Найти в Дзене
X5 Transport

Руссо-Балт модель Д: первые российские коммерческие и военные автомобили

Возвращаемся к полюбившейся вам исторической серии! Сегодня мы расскажем об ещё одной увлекательной странице в истории отечественного автомобилестроения — модели Руссо-Балт «Д». История развития грузовых автомобилей Руссо-Балт не закончилась на моделях, о которых мы рассказывали в предыдущих статьях. Развитие модельного ряда закономерно пошло в сторону коммерческого транспорта, поэтому вскоре завод запустил линейку первых машин универсального назначения. Часть из этих автомобилей в будущем дала новые направления в эксплуатации — так, в начале XX века в нашей стране появились первые инкассаторские, пожарные и военные машины. Как всегда, благодарим нашего сотрудника и большого автолюбителя Алексея Кузнецова за помощь в подготовке статьи! В 1912 году, почти одновременно с выпуском автомобилей модели «М», Русско-Балтийский вагонный завод начал производить легкие грузовые автомобили семейства «Д» для перевозки грузов в городах. Грузоподъемность таких автомобилей составляла не более 1 тонны.
Оглавление

Возвращаемся к полюбившейся вам исторической серии! Сегодня мы расскажем об ещё одной увлекательной странице в истории отечественного автомобилестроения — модели Руссо-Балт «Д». История развития грузовых автомобилей Руссо-Балт не закончилась на моделях, о которых мы рассказывали в предыдущих статьях. Развитие модельного ряда закономерно пошло в сторону коммерческого транспорта, поэтому вскоре завод запустил линейку первых машин универсального назначения.

Часть из этих автомобилей в будущем дала новые направления в эксплуатации — так, в начале XX века в нашей стране появились первые инкассаторские, пожарные и военные машины.

Как всегда, благодарим нашего сотрудника и большого автолюбителя Алексея Кузнецова за помощь в подготовке статьи!

Начало выпуска грузовых автомобилей

В 1912 году, почти одновременно с выпуском автомобилей модели «М», Русско-Балтийский вагонный завод начал производить легкие грузовые автомобили семейства «Д» для перевозки грузов в городах. Грузоподъемность таких автомобилей составляла не более 1 тонны.

По сравнению с автомобилями модели «М», грузовые модели «Д» обходились дешевле благодаря широкой унификации узлов между моделями Д24-35 и С24-35.

Многие детали грузовика «Д» позаимствовали у легковой модели Руссо-Балт С24/35 — одинаковые двигатель, радиатор, сцепление, тормоза, рулевой механизм и коробка передач. Кстати, четырехступенчатая коробка передач, первоначально созданная для модели Д24/35, вскоре появилась и на легковой модели.

Первые заказы и специализированные автомобили

Самым первым заказчиком грузового Руссо-Балт модели «Д» стали российские банки. Для них было построено около 20 машин с кузовом лимузин — внутри размещались два мягких сиденья на 7-8 человек и сейф для перевозки денег и ценностей. Это были первые русские инкассаторские автомобили!

Руссо-Балт выпускал грузовые автомобили, а также легковые, пожарные, инкассаторские, санитарные и бронеавтомобили. В 1913 году на 4-й международной выставке в Петербурге был представлен пожарный автомобиль Д24/40, построенный для Петровского пожарного отделения Санкт-Петербурга. Во время Первой мировой войны этот автомобиль был переделан в санитарный и отправлен на фронт.

-2

В начале 1915 года Руссо-Балт начал выпускать бронеавтомобили на шасси модели «Д» (а также на шасси модели «С», отличавшихся вооружением). Эти машины использовались в военных целях, что стало важнейшей страницей в истории предприятия.

Несмотря на унификацию с легковыми моделями, грузовые автомобили «Д» имели отличия: рама у них была другой, с колесной базой 3375 мм, а колея — 1435 мм. Рама по отношению к осям была поднята на 90 миллиметров, удлинены рессоры, а шины увеличены до размера 895х135 мм. В отличие от моделей «М», шины были пневматическими, а не цельноформованными.

-3

Серийное производство и специализированные машины

Серия 13 включала 12 автомобилей модели «Д». Шасси № 394–404 делали по заказу Госбанка, их оснастили кузовами ландоле. Некоторые из них дошли до 1916 года, а одна машина, № 403, в 1919 году числилась в РККА и входила в состав 5-й армии в Казани. В 1925–1926 годах шасси № 397 прошли капитальный ремонт на Броне-танко-автомобильном заводе в Москве.

В октябре 1913 года Руссо-Балт отгрузил Госбанку ещё три шасси серии 16 (№ 429–431) с кузовами ландоле, заказанными в январе. На этих машинах повысили полезную нагрузку до 1600 кг за счет применения шин большего размера. Также один автомобиль с кузовом ландоле-лимузин поступил на службу правления Екатерининской железной дороги. Остальные шасси предназначались для Госбанка, но были переданы на военные нужды.

В 1913–1914 годах Руссо-Балт построил 22 автомобиля и шасси модели «Д» (включая бронеавтомобили). Военные офицеры, в том числе и артиллерийский офицер с самолёта «Илья Муромец» № 4, получили задание разработать бронированные автомобили на шасси «Руссо-Балт» типов «С» и «Д». В итоге было построено 10 бронированных машин, из которых шесть — на шасси «Д».

-4