Найти в Дзене
Русский музей

Пушкин русского пейзажа: к юбилею Исаака Левитана

Художник-философ, поэт природы, создатель лирического, одухотворённого пейзажа: так называют Исаака Левитана, чьё значение для русской живописи невозможно переоценить. Не только живописный талант, но особый дар глубокого, тонкого восприятия окружающей действительности определил направление творческих поисков художника. Его дар был одновременно и проклятием: сохранилось много цитат, свидетельствующих об остроте переживаний мастера и его неудовлетворённости результатом своего труда: «Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения…», — из письма Исаака Левитана Антону Чехову. Великое, невыразимое в природе оказалось созвучно в творчестве Левитана глубинам человеческой души. Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года на западной российской окраине в приграничном местечке Кибарты Сувалкской губернии в интеллигентной еврейской семье. В тот период ш
Оглавление

Художник-философ, поэт природы, создатель лирического, одухотворённого пейзажа: так называют Исаака Левитана, чьё значение для русской живописи невозможно переоценить.

Не только живописный талант, но особый дар глубокого, тонкого восприятия окружающей действительности определил направление творческих поисков художника. Его дар был одновременно и проклятием: сохранилось много цитат, свидетельствующих об остроте переживаний мастера и его неудовлетворённости результатом своего труда:

«Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения…», — из письма Исаака Левитана Антону Чехову.

Великое, невыразимое в природе оказалось созвучно в творчестве Левитана глубинам человеческой души.

Исаак Левитан «Тишина», 1898 год
Исаак Левитан «Тишина», 1898 год

Среди великих пейзажистов

Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года на западной российской окраине в приграничном местечке Кибарты Сувалкской губернии в интеллигентной еврейской семье. В тот период школа русского пейзажа переживала расцвет. Предшественниками и учителями Левитана в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были Алексей Саврасов и Василий Поленов. Во второй половине XIX века создавали свои шедевры великие Иван Шишкин, Архип Куинджи, промелькнула звезда «гениального мальчика» с трагической судьбой Фёдора Васильева.

Какая она — русская природа? Могучая, величественная, прекрасная в каждом лепестке и травинке, как на полотнах Ивана Шишкина? Хранящая загадки мироздания, как у философа и новатора Архипа Куинджи? У Исаака Левитана состояния природы оказываются созвучны тонким переживаниям души человека, избавленной от всего мелочного и корыстного. «Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — писал Левитан.

Стремление постичь самое прекрасное и значимое в природе определили метод работы Левитана и привели к новым открытиям в языке живописи.

Исаак Левитан «Золотая осень. Слободка», 1889 год
Исаак Левитан «Золотая осень. Слободка», 1889 год

Вихрь творческого пути

Начало творческого пути Исаака Левитана было крайне трудным. Учёба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества давалась тяжело из-за постоянной нехватки средств. В официальных документах, касающихся материальной поддержки Левитана, неоднократно звучит горькая фраза — «ввиду крайней бедности». Ситуация ещё более осложнилась в 1879 году, когда после покушения на Александра II вышел указ, запрещавший некрещёным евреям жить в Москве. Вместе с братом и сестрой Левитан вынужден был переехать в деревню Салтыковку. В результате этих невзгод обучение растянулось более чем на 10 лет, и в 1883 году художник фактически закончил образовательный курс, получив лишь звание неклассного художника с правом работать учителем рисования.

Тяжёлые обстоятельства юности в сочетании с эмоциональной натурой, вероятно, сказались на физическом состоянии. Проблемы со здоровьем преследовали Исаака Левитана всю жизнь и косвенно повлияли на его творчество: ряд очень важных для своей биографии поездок он совершил по настоянию врачей.

«Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, — писал художник Антону Чехову из Ялты, куда вынужден был отправиться налечение, — и знаете ли, что, – я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полное ничтожество!».

Ещё от своего учителя Алексея Саврасова Исаак Левитан перенял любовь к так называемому «пейзажу настроения», научился ценить в природе тонкую лирику, лишённую ярких внешних эффектов. Теперь же масштабность ландшафтов, величественные формы, световые и цветовые эффекты в природе древней Тавриды разбудили в душе Левитана романтические чувства. Опыт изображения южных пейзажей привнёс в живописный язык художника одно из уникальных, доселе невиданных свойств: соединение в пейзаже лирического с эпическим.

