Найти в Дзене
АиФ – Санкт-Петербург

Любовь, пережившая смерть. История Родиона Щедрина и Майи Плисецкой

Оглавление
   Создав необыкновенный творческий союз, они и для своего последнего пути приняли необычное совместное решение. После кончины обоих соединить свой прах и развеять над Россией.
Создав необыкновенный творческий союз, они и для своего последнего пути приняли необычное совместное решение. После кончины обоих соединить свой прах и развеять над Россией.

Умер Родион Щедрин — знаменитый композитор, человек-эпоха, один из выдающихся мастеров современности. Он был пианистом, педагогом, общественным деятелем. В 1981-м ему присвоили высокое звание народного артиста СССР. Также он является лауреатом Ленинской и Государственных премий, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

Щедрин написал семь опер, пять балетов, три симфонии, четырнадцать концертов. Широко известна и его камерная, инструментальная, вокальная, хоровая и программная музыка, мелодии к кинофильмам и театральным постановкам. Его произведения идут на многих площадках, в том числе в Мариинском театре. Как он стал мировым классиком, какое творческое наследие оставил? Об этом — в материале spb.aif.ru

Рвался на фронт

Несмотря на то, что родился и учился будущий автор «Левши» и «Очарованного странника» в Москве, с Ленинградом, Санкт-Петербургом у композитора всегда была особая связь. Ещё в 1941-м во время эвакуации в Куйбышев (сегодня Самара) он слушал первое исполнение знаменитой Седьмой симфонии (Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60 — симфония в четырёх частях, одно из важнейших произведений композитора — ред.) Дмитрия Шостаковича.Правда в то время мысли подростка были заняты другим — он стремился на фронт и, приписав себе несколько лет, отправился в Кронштадт. Когда родители нашли сына, желание Родиона защищать страну было таким сильным, что его даже решили отдать в Нахимовское училище. Но затем, зная о выдающихся музыкальных способностях, сначала определили в хоровое, а потом он поступил в консерваторию имени Чайковского, которую окончил сразу по двум классам — композиции и фортепьяно.

Уже в 1959-м Щедрин вышел на сцену Большого зала Ленинградской филармонии, сыграв с оркестром под управлением Карла Элиасберга свой Первый фортепианный концерт. Премьера оказалась счастливой — сотрудничество с филармонией продлилось более шести десятилетий. Произведения классика не раз исполнялись на концертах и в рамках знаменитого фестиваля «Площадь искусств». Именно на этой легендарной сцене впервые прозвучали и Пятый фортепианный концерт, хоровая опера «Боярыня Морозова», симфоническая увертюра «Виват!» А 29 июня 1970 года Симфонический оркестр филармонии под управлением Юрия Темирканова исполнил самое известное сочинение Щедрина — «Кармен-сюиту».

«Всплеск счастья»

Это произведение, которое композитор написал всего за 20 дней, стало знаковым как в творческой, так и личной жизни творца. В 1955-м в гостях у Лилии Брик, музы Владимира Маяковского, Щедрин познакомился с балериной Майей Плисецкой. Она была старше на семь лет, имела репутацию неблагонадёжной, к тому же вскоре вышла замуж за другого артиста, коллегу по Большому театру Мариса Лиепу (брак продлился три месяца), так что роман со Щедриным начался только через несколько лет. Сначала объединила работа над балетом «Конёк-горбунок», а затем вспыхнули чувства.

В итоге «в любви и согласии» они прожили 57 лет, «состарились на одной подушке», до смерти балерины в 2015-м году. Создав необыкновенный творческий союз, они и для своего последнего пути приняли необычное совместное решение. После кончины обоих соединить свой прах и развеять над Россией. Все эти годы Щедрин хранил урну с прахом Плисецкой, приносил цветы. Теперь они всегда будут вместе.

Кстати, немногие знают, что «медовый месяц» в 1956-м Плисецкая и Щедрин провели на Ладоге, в Сортавале. Там был Дом творчества композиторов, где Щедрину, под шелест карельских сосен, работалось особенно хорошо.

«Сортавальское лето было всплеском счастья, — впоследствии писала Майя Михайловна в своих воспоминаниях. — Жили мы в крошечном коттедже, прямо в лесу, среди гранитных валунов, в совершенном отдалении от людей. Коттедж был из одной малюсенькой комнаты. Метров семь-восемь. Туалет — весь лес. Ванная — Ладожское озеро. Комары не щадили. По ночам снаружи лоси терлись о наши дощатые стены. В дожди в домике было зябко. Коттедж не отапливался. Крыша чуть протекала. Но мы лучились радостью. Что человеку, мудрые философы мироздания, в конце концов, нужно — задам вновь извечный вопрос?»

Закончилась эпоха

Спустя годы вместе они не раз приезжали и в Петербург. Прежде всего в Мариинский театр, с художественным руководителем которого Валерием Гергиевым их объединяли не только профессиональные, но теплые личные отношения, настоящая большая дружба. Так в 2013-м состоялось открытие второй сцены Мариинского театра. Это был настоящий праздник музыки, где главным событием стала опера Щедрина «Левша». Она была написана специально для этой сцены, где и прошла её мировая премьера.

В 2022 году Мариинский театр широко отметил и 90-летие Родиона Константиновича. В программу фестиваля «Щедрин 90» вошли оперы «Очарованный странник» и «Не только любовь», поставленные для Концертного зала, «Запечатленный ангел» по прозе Лескова, хоровая опера «Боярыня Морозова», созданная на основе житий XVII века, и «Приключения обезьяны» по рассказу Михаила Зощенко. Показали и балеты «Конек-горбунок», «Анна Каренина», оперу «Рождественская сказка». Прозвучала также знаменитая «Поэтория» на стихи Андрея Вознесенского, где в роли чтеца выступил народный артист России Евгений Миронов.

В свой день рождения 16 декабря «за особые заслуги в области отечественной классической музыки» композитор был награжден медалью имени Чайковского. Вручение награды состоялось в Петербурге на исторической сцене Мариинки. «Я счастлив, что в репертуаре Мариинского театра десятки произведений живого классика, нашего современника, а его музыка существует в живой̆ исполнительской̆ традиции», — не раз отмечал генеральный директор Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев.

Сегодня яркие, неповторимые произведения Щедрина по-прежнему в репертуаре Мариинского, Михайловского театров и будут идти ещё десятилетия. С его уходом закончилась целая эпоха, но остался гений, невероятная энергетика, уникальный стиль и большой талант. Таким мы его и запомним.

   Фото: www.globallookpress.com/ Kremlin Pool/via Global Look Press
Фото: www.globallookpress.com/ Kremlin Pool/via Global Look Press