В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы продолжаем серию публикаций, посвященных вкладу тюменцев в разгром врага. «Символы Победы» — это попытка взглянуть по-новому на усилия, которые прилагали наши земляки для помощи стране в это тяжелое время. Подробнее о сверхсекретной эвакуации тела вождя мирового пролетариата из Москвы после начала войны рассказывает историк Александр Петрушин.
«Хотелось бы, чтобы тюменцы знали и гордились этим», — писал об этой прежде секретной странице истории города один из активных участников.
2 июля 1941 года Политбюро ЦК ВКП (б) постановило: «Вывезти тело В. И. Ленина вглубь страны в город Тюмень. Для наблюдения за телом и его сохранения одновременно направить к месту назначения тела назначения тела профессора. Збарского Б. И., 3-х его ассистентов и 5 человек обслуживающего персонала. Охрану тела в пути его следования и на месте нового хранения возложить на НКВД и НКГБ СССР».
Партийное, советское и чекистское руководство Тюмени, входившей с 1935 года в состав Омской области (1-й секретарь горкома ВКП (б), Д. С. Купцов, предгорисполкома С. Ф. Загриняев, начальник горотдела НКВД С. М. Козов) не было поставлено в известность о таком решении высшей инстанции. 7 июля 1941 года специальный поезд доставил в Тюмень саркофаг с телом В. И. Ленина, сотрудников лаборатории мавзолея, их семьи и охрану — 15 кремлевских солдат и пять командиров. Всех разместили в здании бывшего реального училища на улице Республики.
Для обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии на особо охраняемый объект от городской электростанции на улице Коммунистической пробросили специальный кабель.
«По военному времени мы жили вполне удовлетворительно, — вспоминал сын Збарского, доцент лаборатории И. Б. Збарский. — Нас хорошо кормили, добротное каменное двухэтажное здание отапливалось и освещалось… Первоначально считалось, что наше пребывание в Тюмени будет непродолжительным. Оказалось, почти четыре года…»
В июле 1942 года Тюмень посетила комиссия в составе академиков Н. Н. Бурденко, Л. А. Орбели и А. И. Абрикосова. В акте осмотра отмечено: «…Тело значительно улучшилось, особенно лицо и руки…» Бурденко поражен подвижностью в суставах: «Замечательная подвижность в плечевом и локтевом суставах…»
В октябре 1943 года Збарский обратился в правительство: «В связи с приближающимся 20-летием со дня смерти В. И. Ленина прошу направить комиссию для заслушивания моего отчета о работе по сохранению тела В. И. Ленина». Комиссия в составе наркома здравоохранения СССР Г. А. Митерева, академиков А. И. Абрикосова, Н. Н. Бурденко, Л. А. Орбели и А. Д. Сперанского пробыла в ноябре 1943 года неделю в нашем городе.
Збарский его сотрудники активно помогали медицинскому персоналу эвакуированного в Тюмень Кубанского медицинского института и размещенных здесь 14-ти эвакогоспиталей.
«…Всего в Тюмени, — продолжал И. Б. Збарский, — тело Ленина находилось 1360 дней… В марте 1945 года, когда война уже шла на территории врага, было решено возвратить его в Москву… 25 марта в 2 часа ночи спецпоезд из девяти вагонов отправился из Тюмени на запад и через три дня прибыл в столицу. 16 сентября 1945 года доступ к телу Ленина в мавзолее на Красной площади был открыт. Нахождение тела Ленина в Тюмени держалось в секрете, но слухи в этом небольшом городе, естественно, доходили до населения, и об этом перешептывались».
Тогда не исключался десант гитлеровского спецназа для захвата саркофага с телом Ленина (такая группа из 12 парашютистов, возглавляемая бывшим колчаковским офицером Николаевым, уроженцем Тобольска, была в июне 1943 года десантирована с двух немецких военно-транспортных самолетов на сопредельной с Березовским районом территории Коми АССР).
26 июля 1945 года в газетах опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда действительному члену Академии медицинских наук СССР Збарскому Борису Ильичу. «За выдающиеся научные достижения, имеющие важное государственное значение», он получил Сталинскую премию в 150 000 рублей. Сотрудники лаборатории мавзолея награждены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Январем 1944 года датирован документ в архивном личном деле майора Джуры Павла Фёдоровича: «За успешную работу по выполнению заданий НКГБ СССР в условиях военного времени наградить боевым оружием». Он сменил в мае 1942 года С. П. Козова (тот ушел на фронт) на посту начальника горотдела и нес персональную ответственность за внешнюю охрану «спецобъекта» в Тюмени.
Бывший первый секретарь Тюменского горкома ВКП (б) Купцов писал: «Вроде бы никакой заслуги Тюмени в этом нет. Вроде бы город для этого ничего не делал. А я считаю, не так. Место было выбрано действительно надежное. И условия мы сумели создать, несмотря на очень тяжелое положение… Я 1908 года рождения, был в комсомоле, организовывал колхозы, потом партийная работа. И слово „Ленин“ у меня не сходило с уст. Если бы меня спросили, что самое значительное я сделал во время войны, я бы ответил: „Участвовал в сохранении тела Ленина“. Хотелось бы, чтобы тюменцы знали и гордились тем, что в тяжелых военных условиях в их городе, а значит и их усилиями, сохранялась тело вождя. Мы нередко мобилизовали людей на работы, которые были связаны с нуждами „спецобъекта“. Тогда мы об этом им не говорили из-за особой секретности, а теперь они имеют право об этом знать».
Напомним, масштабный медиапроект «Символы Победы» реализуют тюменская общественная организация «Областной поисковый центр имени Артура Ольховского» совместно с Банком ВТБ (ПАО) и АНО «ТРК «Тюменское время». В его рамках с мая на телеканалах «Тюменское время», «Тобольское время», «Твоя Тюмень» вышла серия 3D-роликов. Все подробности о проекте рассказываем в публикации по ссылке ниже.