Коломенский Брусенский монастырь в честь Успения Божией Матери основан в 1552 году. На закладном камне, найденном при перестройке церкви Успения в 80-х годах XIX века, помещён следующий текст: "Лета 7060 (1552) прославлена бысть сия церковь Успения Пресвятыя Богородицы при Благоверном царе Великом Князе Иоанне Васильевиче и епископе Коломенском Феодосии». Употребление слова "прославлена", а не "построена" позволяет предположить, что здесь и ранее находилась деревянная церковь, да и раскопки 1990 года подтверждают это. Название "Брусенский", как считают многие историки и краеведы, происходит от слова "брусенный", т.е. деревянный брус. Изначала большинство строений монастыря: кельи, ограда и даже церкви (кроме храма Успения) - были из деревянного бруса, как тогда говорили, "брусенные". По преданию, первоначально Брусенский монастырь был мужским и его первыми насельниками стали участники Казанского похода.
Брусенский монастырь в Коломенском кремле был основан в честь взятия Казани по указу Ивана Грозного. В этом же году строиться шатровая соборная церковь Успения Божией Матери на месте деревянного храма. В этой церкви находилась главная святыня монастыря - местночтимый образ Казанской Божией Матери. В 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар. В пламени погибли не только кельи, но и четыре деревянные церкви, и только Успенский шатер остался не тронутым огнём. Успенская церковь осталась единственной в монастыре, и по причине тесноты после пожара к ней была пристроена малая трапезная с приделом святителя Иоанна Златоустого. Успенский храм постоянно страдал от сырости, так как не отапливался. К середине XX века храм и поздние постройки сильно обветшали. В 1858 году, после построения Крестовоздвиженского собора, древний храм был закрыт, престолы придельных храмов Святителя Иоанна Златоуста и Казанской иконы Божией Матери были перенесены в новый храм.
В 1881-1883-х годах на средства Флора Яковлевича Ермакова, сестра которого была монахиней и жила в монастыре, была построена трапезная храма. На его же средства был сильно поновлён и сам храм Успения Пресвятой Богородицы. Над карнизами храма и апсидами появились мелкие кокошники, шатёр был обшит железом, расширены старые и пробиты новые окна. С западной стороны, на месте приделов XVIII века, архитектором Эллингом выстроен большой двухэтажный корпус для трапезной, с церковью Всех Святых и богадельней. В 1871-1890 годах реставраторами под руководством С.П. Орловского храму был возвращён его первоначальный облик. После революции церковь была превращена в овощной склад.
В 1818 году обитель купила у города сильно обветшавшую Ивановскую проездную башню. Именно из кирпича этой башни в 1820-е годы была построена монастырская ограда с четырьмя башнями, которые венчали трубящие Ангелы, по проекту М.Ф. Казакова в стиле русской готики. Стройны и выразительны высокие кирпичные башни с белокаменными поясами, стрельчатыми арками и звёздами. Примечательно, что ни одна башня в точности не повторяет другую. В кладке стен сохранились фрагменты ограды 1752 года. До наших дней сохранились главные ворота монастыря. Арка с белокаменным ступенчатым аттиком, увенчанная фрагментом белокаменной каннелированной колонны. В 1790-х годах сооружается трёхъярусная колокольня над Святыми вратами, на которой в начале XIX века водрузили большие колокола, пожертвованные купцами Кисловыми. К сожалению, колокольня не сохранилась до наших дней.
Духовное и материальное процветание Брусенской обители приходится на период настоятельства игуменьи Олимпиады (1848-1873 годы). При ней церковь Успения была покрыта железом. В 1849 году закончено строительство западного келейного корпуса, заложен в кирпиче северный корпус. К северу от церкви Успения строится двухэтажный игуменский корпус (1850-1851 годы), каретный сарай. На строительство щедро жертвовали купцы Филипп Тупицын, Егор Петров, Фёдор Ротин, Яков Ермаков и многие другие благотворители. Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, который изначально планировалось возвести по проекту архитектора А.С. Кутепова.
