Конец августа ознаменовался новостью, вызвавшей оживленные обсуждения в мире кино: британский актер Джуд Лоу предстал в образе российского президента.
Первые кадры картины «Кремлевский волшебник» появились в журнале Variety 27 августа — аккурат в день открытия Венецианского кинофестиваля. Уже 31 августа зрители фестиваля увидят мировую премьеру работы французского режиссера Оливье Ассайаса.
Силенок хватит?
И хотя сам по себе факт появления Лоу в столь непривычном амплуа заинтриговал зрителей, многие уже поспешили задаться вопросом: насколько убедительно актер сможет воплотить Путина на экране?
Скептики уверены: вряд ли хорошо. И дело здесь не только в отсутствии внешнего сходства, но и в том, что предыдущие попытки Лоу работать в жанре исторического кино выглядели не слишком удачно.
Достаточно вспомнить фильм «Враг у ворот», посвященный Сталинградской битве. Несмотря на масштабный замысел, картина получила весьма прохладные отзывы, а критики посчитали, что Лоу органичнее смотрится в образах романтических героев, чем в военной драме.
Отсюда и рождается сомнение: сможет ли актер, привычный к ролям харизматичных любовников и загадочных интеллектуалов, передать сложный образ политика, к тому же живущего современника?
Вряд ли от Джуда Лоу стоит ждать документальной точности. Скорее, его версия Путина окажется метафорической — символической фигурой, через которую режиссер попытается исследовать феномен власти и динамику политического мира.
Об этом прямо сказал и сам Ассайас в интервью: для него «Кремлевский волшебник» — это не хроника и не учебник истории, а кинематографическое исследование природы современной политики, попытка показать, как создается и укрепляется культ личности.
Съемки картины сопровождались трудностями. Поскольку снимать в России было невозможно, вся основная работа проходила в Латвии, где команда воссоздавала московские интерьеры и атмосферу начала XXI века. Художникам-постановщикам пришлось проделать колоссальную работу, чтобы зритель, сидя в зале, ни на секунду не усомнился в достоверности деталей.
Реакция в сети
Как только в Сети появились первые кадры из «Кремлевского волшебника», интернет мгновенно оживился. Фотографии разошлись по социальным сетям с огромной скоростью, и буквально за несколько часов обсуждение приобрело масштаб вирусного флешмоба.
Пользователи разделились на два лагеря: одни утверждали, что гримерам удалось добиться узнаваемости, другие же категорически отказывались видеть в британском актере хоть какие-то черты российского лидера.
«На Джуда Лоу похож, а не на Путина», — писали одни. Другие шли дальше в своих сравнениях: «В некоторых ракурсах он напоминает Эрдогана», «А я бы посмотрел на Мадса Миккельсена в этой роли, они как минимум визуально ближе». Не обошлось и без иронии: «Теперь весь мир влюбится в Путина — ведь его играет Лоу!» или «Гримеры постарались, но все равно слишком глянцевый».
К полемике подключились и медийные фигуры. Тина Канделаки, например, в своем телеграм-канале недоуменно рассуждала о выборе Ассайаса. По ее словам, непонятно, чем руководствовались создатели картины: тем, что Лоу уже играл сотрудника ЦРУ в «Шпионе», или тем, что он когда-то перевоплотился в Алексея Каренина?
Возможно, решение связано с образом Папы Римского из сериала Паоло Соррентино «Молодой папа», где Лоу мастерски воплотил харизматичного и одновременно загадочного персонажа. Для западной аудитории Путин — тоже символ власти и недосказанности, и, по мнению Ассайаса, британский актер мог бы это передать.
Однако Канделаки не удержалась от сарказма: «Если честно, то для этой роли идеально подошел бы Дмитрий Грачев из «Камеди Клаб». Пока мы не увидели финальный результат, именно он остается самым убедительным экранным Путиным».
О чем фильм «Кремлевский волшебник»
Политический триллер «Кремлевский волшебник» основан на одноименном романе швейцарско-итальянского писателя Джулиано да Эмполи.
Книга, вышедшая в 2022 году, сразу привлекла внимание как в Европе, так и за ее пределами: автор выстроил острую и провокационную историю, посвященную загадочному политтехнологу Вадиму Баранову.
По сюжету именно он в бурные девяностые годы становится одним из главных архитекторов прихода к власти Владимира Путина. Роман да Эмполи был воспринят как своеобразная художественная реконструкция механизмов, скрытых за фасадом российской политики, и неудивительно, что кинематограф обратил на него внимание почти сразу после выхода.
За экранизацию взялся французский режиссер Оливье Ассайас — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 2016 года за фильм «Персональный покупатель». В его фильмографии значатся и такие заметные проекты, как «Париж, я люблю тебя» и «У каждого свое кино».
