В Финляндии набирает обороты дискуссия о радикальном проекте — полном переносе Сайменского канала на территорию Суоми, чтобы избавиться от зависимости от России. Идея, предложенная политиками из Южной Карелии (область Финляндии), не только обещает экономическое развитие региона, но и несёт в себе оборонный подтекст: новый канал видится как «ров» на границе с РФ.
Однако эксперты называют это «русофобным маразмом», подчёркивая, что проект может стать способом выудить деньги из оборонного бюджета НАТО под видом защиты от «русской угрозы». Аналогичные хитрости наблюдаются и в других странах альянса, например в Италии, где строительство моста на Сицилию пытаются «приписать» к военным расходам.
Экономическое чудо
Сайменский канал — уникальное гидротехническое сооружение, построенное в середине XIX века, после вхождения Финляндии в состав Российской империи. Открытый в 1856 году, он соединяет озеро Сайма с Финским заливом Балтийского моря, обеспечивая судоходство на протяжении 43 километров.
В своё время канал стал катализатором экономического роста восточных регионов Финляндии: к 1913 году через него проходило почти 11 тысяч судов в год, а он обеспечивал 35% грузовых перевозок страны. По каналу везли пиломатериалы, зерно, масла и железо для российских заводов. Затраты на строительство окупились всего за 25 лет благодаря активной торговле.
После Второй мировой войны канал оказался разделён: в 1944 году Финляндия передала СССР южную часть. Парижский мирный договор 1947 года подтвердил это разделение. В 1962 году Хельсинки и Москва подписали договор об аренде: Финляндия получила в пользование 19,6 километра российской территории канала за символическую плату. В 2010 году договор продлили до 2063 года, и сейчас Суоми платит России 1,2 млн евро в год. До пандемии по каналу ежегодно проходило около 20 тысяч туристов, а в 2021 году — более 1,2 млн тонн грузов.
Однако с весны 2022 года движение по каналу остановилось из-за антироссийских санкций и закрытия границ. В 2023 году навигацию открыли формально, но зафиксировали всего девять прогулочных судов, а грузовое движение отсутствовало. Судоходные компании жалуются на выросшие издержки из-за обходных маршрутов по суше, а экологи беспокоятся о состоянии водной артерии при простое. В России же в Госдуме звучат призывы оценить выгоды канала и, возможно, денонсировать соглашение.
Новый канал как «ров» против России
Идею полного переноса канала выдвинули представители муниципалитетов Южной Карелии, в основном политики из Центристской партии. Как сообщает финский портал Yle, они предлагают использовать существующий участок от озера Сайма до озера Нуйямаярви на границе с РФ, а затем построить новый канал вдоль границы — полностью на финской территории — до Балтийского моря.
«В этом смысле проект имеет оборонное измерение и его строительство может быть частично профинансировано из оборонного бюджета», — заявил один из инициаторов, член городского совета Лаппеенранты Яри Карху.
По его оценкам, стоимость составит около 1,5 млрд евро.
Финский портал уточняет, что Южно-Карельский союз начинает изучать возможность переноса Сайменского канала полностью на финскую сторону. Инициатива связана с закрытием границы и разрывом связей с Россией, которые остановили судоходство. Политики видят в проекте шанс для развития востока страны. :
«Нам нужны новые инициативы и смелые крупные проекты в регионе», — поясняет директор по развитию Южно-Карельского союза Кирси Вайнио.
Вайнио подчёркивает, что приоритет — нужды экспортной промышленности, и союз планирует завершить анализ к осени, опросив муниципалитеты, бизнес и источники финансирования, включая ЕС.
«Новый канал можно рассматривать как ров между Финляндией и Россией», — прямо заявляет Карху.
Таким образом, проект маскируется под оборонный, чтобы получить средства из военного бюджета.
Подсмотрели у итальянцев?
