Найти в Дзене
АиФ Волгоград

С видом на будущее. Капремонт остается болезненной проблемой волгоградцев

Оглавление
   Срок капремонта домов в Волгограде и области рассчитан до далёкого 2055 года...
Срок капремонта домов в Волгограде и области рассчитан до далёкого 2055 года...

В августе 2025 г. исполнилось одиннадцать лет, как платёжные квитанции россиян пополнились ещё одной строкой: с августа 2014 года в стране ввели обязательные ежемесячные взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов. Народ встретил новацию, мягко говоря, скептически. Однако процесс, то есть ремонт, пошёл. Правда, не всегда гладко...

Сносу не подлежит

Многие волгоградцы хорошо помнят, как проходила процедура выбора способа накопления средств на капитальный ремонт многоэтажек. Во-первых, мало кто вообще понимал, что такое спецсчёт дома (это если копить деньги индивидуально), а что – общий котёл (это если платить в Фонд капремонта наравне с остальными многоэтажками).

«Нам ничего не объяснили, только сказали, что будет собрание с представителями районной администрации, – вспоминает пожилая волгоградка, жительница Ворошиловского района Нина Ефименко. – Я всё же склонялась к выбору индивидуального спецсчёта и других жильцов сагитировала. Мы все пришли на собрание, но от администрации никто не явился!»

Хитрость, как потом поняли жильцы, была в том, что такие собрания назначали в последний день перед датой окончательного принятия решения. Люди не успевали сориентироваться, написать протокол, выбрать желаемый способ, и тогда автоматически их средства начинали перечислять в общий котёл. В итоге лишь порядка 12% многоэтажек Волгограда копят деньги на главный домовой ремонт самостоятельно.

В своё время жители бурно протестовали против нового платежа, считая его необоснованным побором. Другие с калькулятором в руках подсчитывали, какую сумму накопят жильцы за годы сбора средств – получалось, что на эти деньги дом можно будет облицевать мрамором... Некоторые говорили и о том, что в регионах более развитых дома в возрасте 50+ просто сносят по программе реновации, так как ремонтировать их смысла нет, они своё уже отжили. Но, несмотря на всё это, капремонт продолжался, а вместе с ним и самые разные проблемы.

«Ещё год дом не выдержит»

Так, сейчас жители одной из старых двухэтажек – дома № 31 по ул. Ангарской в Волгограде, со страхом ждут осенне-зимних холодов. Дом в текущем году должен был пройти полный внутренний капитальный ремонт. Однако региональный оператор вдруг взял да и сместил срок ремонта на пару лет вперёд.

В доме успели обновить фасад, кровлю, фундамент. Оставалось не менее важное – внутренняя коммунальная инфраструктуры. Однако, как было сказано в официальной бумаге Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов, работы по капитальному ремонту систем теплоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения в данном МКД перенесли на 2026–2028 годы.

Причиной стали «факты воспрепятствованию оказания услуг и выполнению работ общего имущества в данном доме» (цитата из ответа Фонда. – Авт.). Говоря простым языком, коммунальщиков некоторые жильцы попросту не пустили в дом.

У жильцов от такого решения по коже пошла дрожь в прямом смысле слова. Дело в том, что система отопления в многоэтажке все последние годы работает лишь на советском энтузиазме.

«До начала отопительного сезона осталось совсем немного, – сетует жительница Вера Ивановна, – но ещё одну зиму наши трубы отопления и водоотведения не выдержат. Сгнило всё. Управляющие компании через каждые два года от нас отказываются, брать нас никто не хочет».

Действительно ли работников не пускали в квартиры – вопрос интересный. Во всяком случае, обоснованность решения о смещении сроков капремонта и информацию о воспрепятствовании ему со стороны жильцов прояснит прокуратура. Проверку надзорного органа инициировал Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области.

«Нам самим это не под силу»

Перспективы капитального ремонта уже который год остаются туманными и у жителей многоэтажки на Циолковского, 29 в Волгограде.

