Найти в Дзене
ОБЪЕКТИВные истории

Фасад для туристов, руины для своих: что скрывает бывшая женская гимназия в Переславле-Залесском

Или «Еще одно наследие - еще один позор» Если гулять по Советской улице в Переславле-Залесском, взгляд непременно упрётся в красивое зелёное здание с белыми наличниками и ажурными деталями. С фасада оно выглядит так, словно здесь до сих пор звучат голоса гимназисток, шелестят платья и стучат чернильные перья по тетрадям. История начинается в 1864 году, когда в Переславле открылось женское училище второго разряда, где девочки обучались два года. Для города это было событие: впервые девочки получили возможность учиться не дома, а в настоящем учебном заведении. В программу входили Закон Божий, грамматика, история, география, арифметика, чистописание и, конечно, рукоделие. Дополнительно преподавали иностранные языки, музыку, рисование и танцы. Особое внимание уделялось рукоделию. Правда, инспекторы не раз замечали: вязанию и вышивке уделяют слишком много времени, а более полезному крою и шитью — меньше, чем следовало бы. С деньгами всё было непросто. Купеческое общество поначалу пообещало
Оглавление

Или «Еще одно наследие - еще один позор»

Если гулять по Советской улице в Переславле-Залесском, взгляд непременно упрётся в красивое зелёное здание с белыми наличниками и ажурными деталями. С фасада оно выглядит так, словно здесь до сих пор звучат голоса гимназисток, шелестят платья и стучат чернильные перья по тетрадям.

Первое женское училище

История начинается в 1864 году, когда в Переславле открылось женское училище второго разряда, где девочки обучались два года. Для города это было событие: впервые девочки получили возможность учиться не дома, а в настоящем учебном заведении.

Гимназистки Переславской гимназии
Гимназистки Переславской гимназии

В программу входили Закон Божий, грамматика, история, география, арифметика, чистописание и, конечно, рукоделие. Дополнительно преподавали иностранные языки, музыку, рисование и танцы.

-3

Особое внимание уделялось рукоделию. Правда, инспекторы не раз замечали: вязанию и вышивке уделяют слишком много времени, а более полезному крою и шитью — меньше, чем следовало бы.

-4

Сложности и благотворители

С деньгами всё было непросто. Купеческое общество поначалу пообещало ежегодно выделять средства, но вскоре отказалось, сославшись на «трудные времена».

В итоге училище существовало во многом благодаря благотворителям: сестрам Гладковым, владелицам красильной фабрики, и дворянину Василию Гагарину. Средства собирали также через концерты, спектакли и лотереи.

-5

Из училища в гимназию

В 1873 году училище преобразовали в гимназию. Учебная программа расширилась, появились новые классы, библиотеки, физический кабинет и коллекция по естественной истории.

Гимназия быстро стала важным культурным центром города. Ученицы участвовали в спектаклях, концертах, литературных вечерах и балах. К 1908 году здесь учились более четырёхсот девочек.

В 1910 г. отстроено новое здание для 5 классных помещений и «раздевальней», представляющее собой каменную двухэтажную пристройку к деревянному зданию гимназии. Сейчас именно в ней располагается школа.

Кирпичная пристройка к главному корпусу гимназии, построенная в 1910 году. Именно а ней сейчас расположена современная школа.
Кирпичная пристройка к главному корпусу гимназии, построенная в 1910 году. Именно а ней сейчас расположена современная школа.

После окончания они получали диплом домашней учительницы — профессию, которая давала возможность не только зарабатывать, но и быть независимой.

-7
-8

Дисциплина

Жизнь гимназисток была строго регламентирована. Форма — обязательна, никаких украшений. На улице — никаких сборищ и шумных игр.

Прогулки ограничивались часами: летом до десяти вечера, зимой до семи. В театр или на концерт можно было пойти только с письменного разрешения начальницы гимназии. Строжайше воспрещалось посещать маскарады, клубы, кофейни, кондитерские, оперетки, фарсы, танцевальные вечера, исключение составляли вечера в пользу недостаточных учащихся, детские танцевальные вечера и елки.

-9

Пребывание учениц на вечерах допускалось только до 12 часов ночи. Воспрещалось также посещать театральные и кинематографические представления, концерты, публичные выступления, признанные учебным начальством вредными. 

Эти правила сегодня кажутся чрезмерными, но именно благодаря им гимназия воспитывала собранных, дисциплинированных и образованных девушек.

После гимназии

В 1918 году гимназию закрыли и превратили в советскую школу. Сегодня её правопреемницей считается школа № 2, расположена она в дополнительном (кирпичном) крыле здания, а старое основное здание перешло к другим организациям.

-10
-11

К сожалению, исторический дом живёт теперь только наполовину: со стороны улицы он радует глаз, но стоит обойти его с другой стороны — и становится ясно, что реставрация была больше показной, чем настоящей.

-12

Современный ироничный штрих

Теперь в главном здании бывшей гимназии располагается департамент занятости населения ярославской области.

-13

Символично, не правда ли? В XIX веке здесь учили девочек быть достойными хозяйками и учительницами, а в XXI веке чиновники научились красить только фасады. Всё, что видно публике, — ухожено. А то, что остаётся за спиной — ну, «не наша забота».

Как говорится: «К лесу задом, к туристу передом». Турист же у нас дурак. Ходит только прямо, головой вперед. У него даже и мысли быть не может свернуть немного с туристического маршрута…..а свои поймут. Привыкли к трущобам.

Ну и у чиновников, само собой, денег на эту несчастную стену просто нет.

Надо бы помочь. С миру по нитке - департаменту занятости населения рубаха.

-14

📷 Фото прекрасно демонстрируют контраст:

  • с фасада — парадная дама,
  • за углом — уставшая старуха, забытая временем.
-15

-16

Здание хранит память о сотнях девочек, которые здесь учились и мечтали о будущем, но сегодня оно само нуждается в заботе и спасении.

-17

Спасибо что дочитали!

Всегда жду ваших комментариев!

В ТГ больше коротких заметок:

ОБЪЕКТИВные истории