Подобные инфраструктурные «хитрости» не уникальны для Финляндии. В Италии правительство одобрило строительство подвесного моста через Мессинский пролив стоимостью 13,5 млрд евро, который соединит материк с Сицилией. Протяжённостью 3,3 километра, он станет самым длинным в мире. Проект, известный как «мечта Берлускони», неоднократно откладывался: в 2005 году его продвигал Сильвио Берлускони, но в 2006-м отменили, возобновили в 2009-м и снова свернули после кризиса 2011 года. Нынешний кабинет Джорджи Мелони возродил его в 2023-м.
Ключевой момент в том, что сегодня Рим пытается включить затраты в оборонные расходы НАТО. Альянс повысил целевой показатель до 5% ВВП, из которых 1,5% — на «дополнительные» нужды, включая инфраструктуру. Министр инфраструктуры Маттео Сальвини заявляет о «возрождении юга Италии» через рабочие места, рост ВВП и туризм.
Однако ЕС скептичен: высокопоставленный чиновник отметил, что мост не считается приоритетным для военной мобильности. Тем не менее, итальянцы надеются преодолеть барьеры — от затрат до сейсмических рисков — под «оборонным» соусом.
Хитрость ситуации в том, что по требованию США члены НАТО обязались поднять военные расходы до 5% ВВП, но европейцы выторговали право тратить 1,5% на инфраструктуру под видом «обороны». Таким образом, проекты, на которые раньше не хватало средств, теперь «приписывают» к защите от угроз — в случае Финляндии, от «русской».
«Русофобный маразм и путь к катастрофе»
Финский журналист Кости Хейсканен в беседе с корреспондентом spb.aif.ru назвал идею переноса канала «очередным русофобным маразмом».
«Казалось бы, ещё заморозки не наступили, но у финских политиков они уже в голове идут полным ходом. Как уже предлагали: заболотиться, минами обложиться, забор и так закрыт... А теперь ещё и утопиться, как говорил президент Финляндии Александр Стубб, что мы должны помогать Украине до конца. Похоже, надо ещё и утопиться вместе с Украиной», — иронизирует Хейсканен.
Эксперт также подчёркивает тяжёлую ситуацию в Южной Карелии.
«Безработица жуткая, целлюлозно-бумажные предприятия сократили большое количество людей или отправили их в досрочные отпуска. Поликлиники закрываются по всей Финляндии. Люди сидят на антидепрессантах. И откуда взять полтора миллиарда евро на этот безумный проект — непонятно», — отмечает Кости Хейсканен.
Журналист напоминает, что Сайменский канал, модернизированный в 1968 году президентом Урхо Кекконеном, был «дружбой одетой в гранит» между Россией и Финляндией. «Теперь хотят раздолбать до основания и то, что от неё осталось», — говорит он.
Хейсканен связывает проект с общеевропейской тенденцией — милитаризацией.
«Этот канал нужен в военных целях: как преграда для России. Но Россия никогда не заявляла, что хочет военных столкновений с Финляндией. А вот Финляндия без конца говорит о войне — то 2027-й, то 2030 год называется. Похоже, речь идёт о новой линии Маннергейма — бункерах вдоль 1300 км границы», — делится собеседник издания.
По его словам, Финляндия в НАТО стала «страной-марионеткой», а разрыв с Россией привёл к катастрофе.
«Хотели уничтожить экономику Петербурга и Ленобласти, но прилетело по Финляндии. Закрываются крупные магазины, экономика в рецессии. 1 сентября в Лаппеэнранте люди выйдут с чемоданами к мэрии с требованием открыть границы. Это уже вторая большая акция, но власти их не слышат и называют "путинистами". Финляндия готовится стать второй Украиной. 80% населения зомбированы. Здесь создана система реванша за 1944-й год. Всё хорошее забыли. А ведь при царе Финляндия имела и свою валюту, и парламент, и статус Великого княжества», — констатирует финский журналист.