Дом сдали в строй ещё в 2007 г., причём горькая ирония состоит в том, что он позиционировался как элитный. Жители по сей день не могут понять, как его умудрились принять в эксплуатацию. Сразу после ввода в строй фасад 23-этажного здания «украсили» трещины, дом начал скрипеть по швам, с фасада облетали плитка и штукатурка. С каждым годом последствия некачественных строительных работ становятся всё более зримыми.

Жильцы забили тревогу и обратились в Фонд капремонта. Так началась их многолетняя и безрезультатная борьба. Застройщик дома, которому можно было бы предъявить претензии, обанкротился ещё в 2010 г., Фонд капремонта отказывается проводить работы.

За это время жильцы провели три строительные экспертизы, и они доказали: дом нуждается в капремонте, однако ничего не меняется. Всё, что можно, жильцы ремонтируют за свой счёт, так как и ходить возле дома, и оставлять там машины было опасно: фасад, как было отмечено, осыпался.

«Но сейчас остались такие сложные высотные работы, которые жильцам не под силу, – рассказали в ТСЖ «Волжский ветер». – Мы уже пять лет доказываем в суде, что дом подлежит капремонту, обращались и в СК РФ, и в прокуратуру. К сожалению, ощутимых подвижек в нашем деле нет, дом продолжает рушиться... »

Волнует жильцов и качество работ. Так, в Краснооктябрьском районе Волгограда многоэтажка относилась к объектам культурного наследия. Однако строительный подрядчик откровенно схалтурил. Только после подключения регионального уполномоченного по правам человека и органов прокуратуры жильцам удалось заставить ремонтников исправить недоделки. И это не единственный случай...

«Нравится нам это или нет, но программа капремонта продолжит действовать, – отмечает эксперт в сфере ЖКХ Иван Сотский. – Главное для жителей – увеличивать активность, так как на самом деле у них есть немало прав и относительно приближения сроков капремонта дома, и содержания самих работ, и контроля хода ремонта, и принятия их после выполнения. Если же ждать, что всё случится само собой, то срок может выйти долгим...»

Прямая речь

Пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев:

«Часто в обращениях, поступающих в адрес волгоградского Уполномоченного, звучит несогласие с установленным сроком проведения капремонта. Естественное желание жителей – приблизить дату ремонта.

Важно знать, что Фонд капитального ремонта формирует график работ для каждого дома. Несогласие с графиком необходимо обосновать: если в плане стоит ремонт системы отопления, а в доме прохудилась крыша, необходимо провести экспертизу. Её результаты должны подтвердить наличие проблем с кровлей и то, что с ремонтом труб можно подождать. Это заключение направляется в Фонд капремонта для рассмотрения и принятия решения».

Что делать, если капитальный ремонт провели некачественно?

Ситуация 1. Если ответственным за капремонт является региональный оператор, то за работу подрядчиков отвечает он. В таком случае сам Фонд компенсирует расходы: оплачивает новый ремонт, возмещает ущерб и моральный вред.

Порядок действий собственника в случае ущерба:

  1. Вызвать специалистов из управляющей организации и составить акт осмотра.
  2. Вызвать специалиста для оценки ущерба. Его работу оплачивает собственник.
  3. Составить претензию. Региональный оператор может согласиться оплатить расходы на этом этапе, до суда.
  4. Если соглашения достичь не удалось, обратитесь в районный суд. Приложите акт, оценку и доказательства некачественного ремонта, например, фотографии квартиры после дождя. Региональный оператор обязан оплатить расходы, даже если они превышают сумму, внесённую собственниками на капитальный ремонт.

Ситуация 2. Если деньги на капремонт хранятся на спецсчёте дома, то претензию за некачественный ремонт собственники выставляют напрямую подрядчику. К ней прилагают акт и оценку ущерба. Если претензию игнорируют, обращайтесь в районный суд.