Актриса театра и кино Лия Меджидовна Ахеджакова – 87-летняя народная артистка РФ, обладательница государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, ордена Почета, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, трех премий «Ника», «Человек года» (2021) по результатам открытого голосования Ассоциации театральных критиков России.
Все эти и другие награды она получила за десятилетия своего труда, почти полвека играла на сцене легендарного театра «Современник», пользовалась без преувеличения всенародным признанием и любовью.
Как же легко оказалось обесценить свои заслуги, стать объектом всеобщего осуждения, лишиться работы и заработать звание предателя Родины!
Свою гражданскую позицию Ахеджакова проявляет давно и весьма ярко. Несмотря на небольшой рост, артистка никогда не оставалась незамеченной на митингах, акциях протеста и прочих мероприятиях.
Говорила уверенно, громко, подбирая эффектные выражения, которые потом еще долго обсуждали журналисты, политики, коллеги и пользователи сети.
Началось, как водится, с малого, а закончилось громадным скандалом, в результате которого Лия Меджидовна открыла свой новый путь — ко всеобщему забвению.
Впрочем, ряд ее по достоинству оцененных работ из истории не выбросишь, но тень над ними так и висит.
Режиссер Эльдар Рязанов считал ее гениальной актрисой, тонко чувствующей, искренней, скромной, неизменно восстающей против несправедливости, чудом, сотворенным природой.
Что стало с этим образом, и как звезда кино и театра пришла к сегодняшней репутации?
Детство и первые роли Лии Ахеджаковой
Артистка родилась 9 июля 1939 года в Днепропетровске (Украинская ССР), ее мама была актрисой, а отчим – главным режиссером Адыгейского драматического театра.
Детство в военное время было трудным, полным испытаний для всей семьи, когда Лии было десять лет, ее мать и тетя тяжело болели туберкулезом и таяли на глазах. И она решила написать письмо Иосифу Сталину с просьбой о помощи
В этом письме она обещала окончить школу с золотой медалью, активно строить коммунизм, приложила фото в пионерском галстуке. Как признавалась сама Ахеджакова, она не уверена, что лидер СССР читал ее послание.
Но кто-то точно прочитал, потом перенаправил в Рижский фармацевтический завод, и оттуда прислали лекарство.
Родители не прочили Лии карьеру артистки. Отчим настаивал на инженерной специальности, и полтора года девушка таки отучилась в Московском институте цветных металлов и золота.
Но потом не справилась с внутренним протестом, бросила его и поступила в театральный – в ГИТИС. Поступок взрослым был непонятен – золотая медаль, престижный вуз, перспективы…
И она все это отдала за актерство. И не сразу ей удалось доказать, что выбор сделала соответствующий своим талантам.
Карьера Лии Ахеджаковой в театре и кино
Первые десять лет Ахеджакова играла в ТЮЗе, в основном в амплуа травести. Мальчишки были ее персонажами! Причем лет до 30-ти.
Хрупкая, маленькая (всего 153 сантиметра), специфической внешности, обаятельная – какие там роковые героини!
Но в 1977 году ее разглядели в театре «Современник», приняли в труппу, и всё изменилось. Да, с тех пор артистка сыграла много комичных персонажей, но не только их, да еще у каких режиссеров!
На этой сцене она работала вплоть до 2023 года. Недолго оставалось ждать большого юбилея, но отметить его там, с размахом и почестями, уже не удастся.
Одна из первых заметных работ Ахеджаковой — спектакль Романа Виктюка «Квартира Коломбины», в нем она сыграла сразу четыре роли.
Известность также получила пьеса «Персидская сирень», с которой звезда гастролировала по стране 15 лет. Сотрудничество с Эльдаром Рязановым вписало в карьеру актрисы фильмы «Гараж», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Андерсен. Жизнь без любви».
Маэстро готов был отложить проект, если Лия Меджидовна не могла приступить к съемкам немедленно. Всего в фильмографии актрисы более сотни полнометражных лент и сериалов.
Проблемы на работе, если так можно выразиться, стали активно обсуждаться несколько лет назад. Из-за посыла некоторых проектов, в которых участвовала Ахеджакова.
Например, в 2021-м скандал случился из-за спектакля «Первый хлеб», в ее монологе многие зрители увидели оскорбления в адрес ветеранов. Общественники тут же начали требовать лишения званий.
Но некоторые коллеги активно защищали звезду и просили прекратить травлю. Но со временем списать скандал на «такую роль» не получилось, артистка подбросила дровишек в эту печь самостоятельно.
Политика в жизни Лии Ахеджаковой
Все началось еще в 2010 году, когда актриса стала чаще мелькать в новостях как участница протестов, чем как представитель творческой профессии.
В 2012-м, например, она решила поддержать своим знаменитым лицом противников «закона Димы Яковлева». Этот митинг называли открыто проамериканским, а выступивших активистов осуждали.
Сама же Ахеджакова вместе с единомышленниками заявляла о той самой несправедливости, с которой она не может не бороться.
Публика уже не восхищалась звездой театра и кино, выходившей на сцену несмотря ни на что – и со сломанной рукой, и с серьезной травмой бедра, и с воспалением легких. Вся самоотдача ее была перенаправлена в другое русло.
Откровенно ссориться со своими поклонниками артистка начала в 2014-м, когда назвала возвращение Крыма «незаконной аннексией». А потом, некоторое время спустя, пошла на акции в поддержку Алексея Навального*.
Кто-то на Лию Меджидовну обижался, кто-то посмеивался над высокопарными речами, кто-то сдавал билеты.
Над борьбой Ахеджаковой за справедливость шутил в своих выступлениях небезызвестный Максим Галкин**, высмеивал ее приставания к большим политикам и попытки поговорить с ними о судьбе России.
В интервью для YouTube-канала «Культура памяти» актриса подчеркивала, что юморист не имеет права пользоваться ее именем, чтобы насмешить своих зрителей, издеваться над ней и представлять в дурном свете.
Была уверена, что от подобных реприз пострадает только его репутация. Но по состоянию на сегодня…
Последствия настигли обоих. Комик теперь тоже «большой политик». И скитающийся иноагент.
Увольнение Лии Ахеджаковой из «Современника»
После высказываний актрисы по поводу Крыма стоило ожидать, пожалуй, соответствующего поведения в 2022 году, когда началась спецоперация по защите Донбасса.
В своих интервью она осуждала позицию Москвы, но при этом отмечала, что демонстративно уезжать и все бросать не собирается.
Поговаривали про уход из театра, но звезда все отрицала. В интервью KP.RU говорила, что уже получила репертуар наперед, и в нем есть ее спектакли.
И даже упоминала скандальный «Первый хлеб», который все еще идет. Еще «Игру в джин» и «Сказку про последнего ангела» в Театре наций, в котором специально для нее режиссер Андрей Могучий написал роль.
Но вскоре ситуация изменилась. В графике Ахеджаковой осталась только одна постановка. По ее словам, директор «Современника» заявил, мол, разозлила людей, в театр приходят жалобы, ролей больше не будет. А потом ее убрали совсем.
Лия Меджидовна жаловалась, сокрушалась, рассказывала о пролитых слезах и невозможности что-то изменить. При этом уволена актриса не была, она по-прежнему состояла в труппе и получала зарплату, а на сцену не выходила.
В 2023-м она решила уйти по собственному желанию, так как сочла свое положение унизительным.
В том же году общественники требовали возбудить уголовное дело в отношении Ахеджаковой и признать иноагентом. Обвиняли ее в финансовой поддержке Украины.
Артистка признавалась, что ее теперь курирует адвокат, «запрещает рот открывать», но работа есть. Звезда, в частности, гастролировала со спектаклем «Мой внук Вениамин» по разным странам – Германия, Франция, Канада, США, Финляндия.
Залы наполовину пустовали, но хоть что-то… Жить предпочитала по-прежнему в Москве.
В сентябре 2023-го разразился новый скандал. На гастролях в Бремене после выступления, уже на поклоне, кто-то вручил Ахеджаковой украинский флаг. Она оправдывалась, мол, подсунули вместо цветов нехорошие провокаторы.
Но вскоре уже отвечала нацистским лозунгом одной из поклонниц, в МВД начали проверку по статье о дискредитации армии России. Вот такой выхлоп знаменитость получила от своих политических амбиций.
Поддерживает только муж и беглые коллеги
В окружении Лии Ахеджаковой осталось немного единомышленников. Сейчас они тоже ищут счастья за границей – и в работе, и в личной жизни. Многие переехали.
Самой крепкой опорой остается муж, фотограф Владимир Персиянов.
Актриса дважды неудачно выходила замуж. От первого супруга, актера Валерия Носика, она ушла из-за его алкоголизма. При этом бывший умудрился оставить себе подаренную отчимом Ахеджаковой двухкомнатную квартиру.
Подробности второго развода с художником Борисом Кочейшвили артистка не раскрывала. По слухам, когда у него дела пошли в гору и финансовая помощь жены стала не нужна, испарился.
Второй развод пришелся на тяжелые времена – от рака умерла мама Ахеджаковой, новые отношения были связаны с большими страхами и неуверенностью.
В 63 года актриса встретила Персиянова, он был на 20 лет моложе. Об этом браке она никому не говорила, даже родителям, боялась.
Супруги все еще вместе, детей у артистки нет, избранник – ее главная поддержка.
«Если от меня уйдет муж — мне конец», — признавалась звезда в интервью «Собеседнику».
Он проверяет, что пишут в интернете, удаляет фейковые аккаунты жены, защищает ту, которая «не знает, по какому признаку выбрана мишенью».
* — внесен в список террористов и экстремистов Росинформинга, признан иноагентом
** —признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