Найти в Дзене
Автовод со стажем

ЗАЗ-968М: почему он считался легендой советского бездорожья

Многим российским автолюбителям «Запорожец» ЗАЗ-968М знаком не понаслышке. В советское время «Запорожцев» было много, стоили они недорого, и можно сказать, это был достаточно неплохой автомобиль для автолюбителя с умелыми руками. Машину активно собирали на Запорожском заводе «Коммунар» в период с 1979 по 1994 год. И по сути это была заключительная модель всех «запорожцев» с характерными воздухозаборниками. Парадокс лишь в том, что эта модель уже выпускалась без привычных на более ранних машинах круглых воздухозаборников. Остались лишь прорези на бортах. Да, двигатель на модели уже обходился без дополнительного забора воздуха с улицы через специальные элементы. При том что мотор стал мощнее - вместо прежних 40 лошадиных сил выдавал 45. Тем не менее усовершенствованная система охлаждения с новым вентилятором стабильно держала температуру двигателя даже в жару. И это, можно сказать, основное достижение всей М серии. Нет, конечно, у ЗАЗ-968М были и другие новшества. Машина явно улучшилась
Оглавление

Многим российским автолюбителям «Запорожец» ЗАЗ-968М знаком не понаслышке. В советское время «Запорожцев» было много, стоили они недорого, и можно сказать, это был достаточно неплохой автомобиль для автолюбителя с умелыми руками.

Машину активно собирали на Запорожском заводе «Коммунар» в период с 1979 по 1994 год. И по сути это была заключительная модель всех «запорожцев» с характерными воздухозаборниками. Парадокс лишь в том, что эта модель уже выпускалась без привычных на более ранних машинах круглых воздухозаборников. Остались лишь прорези на бортах.

Да, двигатель на модели уже обходился без дополнительного забора воздуха с улицы через специальные элементы. При том что мотор стал мощнее - вместо прежних 40 лошадиных сил выдавал 45. Тем не менее усовершенствованная система охлаждения с новым вентилятором стабильно держала температуру двигателя даже в жару. И это, можно сказать, основное достижение всей М серии.

Технические усовершенствования

Нет, конечно, у ЗАЗ-968М были и другие новшества. Машина явно улучшилась внешне. Обновленный салон, модернизированная приборная панель и почти такие же сидения, как у других отечественных автомобилей, доработанный бензиновый отопитель-подогреватель.

ЗАЗ-968М
ЗАЗ-968М

Это не просто агрегат - можно сказать, половина славы и домыслов о «Запорожцах» появились именно из-за бензиновой печки. Но в последних версиях ЗАЗ-968М агрегат работал более-менее стабильно без происшествий, если, конечно, не забывать его обслуживать. А для рыбаков, охотников и просто любителей путешествовать это была настоящая находка.

На заправленном под пробку баке можно было (теоретически) прожить два-три дня в поле в холодную погоду. Не заводя мотор и пользуясь только печкой. Система старая, известная еще по немецким «Opel Kapitän» времен Второй мировой.

Еще один весомый плюс - разработчики наконец-то убрали вечно мешающую запаску из багажника в моторный отсек. Места стало больше - в принципе, в багажнике остался лишь аккумулятор, который зимой частенько переносили в салон. Для ЗАЗ-968М, который делали в основном для жителей поселков и деревень, это было серьезным улучшением.

Варианты двигателей и характеристики

Для ЗАЗ-968М выпускали три варианта двигателя. Самые популярные - ЗАЗ-968М-003 объемом 1,2 литра и мощностью 40 лошадиных сил и ЗАЗ-968МЭ мощностью 45 лошадиных сил. Это были довольно динамичные агрегаты, способные разогнать «Запорожец» до сотни за каких-нибудь 32 секунды. На первый взгляд это немного, но в те времена редко какая машина малого класса ездила быстрее.

-2

Кстати, уже в конце 80-х ЗАЗ 968М начал стремительно дорожать. Популярность автомобиля была достаточно высокой, особенно у тех, кто понимал настоящие возможности автомобиля. Несмотря на некоторое пренебрежение к ЗАЗ-968М со стороны владельцев других отечественных автомобилей, «Запорожец» был по-своему уникальной машиной.

Естественно, не в плане престижа. Внешность автомобиля была устаревшей. Кстати, на Запорожском заводе «Коммунар» разработчики несколько раз пытались обновить дизайн машины, но нововведения все время откладывали, а в 90-х с приходом перестройки на это просто не хватало средств.

Уникальные качества проходимости

Основная ценность ЗАЗ 968М в его подвеске, тяговитости и просто уникальной проходимости по бездорожью. У машины была независимая подвеска, довольно большой клиренс и что самое ценное - нагруженный ведущий мост. Тот факт, что мотор ЗАЗ 968М стоял сзади и вызвал недоумение или смех у некоторых экспертов, обеспечивал машине отличное сцепление с грунтом.

И даже по вязкой глинистой раскисшей дороге ЗАЗ 968М шел уверенно, без рывков, часто на приличной скорости. В общем, по проходимости «Запорожец» уступал лишь специализированным внедорожникам. Иногда даже рассказывают истории, но такие ситуации происходили в реальности.

-3

Когда уже в 2000-х первые импортные внедорожники застревали на российском болотистом бездорожье, а подобраться к ним, чтобы накинуть трос, не было возможности, искали «Запорожец». Доезжали до застрявшего автомобиля, накидывали трос и благополучно возвращались на асфальт. А дальше машину вытаскивали грузовиком или лебедкой.

И еще одно - ЗАЗ 968М был абсолютно простой и доступной для ремонта машиной. Бывало, что летом семья планировала отправиться в воскресенье на машине в отпуск к морю, а в субботу глава семейства разбирал двигатель, ремонтировал его, настраивал коробку и все собирал к вечеру. Причем сам, своими руками, без помощников и специалистов станций технического обслуживания.

Единственным узким местом была коробка передач. Ее приходилось регулировать часто и в первую очередь из-за больших люфтов на тягах и на приводах. Но особых проблем не было - регулировку мог освоить даже далекий от техники человек.

И еще одно - некоторые эксперты утверждают, что если бы сейчас поставили ЗАЗ 968М на конвейер, то спрос на машину явно превысил бы популярность некоторых моделей АвтоВАЗа.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!