ЕКАТЕРИНБУРГ, 29 августа, ФедералПресс. На августовском педагогическом совещании учителям из Свердловской области объяснили, как реагировать на высказывания подростков против российской спецоперации на Украине. Лекцию прочла директор екатеринбургского музея «Шурави» Наталья Просянкина.
«Протест – это сигнал, а не каприз. Специальная военная операция – это наша повседневность, в которой дети сейчас находятся и в которой они могут теряться. Это сигнал для того, чтобы поговорить с этим ребенком поподробнее, ни в коем случае не оставить его без внимания», – заявила Просянкина.
По ее мнению, критика спецоперации может быть обусловлена тревожностью и разочарованием, вызванными взрослым миром в целом. Просянкина отметила, что педагоги зачастую провоцируют учеников на протестные высказывания, задавая прямой вопрос об отношении к СВО. Вместо этого стоит ставить открытые вопросы, давая ребенку возможность развить свою мысль, считает директор музея.
«Есть лазейка – вот там ребенок, твой ровесник в Донбассе, тоже не за войну. Он тоже хочет яркое солнце над головой, мирное небо, и мы должны ему помочь, чтобы у него тоже было счастливое детство. Такая эмоциональная отсылка, как правило, срабатывает», – предложила она вариант возражения.
Если дискуссия происходит в классе, другим способом может быть обращение к аудитории, объяснила Просянкина.
«А кто в этой аудитории за войну? Ни один нормальный человек в мире не может быть за войну. Я не встречала ни одного человека, включая военнослужащих, которые были бы за войну. Но бывают ситуации, когда она неизбежна. И наша задача – сделать все, чтобы она закончилась», – сказала она педагогам.
По ее мнению, стоит придерживаться принципа «не навреди» – в частности, на встречах с участниками спецоперации избегать обсуждения шокирующих подробностей. С другой стороны, если ребенок начинает «заражать своей позицией весь коллектив», Просянкина рекомендует «эмоциональную встряску».
«Однажды я показала дротики из кассетных боеприпасов и спросила, что это такое. Я объяснила, что эта железка летит с огромной скоростью в количестве 50 тысяч штук в ребенка, который идет в школу или за водой. Который не хочет ничего знать про войну, но она его не спрашивает», – привела она пример.
Наконец, Просянкина посоветовала формировать у детей сопричастность к спецоперации. К примеру, делать окопные свечи или участвовать в мероприятиях памяти погибших.
«ФедералПресс» напоминает, что ранее бывший кинолог ОМОНа Владимир Стерхов, участвовавший в спецоперации, стал директором екатеринбургской школы № 43.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин