Найти в Дзене
Ira furor brevis est

Сакалибы: славянские воины, правители в Испании и Северной Африке

О викингах, успевших наследить по всей Европе, и ставших родоначальниками многих династий, известно более чем хорошо. Для Европы они свои, родные, привычные, а для многих и предки, которыми можно и должно гордиться. О них сняты прекрасные фильмы, написаны книги и монографии, есть музейные экспозиции и всё, что только можно представить.

О славянах же известно куда меньше, мы, по большому счёту, интересны только сами себе и узким специалистам. А отечественная киноиндустрия и книги о наших предках если и вспоминают, то обычно ограничиваются Приладожьем, путём из Варяг в Греки, да может быть, щитом Олега на вратах Царьграда.

Дальше, как правило, идёт «Большой скачок» к Ивану Грозному, Петру и чудо-богатырям Суворова.

Обычаи, быт и приключения наших далёких предков, к тому же, в кино и литературе ограничиваются, как правило, территорией современной России, и это, на мой взгляд, просто вопиющее упущение!

Нужно понимать, что тысячу лет назад концепция Государства была совершенно иной, а этносы и ранее, и сейчас, не ограничиваются пределами условно-национальных государств.

Поселения викингов были по всей Европе, в том числе и в России, и это широко известный факт.

Но мало кто знает, что и поселения славян не ограничивались территорией Восточной Европы и тем более России!

Славяне, пусть и не всегда компактно, жили на территории современной Германии и Италии, а их военные и торговые фактории были на Кавказе и в Средней Азии ещё тысячу лет назад.

Балканские славяне весьма активно участвовали в военной, политической и экономической жизни Италии. Военные и политические союзы, наёмничество, торговля, династические браки. Были и славянские поселения в Италии, с течением лет растворившиеся среди местных. Были группы воинов, торговцев и ремесленников, поколениями жившие на территории итальянских государств, но не терявшие связи с Родиной.

Особенно заметным славянское влияние было в Венето и Фриули.

Отдельная, и очень интересная группа, это «саклиба», преимущественно славянские наёмники у мусульманских правителей. Неожиданно, не правда ли?

Мы знаем о янычарах, куда набирали преимущественно выходцев с Кавказа и Балкан. О египетских мамлюках, набиравшихся по той же схеме. Были и другие, более локальные варианты.

Но это более поздние версии!

У истока, если можно так сказать, стоят «сакалиба», преимущественно славянские наёмники в исламских странах.

Это очень широкое понятие, вобравшее в себя и наёмников, приходивших на службу целыми отрядами, и рабов, получивших оружие в обмен на клятву верности, и ремесленников, и, разумеется, обычных рабов.

Первые упоминания о «сакалиба» появляются в арабских источниках IX–X веков.

Значительная часть «сакалиба» попадала в исламские страны, увы, через невольничий рынок. Реалии того времени были суровы, и работорговля считалась вполне достойным занятием.

В славянских странах тогда ещё не сложилось строгой иерархии, то бишь феодализма со всеми его язвами. Большинство мужчин умели владеть оружием, входили в ополчение, и, естественно, не раз и не два выходили с рогатиной и коротким мечом против медведя, кабана или тура!

Привычные к опасности, к оружию, неприхотливые, закалённые суровой жизнью, они весьма ценились в исламских странах…

… но ещё и потому, что были чужаками!

Не стоит принижать достоинства наших предков, но оторванность от корней, вынужденная верность хозяину или нанимателю, отсутствие родственных связей тоже играли свои роли!

Сакалиба, если иметь в виду именно воинские формирования, были элитой. Это телохранители знатных и богатых людей, гвардия, нередко — стража в крупных городах, и конечно же, охрана ключевых участков караванных путей. Нередко они делали выдающуюся карьеру, становясь командирами гвардии, военачальниками и руководителями гарнизонов.

Отдельно нужно отметить, что сакалиба, независимо от того, придерживались ли они родной веры, или же принимали ислам, крепко держались друг за друга. Понятно, равенства между рабом сакалиба и элитным воином быть не могло, но землячество, тем не менее, было, и в целом, сакалиба находились в привилегированном положении в сравнении с местными.

У некоторых сакалиба карьера складывалась так удачно, что они становились независимыми правителями, и это ни разу не шутка!

В 1009 году, когда развалился Кордовский Халифат (территория современной Испании), началась эпоха таиф — мелких и не очень мелких, самостоятельных государств, проводивших свою политику.

Настоящие имена, данные им при рождении, не сохранились, но, например, Муджахид аль-Амири, бывший раб, сакалиба, стал правителем Дении и Балеарских островов, имел сильный флот, захватывал Сардинию. Муджахид заключал союзы с графами Барселоны и отправлял пиратские экспедиции к берегам Италии.

Хайран аль-Амири, такой же сакалиба, стал правителем Валенсии, оставшись в памяти не только воином, но и отличным дипломатом, умело игравшим на противоречиях мусульман и христиан, проводя самостоятельную политику.

Лубб ан-Наср стал эмиром Альмерии, крупного центра морской торговли.

Все они чеканили свои монеты, проводили самостоятельную политику, обменивались посольствами с христианскими государствами. И все они, в большей или меньшей степени, опирались на земляков-сакалиба.

В Северной Африке дела обстояли ничуть не менее интересно. Современные Тунис, Алжир и Марокко были насыщены воинами-сакалиба, которых использовали не только как личную гвардию, но и комплектовали гарнизоны важных крепостей.

В Каире, при Фатимидах, славянская гвардия по влиянию соперничала с тюрками. При Фатимидах же сакалиба участвовали в управлении Сицилией.

Ничуть не меньше отметились славяне и в гражданских делах, становясь во главе городов и провинций Северной Африки.

С приходом к власти берберской династии Альморавидов славянские эмираты постепенно исчезли, а потомки сакалиба растворились отчасти в арабской, а отчасти в испанской среде. Но это — отдельная, и очень увлекательная истории,

которая ждёт своих исследователей.

Василий Панфилов @VasilyPanfilov

Ira_furor_brevis_est