Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Упал и сгорел на полосе. Польша впервые потеряла свой F-16 c пилотом

Оглавление
   Место крушения истребителя F-16 ВВС Польши во время репетиции авиашоу в Радоме.
Место крушения истребителя F-16 ВВС Польши во время репетиции авиашоу в Радоме.

Авиашоу в польском Радоме, которое было запланировано на 30-31 августа, отменено после крушения F-16 ВВС страны.

Не вышел из маневра

Катастрофа произошла в 19:25 по местному времени 28 августа во время тренировочных полетов. Пилот, выполняя одну из фигур высшего пилотажа, не смог правильно завершить выполнение маневра, врезавшись во взлетно-посадочную полосу. В качестве первоначальной версии происшествия рассматривается ошибка пилота.

По сообщению властей, летчик погиб. Им оказался 35-летний майор Мацей Краковян, командир пилотажной группы Tiger Demo. Как пишут польские СМИ, Краковян был опытным летчиком, провел в воздухе свыше 1400 часов, в том числе 1200 на F-16. Несколько недель назад он получил престижную награду As the Crow Flies Trophy во время шоу Royal International Air Tattoo (RIAT).

Министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш сказал о погибшем: «Он безупречно, достойно служил в армии, предан долгу, предан армии, предан своим коллегам». Глава оборонного ведомства выразил соболезнования близким и друзьям пилота.

Основная сила польской авиации

Крушение в Радоме стало первой катастрофой F-16 в Польше с момента их принятия на вооружение ВВС страны в 2007 году. Поляки располагали 48 F-16, 12 из которых представляют собой двухместный вариант самолета.

13 августа 2025 года Польша подписала контракт с США на модернизацию своих F-16 на сумму в 3,8 млрд долларов. Планируется, что именно эти самолеты будут составлять главную силу ВВС Польши в ближайшие годы.

По словам организаторов авиашоу, причина его отмены заключается как в нежелании устраивать яркое зрелище после гибели пилота, так и в чисто технических проблемах. В результате крушения F-16 взлетно-посадочная полоса местного аэродрома получила существенные повреждения и нуждается в ремонте.

Третья катастрофа в Радоме с гибелью людей

Авиашоу в Радоме проводится с 2000 года, в последнее время в режиме один раз в два года и считается самым популярным мероприятием подобного рода в Польше. До резкого осложнения международной обстановки в авиашоу в Радоме регулярно участвовали не только западные, но также российские и белорусские пилотажные группы.

Нынешняя катастрофа — третья по счету, связанная с авиашоу в Радоме, в результате которой были жертвы.

В 2007 году два самолета Zlin Aircraf, пилотируемые пилотами польской пилотажной группы AZL Żelazny, столкнулись во время фигур высшего пилотажа в воздухе. Погибли подполковник запаса 60-летний Лех Марчелевский и 25-летний младший инженер-летчик Петр Банахович.

В 2009 году во время демонстрационного полета потерпел катастрофу Су-27УБМ-1 ВВС Республики Беларусь. Погибли 53-летний Александр Марфицкий и 46-летний Александр Журавлевич. Крушение белорусского Су-27 по обстоятельствам схоже с нынешней катастрофой F-16 — в обоих случаях опытные пилоты, выполняя фигуры высшего пилотажа, при выходе из них опасно приближались к земле и не смогли справиться с критической ситуацией.

На авиашоу в Радоме в 2025 году польские ВВС планировали провести церемонию прощания с Су-22 — эти самолеты советского производства выводятся из эксплуатации. Когда и где состоится теперь данная церемония и будут ли проводить ее вообще, пока неизвестно.

АиФ в MAX https://max.ru/aif

АиФ в Телеграм

Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline

АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health

АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha

АиФ. Кухня https://t.me/aif_food

Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo