Нанкинская резня (известная также как Нанкинская бойня или Изнасилование Нанкина) — это один из самых чудовищных эпизодов Второй японо-китайской войны и всей мировой истории XX века. В течение нескольких недель после захвата японскими войсками тогдашней столицы Китая, города Нанкин, в декабре 1937 — январе 1938 годов, там были организованы массовые убийства, пытки и изнасилования мирного населения и разоруженных солдат. Это событие стало символом крайней жестокости войны и до сих пор отравляет отношения между Китаем и Японией.
Исторический контекст и причины зверств
Причины, приведшие к такой вспышке нечеловеческой жестокости, комплексны и многогранны. Они укоренились в военной доктрине, идеологии и самом ходе войны.
- Японский милитаризм и идеология превосходства. К 1930-м годам в Японии укрепилась ультранационалистическая и милитаристская идеология. Концепция «Хакко Итиу» («восемь углов под одной крышей») провозглашала право Японии на объединение всей Азии под своим руководством. Китайцы и другие азиатские народы рассматривались как низшие, «неполноценные» расы, что обесчеловечили их в глазах японских солдат и оправдывало любое насилие над ними.
- Ожесточенный характер Второй японо-китайской войны. Война, начавшаяся в июле 1937 года, была крайне кровопролитной. Захват Шанхая в ноябре 1937 года дался японской армии невероятно тяжело — они понесли огромные потери (около 50-70 тысяч человек). Это породило среди солдат чувство мести и гнева, которое они выплеснули на гражданское население следующей цели — столицы Нанкина.
- Культурные и военные факторы. Японская военная машина воспитывала в солдатах беспрекословное подчинение и абсолютную преданность императору. При этом морально-этическое состояние рядового состава часто игнорировалось. Командование поощряло жестокость как способ сломить волю противника и утвердить свой авторитет. Конкурс на обезглавливание 100 человек мечом, о котором писали японские газеты, — яркое тому подтверждение.
- Отсутствие дисциплины и поощрение бесчинств. После падения Нанкина в городе царил хаос. Японское командование, по мнению многих историков, не предприняло достаточных усилий для наведения порядка и фактически дало карт-бланш на мародерство и насилие в качестве «награды» уставшим солдатам. Приказы о принятии капитуляции часто игнорировались.
Ход событий: ад на земле
9 декабря 1937 года японские войска под командованием генерала Мацуи Иванэ подошли к Нанкину. После отказа сдать город начался штурм. 13 декабря Нанкин пал.
То, что последовало дальше, было шестинедельным кошмаром:
- Массовые казни. Солдат китайской армии, сдавшихся в плен, а также мужчин гражданского населения, подозреваемых в том, что они были солдатами, массово расстреливали, закалывали штыками, обезглавливали. Их свозили на берег реки Янцзы и убивали, так что вода покраснела от крови.
- Убийства мирных жителей. Жертвами становились женщины, старики и дети. Людей использовали для тренировок в штыковых атаках, закапывали заживо, сжигали.
- Изнасилования. Десятки тысяч женщин и девочек были изнасилованы. Часто после этого их убивали с особой жестокостью. Создавались так называемые «станции утешения» — военные бордели, куда насильно сгоняли женщин.
- Мародерство и поджоги. Японские солдаты систематически грабили город, а затем поджигали дома, магазины и правительственные здания. Был уничтожен практически весь город.
По разным оценкам, количество жертв колеблется от 40 000 (по некоторым японским оценкам) до более 300 000 (по официальной китайской позиции). Большинство независимых историков сходится на цифре в 200 000 погибших. Количество изнасилованных исчисляется десятками тысяч.
Последствия и историческая память
- Международный резонанс. Несколько западных бизнесменов и меценатов (такие как Джон Рабе и Минни Вотрин), оставшиеся в городе, создали «Нанкинскую зону безопасности», которая спасла десятки тысяч жизней. Их дневники и фотографии стали одними из главных доказательств зверств и вызвали волну возмущения в Европе и США, хотя мировые державы не предприняли никаких реальных действий для остановки резни.
- Укрепление китайского сопротивления. Зверства в Нанкине не сломили волю китайского народа к сопротивлению, как на то рассчитывало японское командование. Напротив, они стали мощным символом японской жестокости и сплотили нацию для продолжения долгой и изнурительной войны.
- Токийский процесс и осуждение. После войны главные виновники трагедии предстали перед Международным военным трибуналом для Дальнего Востока. Генерал Мацуи Иванэ и другие высокопоставленные officials были признаны виновными в военных преступлениях и казнены или приговорены к длительным срокам заключения.
- Долгосрочное влияние на японо-китайские отношения. Нанкинская резня остается главным камнем преткновения в отношениях между двумя странами. Китайское правительство и общественность регулярно обвиняют Японию в попытках преуменьшить или вовсе отрицать масштабы трагедии в школьных учебниках и официальных заявлениях. Споры о точном числе жертв и степени ответственности японского правительства продолжаются по сей день.
- Символ памяти и предостережения. Сегодня Нанкинская резня признана во всем мире как одно из самых ужасающих преступлений против человечности. Мемориальный комплекс в Нанкине служит напоминанием о ужасах войны и ксенофобии. Эта трагедия — суровый урок о том, к чему могут привести милитаризм, расизм и обесценивание человеческой жизни.
Заключение
Нанкинская резня была не случайным эпизодом жестокости, а закономерным следствием идеологии и практики японского милитаризма того времени. Её последствия вышли далеко за рамки нескольких недель ужаса в 1937 году, оставив глубокую, незаживающую рану в коллективной памяти Китая и став вечным предостережением всему человечеству о последствиях ненависти и безнаказанности.