Мы продолжаем рубрику «Нить времени», где каждая публикация, словно окно в прошлое Сургута, позволяет увидеть, что происходило и создавалось в нашем городе десять, двадцать и более лет назад. Каждый выпуск посвящен событиям, которые произошли на минувшей неделе, но в разные годы. Здесь вы узнаете о значимых событиях, интересных фактах и жизни горожан прошлого
Первые шаги к нефтяной Югре
24 августа 1957 года по Оби в сторону Сургута двинулся караван судов, везущий первых покорителей сургутской земли – геологоразведчиков во главе с Фарманом Салмановым.
Эта экспедиция, кажущаяся сегодня легендой, началась с несогласия. Получив новость о переводе команды на другой участок Кузбасса, Салманов, человек с южным темпераментом и неукротимой верой в нефтеносность Сибири, выступил с предложением – перебазировать группу в далекий Сургут. Поддержки он не получил и решил действовать самостоятельно. Два десятка семей геологов погрузили на суда разобранные дома, оборудование и личные вещи и отправились в путь.
По архивным свидетельствам, Фарман Курбанович приказал отключить рацию, чтобы избежать вмешательства. Пока суда шли по реке, он выехал в Новосибирск и лично сообщил о своем решении начальству. Реакция была неоднозначной, рассматривался даже вариант возвращения экспедиции.
Однако случайная встреча в Новосибирске с депутатом Верховного Совета, разделявшим веру Салманова в сибирские богатства, переломила ход событий. Депутат вступился за молодого геолога, и дело «спустили на тормозах».
Существует и версия, что перебазировка все же была санкционирована Новосибирским территориальным геологическим управлением и что никакого самоуправства со стороны Салманова не было. Как бы то ни было, 13 сентября 1957 года «десант Салманова» высадился на берегу сургутской пристани в районе Черного Мыса. С этого момента начался новый этап в истории Сургута.
Первое время геологи-первопроходцы жили на территории речного вокзала. Фарман Салманов с семьей поселился в доме, перевезенном из деревни Ивановка Кемеровской области. Сегодня в этом доме расположен мемориальный комплекс геологов-первопроходцев «Дом Ф. К. Салманова», открытый в сентябре 2007 года в рамках празднования 50-летия высадки десанта геологоразведчиков.
Памяти первого редактора
25 августа 1941 года Григорий Шишкин, первый редактор «Сургутской трибуны» (тогда «Колхозник»), отправился на фронт. Он стал одним из тех пятидесяти сургутян, кто в первые же дни после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз подал заявление с просьбой отправить их добровольцами.
Завершив выпуск очередного номера, Григорий Прокопьевич отбыл на пароходе к месту службы. Вернуться ему не было суждено – он погиб в боях.
Отметим, что созданная в 1934 году газета играла ключевую роль в жизни Сургута. Издаваемый в сложных условиях, при свете керосиновых ламп и свечей, «Колхозник» оперативно сообщал о жизни рыболовов, охотников и лесорубов. С первого дня Великой Отечественной войны страницы газеты заполнились сводками Совинформбюро. В условиях, когда другие издания приходили с опозданием, а радио звучало далеко не везде, именно газета оставалась для сургутян главным источником информации.
Праздник для нефтяников
28 августа 1965 года. Президиум Верховного Совета СССР издал указ об установлении ежегодного «Всесоюзного Дня работников нефтяной и газовой промышленности», который будет отмечаться в первое воскресенье сентября. Подпись под документом поставил председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян.
Инициатива учреждения праздника исходила от руководителей отрасли: Николая Байбакова, возглавлявшего нефтяную добычу в СССР, и Рауль-Юрия Эрвье, руководителя геологического управления Тюмени, – прозвучав в ходе лекции «Большая нефть Тюмени» в январе 1965 года.
Впервые праздник отметили 5 сентября того же года.
Первые спецпереселенцы
28 августа 1941 года был издан указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья. В указе сообщалось, что среди немецкого народа имеются тысячи диверсантов, шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья. Во избежание таких нежелательных явлений и предупреждения кровопролития Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы.
В 1942 году в Сургутский район прибыли первые обозы с депортированными, среди которых были не только немцы из Ленинграда и Ленинградской области, а позднее и представители других национальностей, признанных политически неблагонадежными.
Спецпереселенцы были распределены по населенным пунктам: Новый Покур, Нагорный, Погорельский, Черный Мыс, Банный и Верхний Мыс, Песчаный, Озерный, Зарям. Всем им по прибытии на места приписки суждено было, невзирая на возраст, заменить ушедших на фронт мужчин.
Сургут – рабочий поселок
История Сургута знает немало поворотных моментов. Одним из них стало 28 августа 1958 года, когда решением №436 Тюменского облисполкома село Сургут получило статус рабочего поселка. В штате поселкового Совета тогда значились четыре сотрудника: председатель, секретарь, счетовод и техничка.
Ранее, в июле того же года, Ханты-Мансийский окрисполком рассматривал вопрос о преобразовании Сургута путем объединения с поселком Черный Мыс.
На тот момент в селе Сургут вместе с поселком спецпереселенцев Черный Мыс жили 5260 человек, из которых 171 колхозник и члены их семей. Имелось пять промышленных предприятий, сеть культурно-социальных учреждений и организаций.
После объединения территория села Сургут стала западным районом поселка, Черный Мыс – восточным. Между ними располагался деревянный мост через Сайму: на месте, где сейчас находится дамба.
Статус рабочего поселка оказался временным. 25 июня 1965 года Сургут был преобразован в город окружного подчинения. Тогда в нем жили 12,5 тысяч человек, и он не вполне соответствовал городским критериям. Но в дальнейшем город оправдал возложенные на него надежды, став крупным промышленным центром с населением более 430 тысяч человек.
Читать статью и следить за актуальными новостями на сайте Сургутской трибуны