Биография Льва Толстого младшего (1869-1945), третьего сына великого писателя, так и просится на экран: настолько много в ней драм (и драматургии). Видимо, имя наложило отпечаток, и Лев всю жизнь пытался стать вровень с отцом.
Он писал прозу и пьесы, разрабатывал собственную философию, опровергал отцовскую, издавал газету, пытался заниматься бизнесом, но ни одно из начинаний (а их у него будет много) так и не позволило ему ни разбогатеть, ни достичь хотя бы части той славы, которая досталась Льву Николаевичу.
Надо отдать должное Бену Хеллману, он восстанавливает жизнь младшего Толстого практически по дням. Вот он совсем малыш, которым умиляется вся женская половина семьи, вот он гимназист и студент, гимназию едва заканчивает, университет бросает. Получив в наследство самарское имение отца, сталкивается там в первые же годы с массовым голодом из-за неурожая. Организует порядка двухсот столовых для голодающих, подхватит тиф, потом долгие годы будет ездить по врачам. Помогут ему только в Швеции, вылечит его доктор Эрнст Вестерлунд, на младшей дочери которого, Доротее (Доре), и женится.
Дора родит ему восьмерых детей, а спустя почти двадцать лет брака он бросит жену и вместе с француженкой Мадлен, которую представляет как своего секретаря, отправится в мировой тур с лекциями об отце (Япония – США). Это случится, правда, в конце 1916-го. А до того в Париже, где Лев Николаевич учится скульптуре, у него появляется, как он считает, любовь всей его жизни – 18-летняя сокурсница Жизель. Самому Толстому на тот момент около сорока. С Жизелью, к слову, не сложилось. Как не сложилось и с Мадлен, и со всеми другими женщинами, которые у него появлялись. Включая вторую официальную жену – Марьяну Сольскую, которая родит ему сына. Денег на содержание семьи нет. Брак вскоре распадется. Про сына Толстой так и не вспомнит. В Париже мальчик попадется на воровстве. Французские газеты будут писать:
«НИЦЦА, 23 июля 1934 г. 13-летний Жан Толстой, внук писателя, был сегодня арестован полицией, которая заявила, что поймала его при попытке проникнуть в кабинку для купания».
За границей Толстой проведет половину жизни. Он так и не найдет способа зарабатывать на жизнь. Его скульптурные работы продаются редко, газетные публикации приносят копейки, как и лекции, и книги об отце. Поддерживать его будут сестра Татьяна, жившая с дочерью в Риме, и один из сыновей. Они же продолжат содержать Толстого, когда тот окончательно переберется в Швецию после смерти Доры, где и умрет на исходе 1945 года.
Виктор Шкловский отозвался о Толстом-младшем таким образом: «...будучи плохим писателем, плохим скульптором, сгорал от зависти к отцу...». Не знаю, что Толстым-мл. двигало, но ни один из его романов, ни одна пьеса не потрясли современников. «Тигр Тигрович» называли его. Отцовские убеждения он то восхвалял, то опровергал, потом, когда отец был жив, каялся и искал понимания и любви.
Л.Н. Толстой, кстати, в своих дневниках определял сына в виде «дроби с небольшим числителем и знаменателем, равным бесконечности», где числитель означает духовные качества, а знаменатель — мнение о себе.
А после смерти Льва Николаевича Лев мл. пытался монетизировать свои воспоминания об отце, попутно разоблачая или перетолковывая их на свой лад. Заработать не получилось. Даже не потому, что мало платили. Толстой много играл и много проигрывал. Зависимость от рулетки у него появилась еще в России. Он успевал влезать в такие долги, что заложил дом на Таврической, перезанял кучу денег, а потом выпрашивал у матери тысячи на покрытие долгов. Эта страсть останется с ним навсегда. И, кстати, в этом он часто обвинял отца. Дескать, испорченная наследственность. Толстой-ст. как-то признался, что до женитьбы много играл.
У самого Льва Львовича была своя теория жизни. Он грезил мировым правительством с советом мудрецов во главе, верил, что Россия – спасительница мира, симпатизировал Муссолини, с которым лично встречался в Риме. К слову, и с Николаем Вторым у него тоже была встреча. Он даже передал императору свой план обустройства страны. Правда, взгляды настолько часто менялись, что за многие публикации впоследствии пришлось оправдываться. В годы русско-японской войны Толстой-мл. призывает продолжать ее до победного конца. Позже становится пацифистом и пишет, как и отец, про ужасы войны. То у него Швеция – лучшая на свете, то она же – так себе страна.
Незадолго до смерти Толстой-младший напишет небольшой поминальничек: не желать, не осуждать, не мечтать... не пересыпать, созерцать, молиться, не пить водки, но не бояться вин и т.д.
Он, всю жизнь боровшийся с влиянием отца, словно пришел к толстовскому пониманию жизни. Правда, совсем в упрощенном и удобном для себя виде.
Об авторе книги
Бен Хеллман — доктор лингвистики, профессор Хельсинкского университета, работает в департаменте славянских и балтийских языков и литературы. Автор книг «Сказка и быль. История русской детской литературы» (2016), «Северные гости Льва Толстого» (2021), «Сын Толстого: рассказ о жизни Льва Львовича Толстого» (2021). Переводчик произведений Леонида Андреева, Виктора Пелевина и Владимира Сорокина.