Найти в Дзене
Литрес

Не стало Родиона Щедрина. Его прах соединят с прахом Майи Плисецкой и развеют над Россией – как они завещали

Сегодня стало известно, что не стало Родиона Щедрина – великого композитора, автора дерзкой «Кармен-сюиты» и балета «Конёк-Горбунок», человека, который всю жизнь писал музыку и каждый день дарил цветы Майе Плисецкой. Их брак длился 57 лет, а теперь, по её завещанию, их прах соединят и развеют над Россией. История любви, которая оказалась сильнее сплетен, амбиций и времени, – в этой статье. Детство: музыка, рыбалка и бегство на фронт Родион Щедрин появился на свет в 1932 году в Москве, в семье, где умели ценить не только знания, но и искусство. Мама, Конкордия Ивановна, была экономистом, но с теплом относилась к классике и часто слушала любимые записи. Отец, Константин Михайлович, был преподавателем и обладал абсолютным слухом и поразительной музыкальной памятью. Он мог сыграть всё, что однажды услышал, без нот и репетиций. Именно отец стал первым учителем маленького Родиона, правда, не без хитростей. Чтобы увлечь сына, он обещал после занятий взять его на рыбалку, которую тот обожал.
Оглавление

Сегодня стало известно, что не стало Родиона Щедрина – великого композитора, автора дерзкой «Кармен-сюиты» и балета «Конёк-Горбунок», человека, который всю жизнь писал музыку и каждый день дарил цветы Майе Плисецкой. Их брак длился 57 лет, а теперь, по её завещанию, их прах соединят и развеют над Россией. История любви, которая оказалась сильнее сплетен, амбиций и времени, – в этой статье.

Детство: музыка, рыбалка и бегство на фронт

Родион Щедрин появился на свет в 1932 году в Москве, в семье, где умели ценить не только знания, но и искусство. Мама, Конкордия Ивановна, была экономистом, но с теплом относилась к классике и часто слушала любимые записи. Отец, Константин Михайлович, был преподавателем и обладал абсолютным слухом и поразительной музыкальной памятью. Он мог сыграть всё, что однажды услышал, без нот и репетиций. Именно отец стал первым учителем маленького Родиона, правда, не без хитростей. Чтобы увлечь сына, он обещал после занятий взять его на рыбалку, которую тот обожал.

Когда началась война, семью эвакуировали в Куйбышев. Родители были заняты работой: мама на военном производстве, отец в секретариате. Родион был предоставлен сам себе. Как и многие дети того времени, он шатался по улицам, дружил с уличной ватагой и хулиганил. Однажды компания пацанов, насмотревшись военных фильмов, решила защищать Родину. Они сбежали, надеясь попасть на фронт. Первая попытка сорвалась. Но во второй раз Родион оказался настойчивей: соврав о возрасте, умудрился добраться до самого Кронштадта. Ему тогда было всего десять.

-2

Дядя сумел найти мальчика и вернуть его домой. Отец был в ужасе – хотел отправить непослушного сына в Нахимовское училище, чтобы вбить в него дисциплину. Но жизнь снова повернулась к Родиону музыкальной стороной. Константина Михайловича пригласили преподавать в Хоровое училище имени Свешникова, и он устроил туда и сына. Так музыка снова вернулась в жизнь Щедрина, уже без рыбалки, но с настоящей страстью, которая вскоре перерастёт в призвание.

Композитор, который сочинял легко и смело

Щедрин рано оказался в мире профессиональной музыки – учился сразу по двум направлениям в Московской консерватории и в обоих преуспел. Его называли блестящим пианистом, но сам он выбрал сочинение. Уже в 20 с небольшим он написал балет «Конёк-Горбунок», а чуть позже – Первую симфонию. В 1960-х на весь мир прогремела «Кармен-сюита» – дерзкая, неожиданная переработка классики, написанная специально для Плисецкой. Щедрин убрал привычный симфонический оркестр и оставил только струнные с ударными. Получилось остро, резко, свежо – и это сразу стало классикой.

-3

Он с одинаковой лёгкостью создавал и серьёзные симфонии, и духовную музыку, и игривые, почти хулиганские концерты. Его «Озорные частушки» для оркестра в своё время даже вызвали негодование у партийных чиновников – слишком весело, слишком свободно. Но произведение стало популярным именно за счёт этой дерзости. Щедрину было интересно всё: и фольклор, и Гоголь, и Набоков. Он не боялся сложных тем – «Мёртвые души», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Лолита», «Левша» – всё это о нём. Он не боялся экспериментировать, менять звучание, пробовать неожиданные формы. Его музыка была то колючей, то прозрачной, но всегда живой и узнаваемой.

Её исполняли на самых престижных сценах – в Большом театре, в Мариинке, в Карнеги-холле. Он был председателем Союза композиторов в непростое время – с 1973 по 1990 год – и старался продолжать линию Шостаковича: поддерживать, а не давить. Его ставили за рубежом: в Германии, Швеции, США. Оперу «Лолита» впервые показали в Стокгольме, а только спустя почти десять лет – в России. Щедрин работал с Майей Плисецкой, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетнёвым, Андреем Вознесенским. Он не просто писал музыку, он обновлял музыкальный язык и разговаривал с эпохой.

