская Королевская мануфактура. Франция.
Чайная пара с портретом Гортензии де Богарне. Севрская Королевская мануфактура. Франция.

А потом из той же Франции до нас докатилась мода на революцию. Началась эра иного искусства, которого в этом музее тоже выставлено в изобилии.

-7

Не скажу, что в восхищении от нового стиля, но следующая картина с трактором и солдатами почему-то тронула. В её сюжете читается уважаемый мною смысл "Вечного зова" Анатолия Иванова.

-8

Советский фарфор был (не по химическому составу) совсем иной. И старых, и современных работ в музее огромное количество.

-9
-10

Фарфором начала XX века не впечатлена, но приятно мне, что время родило новых художников, достойных выставляться в Путевом дворце Екатерины Великой.

-11
-12

Всем счастливых дорог!