Однако, департамент проектов и смет признал проект "неудовлетворительным по неблаговидности фасадов". В том же 1850 году признан проект В.Е. Моргана, который, оставив план без изменений, основательно переработал фасады. Это проект и был реализован с некоторыми отклонениями. Квадратное в плане здание служит образцом художественной эклектики, основанной на синтезе приёмов стилей: классицизма, ложнорусского, псевдоготического, барочного, шатрового. Храм завершался пятью шатровыми главами: четырьмя глухими и центральным световым. Фасады разделены на прясла с помощью парных полуколонн, трактованных в духе XVII века. Основным мотивом убранства служат наличники, имитирующие формы московского барокко. Декоративность архитектуры усилена цветовым контрастом краснокирпичных стен с многочисленными белокаменными деталями.
Внутри собор был покрыт настенной живописью. В ряд стояли три иконостаса. В западном притворе наверху помещались хоры. Есть сведения, что в соборе был эффект восьмиголосия, т. е. один голос, из-за потрясающей акустики храма, распадался на восемь. Именно поэтому храм иногда называли собором "Ангельского пения". Собор был обезглавлен в 1932 году. Во время Великой Отечественной войны там было бомбоубежище, а после - склад. Чтобы машинам было легче разгружаться - разобраны ступени собора с южной стороны. С восточной стороны от собора, с правой стороны при входе в монастырь, похоронена игуменья Олимпиада. В советское время её могила была разорена, после возвращения монастыря Русской Православной Церкви восстановлена.
В 1822 году священноначалием по согласованию с гражданскими властями было предписано Брусенскому монастырю взять под опеку сопредельную кремлёвскую стену с Маринкиной и Грановитой башнями. Некоторое время спустя в Грановитой башне кремля монастырь устроил часовню с редким деревянным скульптурным изображением св. Параскевы Пятницы. О стенах и башнях я расскажу отдельно. Монастырь закрыли в 1919 году. Игумения Ювеналия (Минина) и несколько монахинь были арестованы, остальные сестры разошлись по Коломне. В самой же обители келейные корпуса были превращены в общежития, в деревянных домиках кельях также поселились жильцы, хотя несколько монахинь жили в своих ветхих домиках до 1960-х годов.
К середине 1980-х годов была осуществлена реставрация Успенского шатрового храма, ему возвращён вид XVI века, и в 1991 году в нём открыт филиал Коломенского краеведческого музея с выставкой "Шатровое зодчество Подмосковья". В 1989-1991 годах в северном келейном корпусе был организован общественный музей художника К. Васильева, впоследствии Культурный центр "Лига". 3 октября 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление монашеской жизни в Брусенском монастыре. Монастырю сначала были переданы старинный Успенский храм с прилежащим к нему келейным корпусом и сильно разрушенный Крестовоздвиженский собор. В трапезной части Успенского храма были восстановлены два придела: Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Златоуста. Летом 2005 года начались реставрационные работы и в Крестовоздвиженском соборе.
Главная святыня Брусенского монастыря - образ Казанской Божией Матери, был утрачен в годы гонений на Церковь. Но в ноябре 2003 года коломенский историк, профессор А.Б. Мазуров обнаружил в одном из петербургских архивов копию иконы Казанской Божией Матери из Брусенского монастыря, выполненную масляными красками на картоне. Были сделаны фотографии, и местный иконописец воссоздал давно утраченный образ Божией Матери. В 2011 году игуменьей монастыря стала инокиня Серпуховского Владычнего монастыря монахиня Георгия. Ею сразу же были сделаны важные шаги по укреплению статуса монастыря прежде всего как места молитвы. 19 июня 2011 из серпуховского Владычнего монастыря сюда прибыла чудотворная мироточивая икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Одна из самых почитаемых на Руси икон, она прославилась множеством чудотворений, главным образом - избавлением от пьянства, табакокурения, наркомании. В мой приезд Крестовоздвиженский собор был закрыт, поэтому мне удалось посетить только старинный Успенский, вход в который был открыт через Келейный корпус. В заключение смотрите мои фотографии из Брусенской обители.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.