Ассайас известен как мастер тонкой психологической драмы, поэтому выбор именно его в качестве постановщика политического триллера выглядит не только неожиданным, но и интригующим.
Приглашенному на роль Путина Лоу к началу съемок исполнилось 52 года. За плечами актера много ролей: от драматических («Гаттака», «Отпуск по обмену») до авантюрных («Шерлок Холмс»), а также популярный телепроект «Молодой папа», где он воплотил образ харизматичного и противоречивого понтифика.
Сам Лоу признается, что роль Путина — одна из самых рискованных и сложных задач в его карьере. «Это похоже на восхождение на Эверест: я стою у подножия и думаю: "Господи, во что я ввязался?"», — откровенно поделился актер накануне старта съемок.
Не менее неожиданным выглядит актерский состав. Пол Дано, известный зрителям по роли Пьера Безухова в мини-сериале «Война и мир» (2016), исполнит роль политтехнолога Вадима Баранова.
В фильме также заявлены лауреатка «Оскара» Алисия Викандер, актер Джеффри Райт, комик Зак Галифианакис и Том Стерридж. Такое сочетание голливудских звезд сразу подняло ожидания зрителей и вызвало оживленные дискуссии в профессиональной среде.
Впервые новость о проекте появилась в январе этого года в публикации издания Deadline. Тогда в Кремле заявили, что официальных обращений по поводу картины не поступало, и никто не связывался с российскими властями относительно содержания сценария. Дмитрий Песков подчеркнул, что в администрации ничего не знают о деталях проекта и его трактовке.
Любопытно, что прототипом вымышленного героя Вадима Баранова многие считают Владислава Суркова — бывшего помощника президента России и экс-замглавы администрации Кремля. Сам Сурков, комментируя новости о съемках, заметил лишь: «Никто не застрахован от такого», — и не стал развивать тему, оставив простор для интерпретаций.
Исторические роли даются актеру непросто
Судя по фильмографии, Джуд Лоу убедительнее смотрится в ролях романтических героев и любовников, чем в образах реальных исторических личностей.
Так, в военной драме «Враг у ворот» (2001) он сыграл советского снайпера Василия Зайцева — легендарного героя Сталинградской битвы.
Актер признался, что до съемок ничего не знал о Зайцеве и уже во время подготовки изучал его биографию, тренировался с оружием и даже сбросил пять килограммов ради роли.
Несмотря на тщательную подготовку, историки и критики нашли в фильме множество неточностей, связанных с образом советской армии. Однако сам Лоу сумел создать запоминающийся, но чересчур «лощеный» кинообраз, а его работа получила неоднозначные рецензии.
«После "Талантливого мистера Рипли" я хотел проверить себя — сыграть простого и прямого человека, вроде Василия», — говорил Лоу.
Фильм абсолютно провалился в американском прокате, хотя актерская игра Лоу и Рейчел Вайс, исполнившей роль Татьяны Черновой, была отмечена положительно.
Скорее, герой-любовник
Несмотря на разноплановую карьеру, у Лоу особенно удаются роли романтичные — роковых, иногда трагичных любовников.
Его персонажи часто остаются в памяти зрителей дольше, чем сами фильмы, и становятся отдельной историей в культурном поле.
«Уайльд» (1997)
Фильм Стивен Фрая о судьбе писателя Оскара Уайльда стал для молодого Джуда Лоу важной ступенью в карьере. Он сыграл Альфреда Дугласа, известного как Бози — красивого, но разрушительного любовника, чья ревность и манипуляции сломали жизнь писателя.
Роль подарила Лоу образ рокового красавца, к которому он не раз возвращался позже. В его исполнении Бози — воплощение притягательной опасности, от которой невозможно оторваться.
«Экзистенция» (1999)
На фоне «Матрицы» фильм Дэвида Кроненберга остался в тени, но роль Лоу здесь стоит особняком. Его персонаж — Тед Пайкл, телохранитель и спутник разработчицы виртуальной игры Аллегры (Дженнифер Джейсон Ли). Вместе они погружаются в искаженный мир, где границы между игрой и реальностью стираются.
Лоу сыграл не просто спутника, а человека, открывающего в себе глубины, о которых не подозревал. Его герой влюбляется, сомневается и проходит проверку реальностью — и именно эта искренность делает его образ живым.
«Холодная гора» (2003)
Инман — бедный плотник, отправившийся на войну и мечтающий вернуться к любимой женщине. За эту роль Джуд Лоу получил номинацию на «Оскар», но фильм постепенно ушел в тень других проектов.
Тем не менее, в его исполнении Инман — настоящий романтический герой: упрямый, ранимый, ищущий путь домой и к любви несмотря на хаос войны.