Нерукотворный Образ Господа является первой иконой, созданной не человеком, а Самим Богом, Господом Иисусом Христом еще во время Его земной жизни.
Предание свидетельствует, в сирийском городе Едессе правил Авгарь V Уккама. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф.4:24) , Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. (Свидетельствовал в 4 веке Евсевий Кесарийский в книге «Церковная история», кн. 1) С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления к спасению. Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. Авгарь принял святыню и получил исцеление. Господь прислал Своего ученика апостола, из числа семидесяти – святого Фаддея. Он крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Авгарь богато украсил Образ золотом (есть версия, что и написал слова на нем) и установил в нише над городскими воротами. Правнук Авгаря, правивший Едессой, решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.
В 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу, положение города казалось безнадежным. Епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ Христа. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. Есть иное толкование этого события. Образ и горящую лампадку принесли в подкоп, защитники собирались поджечь осадные орудия персов. Сооружение загорелось от масла из лампады, осада была снята, и персидское войско отступило.
В 787г. Седьмой Вселенский Собор привел Нерукотворный Образ как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (29 августа по новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в реликварии Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий.
В 1204 г. крестоносцы хотели увезти Нерукотворный Образ, но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.
Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
По Прологам известны Нерукотворные Образа:
Образа на холсте в Едессе, царя Авгаря - Мандилион (греч. – «ТО AΓION MANΔYΛION») – 16 августа. Хранятся в капелле Санта-Матильда в Ватикане, другой – в армянской церкви Св. Варфоломея в Генуе. Являются наиболее точными списками с первоначального Едесского Нерукотворного Образа.
Камулианский,обретение его описал святитель Григорий Нисский; по сказанию преподобного Никодима Святогорца. Камулианский образ явился в 392 году, образ Матери Божией – 9 августа.
Керамион, на керамии (греч. – «ТО AΓION КЕРАМΙ[ΔΙ]ΟΝ»)) – 16 августа.
Святой убрус.
Спас Нерукотворный.
Плат Авгаря…
Разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании легенд нескольких точных отпечатков.
- Керамион - отпечатался на керамической черепице, когда живописец Анания по дороге из Иерусалима в Едессу остановился в Иераполисе. Так называемое Святое Чрепие осталось в этом городе или попало в Грузию.
- Есть версия, что Нерукотворный Образ отпечатался на глиняной доске, которой он был закрыт епископ в Едессе.
- Нерукотворный Образ появился перед самым Распятием, когда Господь во время молитвы в Гефсиманском саду отер Свой Пречистый Лик убрусом, на котором остался отпечаток. После Вознесения Христова этот Нерукотворный Образ апостол Фаддей отнес Авгарю в Едессу.
-«Плат Вероники» В основе лежит византийское церковное искусство «Повесть о Нерукотворном образе», в которой говорится об образе, возникшем на плате, которым Христос отёр кровавый пот во время молитвы в Гефсиманском саду.
- Образ, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.
- из Камулианы - найденный в колодце отпечаток лика Христа на ткани, от соприкосновения с которым чудесно возник второй Нерукотворный Образ также на ткани.
- По дороге на Голгофу Господь несколько раз падал под тяжестью Своего Креста. К упавшему Спасителю подбежала одна из женщин, Вероника (вероятно, от Vera Icona). Она взяла платок и отерла лицо Учителя. Позже Вероника обнаружила, что на платке кровавые пятна образовали изображение Его пречистого Лика. Хранила у себя дома с особым трепетом. Потом святыня попала в Рим и стала сокровищем собора святого Петра в Ватикане.
- В итальянском городе Маноппелло хранится святыня, которую тоже называют платом Вероники. В отличие от ватиканского образа, который с начала XVII держится на очень большом удалении от верующих, маноппелльская реликвия доступна для почитания и изучения.
Заметим.
Туринская Плащаница. Святая Плащаница хранилась в Константинополе не в развернутом, а в сложенном виде. При этом сложена она была так, что зрителю, молящемуся в храме и смотрящему на изображение издалека, был виден только Лик Спасителя — собственно Нерукотворный Образ. святая Плащаница хранилась в Константинополе не в развернутом, а в сложенном виде. При этом сложена она была так, что зрителю, молящемуся в храме и смотрящему на изображение издалека, был виден только Лик Спасителя — собственно Нерукотворный Образ. Ранее, по имеющимся сведениям, эта погребальная пелена находилась в Эдессе, логично допустить, что сокровище Авгаря и Плащаница — одна и та же святыня. Ее, а не плат, которым Иисус в легенде отер лицо, торжественно перенесли из Эдессы в Константинополь.
Плат Вероники. Апостолы Петр и Иоанн, вошедшие в пещеру, после Воскресения Иисуса, увидели там пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин 20:6–7). Платом, сударем называли отдельную льняную материю, которым древние евреи дополнительно закрывали лицо умершего человека.
Основным источником сведений об Образе является «Сказания о нерукотворном Образе Спасителя», автором считается император Константин Багрянородный. Так же «Слово о святой и нерукотворной иконе Иисуса Христа Бога нашего, как чтилась в городе Эдессе жителями его».
В память о внесении в реликварим церкви Пресвятой Богородицы в Фаросе 16 августа (29 августа по новому стилю) Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа установлен общецерковный праздник.
В Русской Церкви совершается служба с бдением. Так как в этот день еще празднуется попразднество Успения Пресвятой Богородицы, то и службы этим двум праздникам соединяются.
Сохранившимися изображениями этой иконографии на Руси являются фрески конца XII века в Спасо-Нередицкой церкви в Великом Новгороде. Нерукотворный Образ помещался здесь над арками барабана в двух вариантах: Спас на убрусе (Мандилион) и напротив – Спас на чрепии (Керамион).
В русском народе праздник в честь Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа имеет еще название Ореховый Спас. Это связано с традицией освящать начало урожая. В этот день освящаются орехи, поэтому праздник и получил такое название.