Найти в Дзене
АиФ – Уфа

Курганы от великанов и пятна на Луне. Ученый — о татарском фольклоре

Оглавление
   Курганы от великанов и пятна на Луне.
Курганы от великанов и пятна на Луне.

Уфимский ученый Ильдус Фазлутдинов много лет занимается изучением татарского фольклора. В интервью ufa.aif.ru он рассказал, что такое баиты, алыпы и чем легенда отличается от предания.

В основе — трагичность

Юрий Татаренко, ufa.aif.ru: Власти усиленно ищут идеи, чтобы завлечь в регион туристов. Значит, вы должны быть востребованы: глубоко посвящены в легенды и мифы родного края. Каким образом они сохранились до этих времен?

Ильдус Фазлутдинов: Не могу сказать, что это живые жанры фольклора. Они сохраняются в материалах, собранных исследователями, а также в памяти носителей языка, наших дедов и прадедов. Увы, молодёжь не знает очень многих преданий.

На сегодня письменных источников больше, чем устных. А ведь ещё в начале 2000-х в деревнях можно было встретить рассказчиков, которые знали историю родного края, происхождение названий ближайших рек, гор, возвышенностей...

Так, в татарском фольклоре получают определённое развитие три жанра: устные рассказы, анекдоты и баиты (лиро-эпические произведения в стихотворной форме). Баиты обычно создаются о безвременно ушедших людях, природных катаклизмах. Трагичность – вот основная составляющая их содержания. Благо, в многовековой истории нашей Родины трагедий хватало. Именно это качество и обеспечивает развитие жанра. В последние 20-30 лет очень много баитов написано об афганской войне и погибших на ней.

Знаю, что уже появляются баиты о героях СВО – и они, на мой взгляд, являются более точным отражением времени, чем СМИ, в том числе телевидение.

— Чем легенда отличается от предания?

— Конечно, они являются самостоятельными жанрами устной, несказочной прозы у русского, татарского, башкирского и других народов. Главное, что отличает их — отношение к действительности. Предания всегда рассказывают о событиях, которые либо произошли, либо могли произойти. И выражают отношение рассказчика к этому событию. То есть воспринимаются как реальность. А легенды имеют ярко выраженный фантастический характер. Есть легенды о происхождении небесных светил, различных животных и определённых народов. Скажем, откуда появились пятна на Луне? Легенда гласит: жила девушка-сирота, мачеха заставляла её носить решетом воду, и однажды девушка взмолилась: «Луна, забери меня к себе!». Когда мы смотрим на Луну, видим очертания девушки с коромыслом.

Есть легенды об алыпах – великанах, которые жили от Прибалтики до Дальнего Востока. Они занимают большое место и в татарском, и в башкирском, и в русском фольклоре. Однажды один великан пахал землю, сел отдохнуть, смотрит — в лапоть попала земля, он высыпал её – и образовался курган.

У вас выходит монография о фольклоре татар Башкирии. Интересно, какие темы волновали наших предков?

— Есть очень много преданий об основании и заселении края, связанные почему-то с периодом Ивана Грозного. Это объясняется тем, что народ был вынужден переселяться из-за политики насильственной христианизации. Но она началась при Петре Первом! Татары же всегда вели осёдлый образ жизни, у них были свои города и сёла. Большинство деревень на той стороне Камы основаны в XI–XII веках, сохранились камни при закладывании поселений. А на территории нынешней Башкирии много сёл, возникших в XVI-XVII веках. У меня есть такая теория. Татары Башкортостана – неоднородная группа. Есть татароязычное население, которое издревле жило здесь, и легенды об алыпах-великанах доказывают это, потому что пришлый народ не мог создать легенд. Другая часть населения – люди, которые переселились, спасаясь от насильственной христианизации. Третья – это прежде всего татары-мишари, которые были преданы русскому государству и были переселены сюда государевыми указами, потому как пресекали и подавляли восстания местного населения, за что пользовались определёнными привилегиями.

Мотивация для поэзии

— Вы ведь начинали как поэт? А сейчас почему забросили стихи?

— Верно, стихи пришли ко мне раньше, ещё в школьные годы. Вплотную занялся поэзией на первом курсе университета, в 1991 году. Но в нашей семье все интересовались литературой — я филолог в третьем поколении. Отец (литературный псевдоним – Камиль Фазлый) — член Союза писателей РБ, всю жизнь писал сатирические стихи и рассказы, работал учителем, директором школы. Дома было полно книг, выписывали газеты и журналы...

В 1995-м я пришёл в журнал «Тулпар» и до сих пор там работаю. Стихи писал примерно до 2015 года, в 2008-м выпустил сборник «Последний из Шурале». Причиной охлаждения к поэтическому творчеству стала университетская наука. В 2005-м защитил кандидатскую диссертацию, работаю над докторской. Написал и опубликовал 11 крупных исследований по фольклору и литературе татар Башкортостана, чем несказанно горжусь. Работы – непочатый край, и трудно найти время для вдохновения стихами...