-4

«Старина Фрейд победил»: история большой любви

Их познакомила Лиля Брик в 1955 году в своём легендарном салоне, где собирались артисты и писатели. Щедрину было всего 22, Плисецкой – 29. По воспоминаниям, ещё до этого Лиля включала композитору запись, где Майя напевала музыку Прокофьева, и он поразился её слуху. Но первая встреча не имела продолжения. Лишь три года спустя Родион снова вышел на контакт: работая над «Коньком-Горбунком», он напросился на её репетицию. Балерина встретила его в одном купальнике – и это произвело сильнейшее впечатление. Позже она шутила: «Старина Фрейд победил». В тот же вечер он позвонил ей и пригласил на свидание. Так и закрутился роман.

С того момента их отношения стали стремительно развиваться. Порой окружающие принимали их за родственников – оба рыжеволосые, с похожими чертами лица. Иногда Родион встречал Майю с дороги, выходя на перрон с охапкой ромашек или васильков, и случайные попутчики удивлённо принимали его за её брата. После отпуска в Карелии Плисецкая узнала, что ждёт ребёнка и мучительно выбирала между карьерой и материнством. Она решила остаться в балете, и детей у пары так и не появилось. Для Щедрина это было непросто, но он принял её решение.

-5

Жениться композитор поначалу не спешил. Влиятельные люди предупреждали: мол, союз с Плисецкой может испортить репутацию. Но Майя не выдержала и сама предложила расписаться. В 1958 году они сходили в ЗАГС, а после – в ближайший в продуктовый магазин, чтобы отпраздновать. На кассе какая-то бабушка толкнула Плисецкую: «Девушка, вы тут не стояли!». «Это не девушка, это моя жена», – спокойно ответил Щедрин. Так началась их семейная жизнь, полная сплетен, триумфов и настоящей преданности.

Брак, который продлился 57 лет всем завистникам на зло

И хотя Брик благословила их союз, отношения с ней у Плисецкой испортились. Балерину раздражало, что Лиля слишком часто пользовалась добротой Родиона: то просила подвезти, то требовала сочинить музыку «для Маяковского». «Я могу пережить, когда унижают меня. Но когда речь идёт о Щедрине, меня начинает душить ярость», – признавалась Майя. Этот эпизод многое говорит о ней: в Плисецкой жила безусловная преданность мужу.

-6

В театральных кулуарах за спиной перешёптывались: мол, Плисецкая диктует Щедрину, что писать. На деле всё было наоборот: он сочинял новые партии, чтобы у жены появлялся свежий репертуар, чтобы она могла ка можно дольше оставаться на сцене. Так родилась «Кармен-сюита». Шостакович отказался браться за работу, Хачатурян тоже, а потом сказал Майе: «Зачем искать кого-то? У вас же дома есть композитор». И этот совет изменил историю.

Сплетни вокруг пары множились. Говорили и про мимолётные романы Плисецкой, и про возможную связь Щедрина с актрисой Марией Шелл. Но на пересуды они отвечали спокойствием. «Я люблю его больше жизни, и поэтому не ревную», – признавалась Майя. А Родион, услышав в лицо о «похождениях» жены, однажды ответил: «Я прекрасно понимаю всех мужчин, которые влюбляются в Майю Михайловну».

-7

Какие бы слухи ни множились за их спинами, этот союз был удивительно крепким. Щедрин дарил жене цветы каждый день всю жизнь. «У каждого человека есть недостатки. У него – нет», – говорила она. А он – о ней: «Я хочу объясниться своей жене в любви. Для меня Майя – лучшая среди самых прекрасных женщин планеты». Их брак длился 57 лет. В 2015 году Плисецкой не стало, и Щедрин остался верен ей до конца. Для публики они были символом двух миров – музыки и балета. А для себя оставлялись просто мужем и женой, которые знали, что встретили своего единственного человека.

Последние годы и прощание: их прах развеют над Россией

Свои последние десятилетия Родион Щедрин провёл в Германии, лишь изредка навещая дачу в Прибалтике, которую так любила Майя. В Россию приезжал редко, но его музыка здесь звучала постоянно: ставили «Не только любовь», исполняли «Поэторию», выходили фильмы о нём. В 2022-м он отметил 90-летие, в 2023 году передал в фонд Музея музыки собственные рукописи. В родном Алексине уже готовились открыть его музей.

-8

Но до этой даты он не дожил. 29 августа 2025 года не стало Родиона Константиновича. Большой театр сообщил о его смерти как о «невосполнимой потере для мира искусства». Причина ухода не уточнялась.

После смерти Плисецкой её прах был сохранён до времени. По завещанию, он должен соединиться с прахом мужа и быть развеян над Россией. Теперь, когда Щедрина не стало, волю этой пары исполнят.

Заинтересовала тема? Эти книги помогут углубиться:

Другие истории любви в наших материалах:

-9