Найти в Дзене

« ... третий Спас ещё и хлеба припас!

И Ореховый и Хлебный! С праздником! « ... третий Спас ещё и хлеба припас! Его в народе хлебным называют. В этот день обычно заканчивается жатва на полях. Хозяйки на зорьке тесто замешивают, пекут хлеб и пироги. И не дай бог кусочек со стола уронить, корку не доесть или крошки вытряхнуть —неуважение!
Ведь хлеб — всему голова! И нелегко его вырастить. Это тебе не в магазин за булкой сходить! И серп — первый помощник в уборке урожая. Пошли, покажу!
И вот уже поле перед Ваней — золотое-золотое, даже глаза слепит. Это солнышко колосья выкрасило!
А среди поля то там, то тут крестьянские фигуры белеют: в льняных рубахах мужики вышли на жатву. В руках у каждого — серп, такой инструмент в виде изогнутого полукругом ножа с мелкими зазубринками. С его помощью срезают, то есть жнут, колосья. Будет зима сытая, хлебом богатая, кашей согретая!
— Первые сжатые колосья связывают в сноп — священный символ урожая, — объясняет Куделя мальчишке, когда тот счастливые улыбки на лицах мужиков видит. — Сейчас

И Ореховый и Хлебный! С праздником!

« ... третий Спас ещё и хлеба припас! Его в народе хлебным называют. В этот день обычно заканчивается жатва на полях. Хозяйки на зорьке тесто замешивают, пекут хлеб и пироги. И не дай бог кусочек со стола уронить, корку не доесть или крошки вытряхнуть —неуважение!
Ведь хлеб — всему голова! И нелегко его вырастить. Это тебе не в магазин за булкой сходить! И серп — первый помощник в уборке урожая. Пошли, покажу!
И вот уже поле перед Ваней — золотое-золотое, даже глаза слепит. Это солнышко колосья выкрасило!
А среди поля то там, то тут крестьянские фигуры белеют: в льняных рубахах мужики вышли на жатву. В руках у каждого — серп, такой инструмент в виде изогнутого полукругом ножа с мелкими зазубринками. С его помощью срезают, то есть жнут, колосья. Будет зима сытая, хлебом богатая, кашей согретая!
— Первые сжатые колосья связывают в сноп — священный символ урожая, — объясняет Куделя мальчишке, когда тот счастливые улыбки на лицах мужиков видит. — Сейчас его дядька Семён в избу отнесёт и в красный угол поставит — туда, где иконы. Ведь считается, что зерно из первого снопа чудодейственной силой обладает.
А весной его возьмут да разотрут. Прямо руками! Выпавшие зёрна с зерном для сева смешают. И будет новый урожай лучше прежнего!
...
Ну а потом — пир на весь мир, праздник в честь окончания жатвы!»

-2

Что нам осталось из этих стародавних традиций, как вы думаете?

Узнать больше о русских народных праздниках, традициях, быте можно:

  • из книг Марии Евсеевой: vk.cc/cNG8X2
  • Татьяна Кирюшатова «Хоровод русских народных праздников» с иллюстрациями Федора Усачева: clck.ru/3NfD2Y

-3