А в домашней библиотеке с чего началось знакомство с литературой — наверное, со сказок?

— Я научился читать по газете «Правда», где заголовки печатались довольно большими буквами. А первая книга, прочитанная самостоятельно на татарском языке, – действительно, сказка «Дятел Шуктуган» Джавата Тарджеманова. Следом была сказка «Болтливая утка» Абдуллы Алиша. Первыми прочитанными на русском языке книгами стали повести Аркадия Гайдара. Через них я пришел уже к классике – Гоголю, Чехову, Булгакову... Постепенно через русскую литературу пришёл к мировой. Кстати, «Робинзона Круза» Даниэля Дефо я прочитал сперва на татарском языке, и книга меня не зацепила! А когда прочёл на русском, сомнений не осталось – это великое произведение. В последние годы много читаю современную татарскую прозу и поэзию. И вынужден признать, что такого подъёма, который был в литературе в конце 90-х и в начале 2000-х годов, сейчас нет. Более того, примерно с 2015 года наблюдаю упадок в литературе на татарском языке...

Люди моего поколения почитали Равиля Файзуллина, татарского поэта-шестидесятника. Он ввёл в татарскую поэзию традицию и белых стихов, и верлибров. Мы головы ломали, расшифровывая его стихи. А любовь к такой поэзии воспитал наш любимый доцент БГУ Камиль Салихович Давлетшин. Кроме того, он научил своих студентов отличать настоящую поэзию от рифмованных строк, растолковал, кто такой самобытный поэт, в чём его творческая индивидуальность.

Вообще, время учёбы на филфаке университета — мои лучшие, самые ценные годы. Мировую художественную культуру прекрасно вёл Давид Семёнович Гутман. По литературоведению, истории русской литературы тоже были первоклассные специалисты.

— Как найти мотивацию, чтобы стать поэтом в XXI веке?

— В настоящее время стать по-настоящему большим поэтом, наверное, невозможно. В борьбе лириков и физиков убедительно победили технари. Сегодня никуда не спрятаться от компьютера. Поэты воспринимаются в качестве маргиналов, чье будущее весьма туманно. Хотя как жанр поэзия сохранится. Все мы разные – значит, будут и те, кому интересно заниматься стихосложением. Не всем же быть строителями, конструкторами, хлеборобами. Должны быть рядом и люди, скажем так, немножко не от мира всего. Речь о поэтах, разумеется.

—Вам самому поэзия какого века близка?

Мне очень нравится Серебряный век – Хлебников, Цветаева. Но на первом месте – Есенин. В нем душа есть – широкая. В татарской лирике столетней давности мне ближе других, однозначно, Дэрдменд. Из современников выделяю 54-летнего Марата Кабирова, живущего в Илишевском районе, автора двух десятков книг стихов и прозы.

Продолжение династии

— О чем мечтает учёный, работая в мире сказок и легенд? Хотели бы жить в сказочном мире? Что надо изменить?

— В материальном плане мне всего хватает. В духовной жизни – наверное, всё-таки ощущается нехватка знаний. В характере побольше сдержанности точно не помешало бы! Я всю жизнь мечтал стать археологом, ездить на раскопки, открыть свою Трою. До сих пор сильно люблю историю, историческую литературу. Было бы здорово сделать научное открытие в фольклористике, неисследованного материала там очень много. С другой стороны, понимаю: все величайшие открытия совершают люди молодые, 30-35 лет. Когда у тебя свежий ум, глаза не зашорены. К старости можно заняться прозой и путешествиями. Хочется увидеть Париж и Рим, побывать на Алтае, откуда родом и тюркские народы, и тюркская культура.

—​ А своих детей не «заразили» литературой?

Дочь Лейсан учится в Москве, в РАНХиГСе на историческом факультете.Ильназ пошёл по моим стопам — окончил Казанский университет и аспирантуру при Институте языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова Академии наук Татарстана. Готовится защищать кандидатскую, преподает в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета. Так что да, им некуда было деваться, продолжили династию.

— Вопрос как специалисту по легендам и преданиям: верите в Деда Мороза? Какие чудеса случались в вашей жизни?

— Я верю в чудеса и в любовь. Если тебя по-настоящему любят, и ты любишь кого-нибудь, ты просто обязан жить. И в Деда Мороза с детства верю. В Новый год всегда ждёшь чего-то необычного, сказочного, веришь, что всё плохое останется в прошлом, а дальше будет всё светло и прекрасно. И это хорошая мотивация для дальнейшей жизни.