Я учитель русского языка и литературы, и мой путь к профессии лежал через сопротивление, несогласие и стыд. Спокойно! Сейчас всё расскажу!
Что ж! Пришло время искренности. Я готова поделиться мыслями, которые были припрятаны... Нет, не от окружающих - даже не от самой себя: в жизни я всегда спокойно говорила об этом, но в блоге никогда, дорогие подписчики!
Друзья и родные не раз слышали от меня мнение такого толка: учителя - это сбитые лётчики, которым не удалось преуспеть в другой (нормальной) профессии. Коллеги, если читаете меня, пусть мои слова вас не обижают - к вам они не относятся. Я буду говорить только о своих заблуждениях.
Итак, почему, будучи учителем, я долго не могла принять себя в этой роли?.. Давайте расчехлим стереотипы!
Учитель нищий, ездит в маршрутке, плохо одевается
Конечно, это связано с детством. Я родилась в 1993-м году, а в школу пошла в начале нулевых. Владивосток, обычная общеобразовательная школа, страна, не отошедшая ещё от девяностых. Началка мне запомнилась, как один огромный шок, дискомфорт и холод: мерзли ноги, руки, воняло сыростью, хлоркой и залежавшейся половой тряпкой. Средняя школа - агрессия, матершина, драки.
Сравните школу в девяностые с тем, что сейчас? Сейчас любая школа, даже самая средненькая выглядит очень даже неплохо. Сейчас ребенок - центр вселенной. Сейчас с детей сдувают пылинки (знаю, сама сдувала). Учителя сейчас - это энергичные молодые люди, сытые, хорошо одетые, ведущие социальные сети.
Что же касается учителей начала нулевых? Они словно были частью какого-то всеобъемлющего отчаяния, неблагополучия. Помню, в свои 15 лет я смотрела на учителей со смесью жалости и отвращения. Все эти женщины (в нашей школе не было мужчин-учителей) виделись мне неудачницами в серых свитерках.
Учитель - самый неуважаемый человек
Конечно, на словах мы все уважали учителей. Благодарили на последнем звонке, дарили цветы. Однако, когда я слышала где-нибудь, что учитель - престижная профессия, первым делом думала, что человек так шутит, иронизирует.
Я училась на филфаке, и вузовские преподаватели высмеивали школьных учителей, называя их "учителками". «Конечно, что они могут знать, эти школьные учителя? - Твердят из года в год одно и то же». Другое дело - преподаватели, которые занимаются научной деятельностью. Мне тогда в голову не приходило, что эти две профессии просто не подлежат сравнению.
Учителя нудные и неинтересные
Не все учителя, которых я помню с детства, были такими. Помню, что была потрясающая учительница истории, которая очень уж быстро ушла из нашей школы и стала директором гимназии. Были и хорошие русисты, и англичане, да и учитель технологии - просто золото - благодаря ей я увлеклась видеомонтажом.
Здесь, наверное, просто сработал какой-то стереотип. Трудно объяснить, почему я долгое время считала, что учителю чуждо нестандартное мышление, лёгкость и радость жизни.
Через сопротивление
Я поступила на филфак со слезами на глазах - не прошла на журналистику. Весь первый курс я проходила угрюмая и несчастная. Несмотря на то, что учеба меня увлекла и все предметы хорошо мне давались, я казнила себя за отсутствие характера. Почему струсила выждать год, пересдать экзамены и поступить туда, куда хотела?
На втором курсе меня взяли внештатным корреспондентом в газету "Дальневосточные ведомости". Я писала заметки и статьи для сайта, и меня даже пару раз напечатали, все шло очень даже неплохо, а потом меня уволили. Угадайте, с каким заданием я не справилась? - Написать лид ко Дню учителя! Заданием редактора было написать несколько теплых строк об учителях. Я просидела всю ночь над этим лидом, сгрызла все ногти, выпила литры кофе и не смогла.
На четвертом курсе я подрабатывала в университете: с китайцами отрабатывала простейшие правила. Проводила по две пары в неделю и зарабатывала семь тысяч рублей. Занятия проходили неплохо, но как я обесценивала свой труд - это надо было знать! Мне казалось, что кто угодно справится с такой работой.
Санкт-Петербург 2021-й год. Постковидное время. Устроилась работать в онлайн-школу и наконец начала стабильно зарабатывать, и все ещё относилась к своей профессии предвзято. Все думала, что это временно, вот чуть-чуть подкоплю, вот немного ещё и покончу с учительством навсегда, даже никому не скажу, что был такой период.
Немного оттаяла
Не хочу, чтобы эта часть была похожа на хвастовство или самолюбование, правда. Я работала без амбиций, просто добросовестно проводила уроки. Я не считаю свои уроки образцовыми, я вообще не удерживаю фокус на том, какие они получаются, не анализирую, не сравниваю с уроками коллег - в общем, отношусь легко. Главное, чтобы понял ученик, чтобы он сделал результат. Мне никогда не нужно было признание в этой сфере.
Однако в уже первый год работы в онлайн-школе я получила просто море благодарности и добрых слов! Ко мне даже приезжала ученица из Нижнего Новгорода, просто повидаться, пообщаться вживую. В этот год и последующие я ощущала себя победительницей, когда мои ученики хорошо сдавали ЕГЭ и поступали в те вузы, о которых мечтали. Это, правда, здорово!
Не скажу, что я вот так сразу полюбила себя в этой профессии, я скорее поняла, что я не видела картины целиком, и моя точка зрения была обусловлена стереотипами.
На сегодняшний день
Я год отработала в частной школе. Сегодня я работаю в лицее. Часть стереотипов разрушена. Общаясь с учителями, я понимаю, что большинство из них - это уверенные в себе, разносторонне развитые, невероятно интересные, увлеченные личности. Говоря о деньгах, стоит признать, что будучи учителем я заработала намного больше, чем монтажером, журналистом или блогером. Толковые учителя сейчас очень хорошо зарабатывают, хорошо одеваются. Учителя могут быть примером для подражания - их уважают ученики. Словом, учителя крутые!
Что касается меня, я все же не считаю, что у меня есть то самое призвание быть учителем. Я не испытываю восторгов, предвкушая уроки, которые мне предстоит провести. Меня по-прежнему больше зажигают мои хобби, нежели основная работа. Однако, оказавшись в лицее, я почувствовала интерес... Не столько к конспектам и методикам, сколько к самим детям, к их мышлению, к тому, как рождается мысль и как слово формирует личность.
Мой исследовательский интерес, наконец, выкристаллизовался: я поняла, что мой предмет - это не скучные правила из учебника, а живая материя, которую можно изучать бесконечно. И теперь я смотрю на своих коллег не с жалостью, а с огромным уважением. Ведь мы не «сбитые летчики». Мы - те, кто помогает другим найти свой курс.