Найти в Дзене

«Павлин Виноградов» и его опасный груз

15 апреля 1944 года пароход «Павлин Виноградов» вышел из Ванкувера во Владивосток. Трюмы были забиты грузом, в том числе корабль перевозил бочки с ацетоном. Команда – 42 человека, капитан – Фома Филиппович Дроздов. 22 апреля примерно в 17:00 в кормовой части судна произошел взрыв. После этого начали взрываться и гореть бочки с ацетоном. Всю кормовую часть «Павлина Виноградова» охватило пламя. Капитан приказал команде покинуть судно. Сам же собрал все документы, передал их третьему помощнику и приказал ему прыгать в воду. После этого Дроздов стал спускать спасательные плоты. Когда корабль уходил под воду, моряки еще видели капитана, который остался на борту… Полыхающий, залитый ацетоном «Павлин Виноградов» ушел на дно и унес с собой жизни 13 членов экипажа. На плаву осталась единственная шлюпка, которой командовал старший помощник. Первую же ночь не пережили еще 5 обожженных моряков. По расчетам, до ближайшего берега было не менее 100 миль (почти 185 км). Пришлось поставить парус и взят

15 апреля 1944 года пароход «Павлин Виноградов» вышел из Ванкувера во Владивосток. Трюмы были забиты грузом, в том числе корабль перевозил бочки с ацетоном. Команда – 42 человека, капитан – Фома Филиппович Дроздов.

22 апреля примерно в 17:00 в кормовой части судна произошел взрыв. После этого начали взрываться и гореть бочки с ацетоном. Всю кормовую часть «Павлина Виноградова» охватило пламя.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Капитан приказал команде покинуть судно. Сам же собрал все документы, передал их третьему помощнику и приказал ему прыгать в воду. После этого Дроздов стал спускать спасательные плоты. Когда корабль уходил под воду, моряки еще видели капитана, который остался на борту…

Полыхающий, залитый ацетоном «Павлин Виноградов» ушел на дно и унес с собой жизни 13 членов экипажа. На плаву осталась единственная шлюпка, которой командовал старший помощник. Первую же ночь не пережили еще 5 обожженных моряков.

По расчетам, до ближайшего берега было не менее 100 миль (почти 185 км). Пришлось поставить парус и взять курс на Унимак (один из Алеутских островов). Но начался шторм, шлюпку заливало водой, вычерпывать ее у людей уже не было сил. Голод, холод и жажда унесли еще 15 человек.

Только на шестые сутки погода улучшилась и на горизонте появился скалистый берег. Но держать весла уже было некому – обессиленные моряки лежали, укрывшись парусом, не в состоянии управлять своим утлым суденышком. Каково же было их удивление, когда они внезапно услышали гудок и увидели направлявшееся к ним советское судно.

Это был пароход «Ола», который следовал из США во Владивосток. Он подобрал оставшихся в живых членов команды «Павлина Виноградова». Всего удалось спастись 9 морякам. Известны даже их фамилии: Малаксианов, Белонюк, Пономаренко, Сазыкин, Мыльников, Квашин, Минин, Алексеева, Борисенко. Все это время фактически командовал шлюпкой К. Г. Борисенко – старший механик.

На сайте Дальневосточного морского пароходства указано, что причиной гибели «Павлина Виноградова» стала торпедная атака японской подводной лодки I-180. В других источниках попадалась информация, что произошел внутренний взрыв в трюме судна. Наверное, для моряков, чьи жизни оборвались 22 апреля 1944 года, это было уже неважно…