Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Она уронила мою блузку в таз с хлоркой, и я не выдержала»: мачеха в гневе убила падчерицу из-за испорченной вещи и 20 лет врала мужу

Оглавление
Нина сказла отцу девочки, что отправила ее к бабушке. Фото: СК
Нина сказла отцу девочки, что отправила ее к бабушке. Фото: СК

Эта история стала одной из самых пронзительных и сложных в практике норильских следователей. Дело о пропаже 8-летней девочки, которое считалось безнадежным «глухарем» два десятилетия, было раскрыто благодаря кропотливой работе и тонкому психологическому подходу.

Речь идет о трагической судьбе Даши Щукиной, чья жизнь оборвалась в августе 2003 года, а правда о ее исчезновении была похоронена под грузом страха и лжи на долгие 20 лет.

Нежеланный ребенок в новой семье

История Даши, или Дашутки, как ее называли, была трагичной с самого начала. Она родилась от мимолетной связи своих родителей, которые так и не оформили отношений. Ее отец, Игорь Щукин, уехал из Ивановской области в Норильск, уклонялся от уплаты алиментов и даже был судим за это. Мать девочки лишили родительских прав за злоупотребление алкоголем, и в четыре года ребенок оказалась в детском доме. Казалось, ее судьба была предрешена.

Однако в Норильске Игорь Щукин устроил свою личную жизнь, сожительствуя с Ниной Остаповой, женщиной с квартирой и взрослыми детьми. Спустя четыре года совместной жизни именно Нина неожиданно предложила забрать девочку из детдома. Возможно, это был жест отчаяния или попытка удержать мужчину, который начал поглядывать на сторону. Так Даша оказалась в заполярном Норильске, в надежде обрести, наконец, семью.

Но надежды быстро разбились о суровую реальность. Бремя забот о ребенке, не приученном к семейной жизни, легло на плечи Нины, в то время как родной отец часто отсутствовал дома.

Девочка, всей душой желавшая любви и называвшая мачеху мамой, быстро стала источником раздражения. По словам соседей, Нина могла грубо обращаться с ребенком, таскать за волосы и применять физическую силу.

«Новая блузка упала в таз с хлоркой!»

Трагедия произошла, по словам самой Нины Остаповой, примерно 20 августа 2003 года. Обстоятельства того дня она описала спустя много лет на допросе. Девочка находилась в ванной комнате, где стирала свое белье. Дверь при этом не была закрыта.

Следственный эксперимент. Фото: СК
Следственный эксперимент. Фото: СК
– Я зашла и увидела, как она стоит на бортике чугунной ванны, лицом ко мне. И хочет повесить постиранное белье на веревку над головой. Там же висела моя новая блузка. На полу стоял таз, в нем я замочила полотенца с хлоркой. Я увидела, что блузка упала в таз. Крикнула: «Что ты сделала?» И шлепнула ее рукой по ягодицам. Девочка была худощавая, высокая, она соскользнула на пол, – так описывает роковой момент Нина Остапова.

По ее версии, все произошло за несколько секунд. Девочка поскользнулась, упала и ударилась головой о твердый предмет – край ванны, унитаза или кафельный пол. Удар оказался смертельным. Женщина утверждает, что сразу поняла, что ребенок не живой. Она впала в оцепенение и ступор, не зная, что делать.

«Тело положили под камень в тундре»

Вскоре после происшествия в квартире появился мужчина по имени Роман, которого Нина характеризовала как близкого друга. Увидев ее состояние, он сразу спросил, что случилось. Убедившись в смерти девочки, именно он, по словам Остаповой, принял решение избавиться от тела.

– Спросил, есть ли большая сумка? Нина нашла мешок. Тело девочки затолкали в него, не церемонясь, затем в большую сумку, – такие подробности приводит следователь Елена Куковякина.

Выйдя на улицу, они остановили первую же попутную машину, договорившись доехать до района Талнах. Однако, не доехав до моста через реку Норилку, попросили высадить их. Дальше они пешком ушли в тундру, неся с собой страшный груз.

Где то здесь похоронена девочка. Фото: СК
Где то здесь похоронена девочка. Фото: СК
– Когда вышли из машины, долго шли по рельсам, не помню сколько. Сошли с них и снова шли. Деревья, деревья. Услышали, как журчал ручей. Подошли к нему. Там что-то лежало, большой камень или кусок арматуры. Затем вытащили закоченевшее тело из сумки и прямо с мешком положили в ручей, потом сверху положили этот камень. Я не помню точно, — рассказала на допросе Нина Остапова.

Вернувшись домой, женщина придумала легенду для мужа. Когда спустя две недели он спросил о дочери, она заявила:

– Раз тебе наплевать на дочь, я отправила ее к бабушке, тут цыганка заходила, я с ней и отправила.

Эта нелепая отговорка не вызвала доверия у отца, который вскоре написал заявление в милицию о пропаже ребенка.

«Подружилась» со следовательницей

Началось расследование. Следователи провели колоссальную работу: проверяли версию с цыганкой, искали следы девочки во всех возможных базах данных, отрабатывали версию отъезда из закрытого города. Все было тщетно.

Дело легло в архив, а отец девочки, Игорь Щукин, ушел от Нины Остаповой, так и не сумев простить исчезновения дочери. Все эти годы он жил с надеждой, что она жива.

Прорыв произошел лишь в 2023 году, когда дело было извлечено из архива и поручено старшему следователю следственного отдела по Норильску Елене Куковякиной. Ключом к раскрытию стала сама Нина Остапова, которая все эти годы находилась в странном статусе между подозреваемой и свидетельницей.

Следователь Елена Куковякина. Фото: СК
Следователь Елена Куковякина. Фото: СК
– Я увидела, на что может отреагировать этот человек. В свои 63 года женщина ухаживает за собой: она стройная, подтянутая, с макияжем и прической, всегда в свежей одежде. Однозначно она себя любит. И при первой же нашей встрече я акцентировала на этом внимание. Мы даже «подружились». В итоге она доверилась мне больше, чем своему адвокату. Настал момент, когда я ей сказала: «Все, Нина Сергеевна, пора признаваться. Надо найти ребенка, похоронить по-людски. Пора рассказать правду, – поделилась подробностями работы Елена Куковякина.

Психолого-психиатрическая экспертиза подтвердила вменяемость женщины, а проверка на полиграфе показала, что ей известно о судьбе девочки и месте нахождения тела. Под давлением неопровержимых доказательств и благодаря выстроенному доверию Нина Остапова начала давать признательные показания.

«Я так надеялся, что она жива»

Несмотря на признание, найти останки девочки так и не удалось. Следственно-оперативная группа выезжала на указанное место, но ландшафт тундры за двадцать лет сильно изменился, а без точных координат поиски не увенчались успехом.

Суд, тщательно изучив все материалы дела, признал Нину Остапову виновной в совершении преступления. Однако в связи с истечением срока давности уголовного преследования она была осуждена условно – к одному году ограничения свободы и сразу же освобождена от этого наказания.

Для отца девочки, Игоря Щукина, который завел новую семью и воспитывает приемных детей, это дело стало точкой в многолетних мучительных поисках.

– Я так надеялся, что она жива. Мне хотелось верить в историю, что ее увезли. Потому что так оставалась надежда, что дочь жива и когда-нибудь я ее увижу. А теперь все закончилось, – сказал он после оглашения приговора.

Сама Нина Остапова на суде заявила:

– Тяжело с этим жить. Я понимаю, что виновата. Прямо или косвенно, но виновата. Я не хотела этого, а сейчас все приходится переживать заново.

По материалам «КП»-Красноярск