Исаак Левитан «Берег моря. Крым», 1886 год
Исаак Левитан «Берег моря. Крым», 1886 год

Впечатления мастера от новых мест всегда становились топливом для развития его таланта. Начиная с натурной работы в окрестностях Москвы ещё во время обучения, за свою недолгую жизнь — всего 39 лет — Левитан побывал на берегах Волги и в Тверском крае, в Германии, Франции, Италии, Австрии и Швейцарии. Отовсюду он привозил множество пейзажных этюдов.

Особая значимость этюда и «этюдность» некоторых завершённых произведений — ещё одна характерная особенность творчества художника. Мастер готов был, несмотря на физические затруднения, отправляться в далёкие походы и труднодоступные районы, чтобы с натуры написать этюд живописной местности. Лучшие свои картины Левитан писал как целиком с натуры, так и по наброскам, добавляя личные впечатления по памяти. Разными способами он искал наиболее точный, ёмкий и одухотворённый мотив.

«До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которой дошёл в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдёт ли кто и после», — писал Пётр Гнедич. 
Исаак Левитан «Ранняя весна», 1898 год
Исаак Левитан «Ранняя весна», 1898 год

В некоторых своих зрелых произведениях художник не только передаёт определённое состояние природы, но и поднимается до философских, вневременных обобщений.

Таким стал подлинный шедевр «Озеро» (1899 –1900 годы) — итог многолетней работы над картиной «Русь». Для неё автор писал много этюдов и эскизов в различных местах средней полосы России. «Озеро» — собирательный образ русской природы, величавой, привольной и согретой любовью мастера. Свободная и широкая, артистически изысканная живопись позволяет сохранить в картине свежесть первого впечатления.

Исаак Левитан «Озеро», 1899–1900 годы
Исаак Левитан «Озеро», 1899–1900 годы

Видимо, чувствуя, что ему вряд ли суждена долгая жизнь, Левитан стремился успеть как можно больше. Он не только много путешествовал, много работал, но и активно участвовал в выставках. Мастер был постоянным экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок и Периодических выставок Московского общества любителей художеств, позднее представлял произведения на выставках журнала «Мир искусства». Его картины приобретали известные коллекционеры и меценаты того времени. Благодаря многочисленным выставкам с особенностями творчества Левитана знакомились как простые любители искусства, так и другие художники.

Леон Бакст «Портрет И. Левитана», 1900 год
Леон Бакст «Портрет И. Левитана», 1900 год

В 1898–1900 годах Левитан, несмотря на всё ухудшающееся здоровье, стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, обучение в котором некогда стоило ему стольких усилий. В этот же период он был удостоен звания Академика, хотя так и не получил законченного высшего художественного образования.

Мастер искренне любил своих учеников, среди которых были будущие известные пейзажисты Пётр Петровичев, Станислав Жуковский, Витольд Бялыницкий-Бируля и другие. В произведениях многих из них отразились мотивы пейзажа настроения.

В творчестве Левитана живут любовь к природе и любовь к Родине. На его картинах — лирика пологих равнин под осенним небом, поэзия небольших деревушек, романтика дорог, уходящих за околицу в большой мир.  Никогда не гнавшийся за внешними эффектами, художник открыл для современников и прославил завораживающую красоту русского пейзажа.

Исаак Левитан «Сумерки. Луна», 1889 год
Исаак Левитан «Сумерки. Луна», 1889 год
«Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и на звать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник», – писал Исаак Левитан после первого путешествия по Волге.

В 1901 году в Санкт-Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка Левитана. После ухода художника из жизни остались десятки его неоконченных картин и сотни этюдов. Шедевры художника, представленные в этой статье, а также множество подготовительных этюдов и набросков хранятся в коллекции Русского музея: их вы можете увидеть в экспозиции Михайловского дворца, а также на выставках и в онлайн-альбоме.