Сегодня стало известно, что не стало Родиона Щедрина – великого композитора, автора дерзкой «Кармен-сюиты» и балета «Конёк-Горбунок», человека, который всю жизнь писал музыку и каждый день дарил цветы Майе Плисецкой. Их брак длился 57 лет, а теперь, по её завещанию, их прах соединят и развеют над Россией. История любви, которая оказалась сильнее сплетен, амбиций и времени, – в этой статье.
Детство: музыка, рыбалка и бегство на фронт
Родион Щедрин появился на свет в 1932 году в Москве, в семье, где умели ценить не только знания, но и искусство. Мама, Конкордия Ивановна, была экономистом, но с теплом относилась к классике и часто слушала любимые записи. Отец, Константин Михайлович, был преподавателем и обладал абсолютным слухом и поразительной музыкальной памятью. Он мог сыграть всё, что однажды услышал, без нот и репетиций. Именно отец стал первым учителем маленького Родиона, правда, не без хитростей. Чтобы увлечь сына, он обещал после занятий взять его на рыбалку, которую тот обожал.
Когда началась война, семью эвакуировали в Куйбышев. Родители были заняты работой: мама на военном производстве, отец в секретариате. Родион был предоставлен сам себе. Как и многие дети того времени, он шатался по улицам, дружил с уличной ватагой и хулиганил. Однажды компания пацанов, насмотревшись военных фильмов, решила защищать Родину. Они сбежали, надеясь попасть на фронт. Первая попытка сорвалась. Но во второй раз Родион оказался настойчивей: соврав о возрасте, умудрился добраться до самого Кронштадта. Ему тогда было всего десять.
Дядя сумел найти мальчика и вернуть его домой. Отец был в ужасе – хотел отправить непослушного сына в Нахимовское училище, чтобы вбить в него дисциплину. Но жизнь снова повернулась к Родиону музыкальной стороной. Константина Михайловича пригласили преподавать в Хоровое училище имени Свешникова, и он устроил туда и сына. Так музыка снова вернулась в жизнь Щедрина, уже без рыбалки, но с настоящей страстью, которая вскоре перерастёт в призвание.
Композитор, который сочинял легко и смело
Щедрин рано оказался в мире профессиональной музыки – учился сразу по двум направлениям в Московской консерватории и в обоих преуспел. Его называли блестящим пианистом, но сам он выбрал сочинение. Уже в 20 с небольшим он написал балет «Конёк-Горбунок», а чуть позже – Первую симфонию. В 1960-х на весь мир прогремела «Кармен-сюита» – дерзкая, неожиданная переработка классики, написанная специально для Плисецкой. Щедрин убрал привычный симфонический оркестр и оставил только струнные с ударными. Получилось остро, резко, свежо – и это сразу стало классикой.
Он с одинаковой лёгкостью создавал и серьёзные симфонии, и духовную музыку, и игривые, почти хулиганские концерты. Его «Озорные частушки» для оркестра в своё время даже вызвали негодование у партийных чиновников – слишком весело, слишком свободно. Но произведение стало популярным именно за счёт этой дерзости. Щедрину было интересно всё: и фольклор, и Гоголь, и Набоков. Он не боялся сложных тем – «Мёртвые души», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Лолита», «Левша» – всё это о нём. Он не боялся экспериментировать, менять звучание, пробовать неожиданные формы. Его музыка была то колючей, то прозрачной, но всегда живой и узнаваемой.
Её исполняли на самых престижных сценах – в Большом театре, в Мариинке, в Карнеги-холле. Он был председателем Союза композиторов в непростое время – с 1973 по 1990 год – и старался продолжать линию Шостаковича: поддерживать, а не давить. Его ставили за рубежом: в Германии, Швеции, США. Оперу «Лолита» впервые показали в Стокгольме, а только спустя почти десять лет – в России. Щедрин работал с Майей Плисецкой, Валерием Гергиевым, Михаилом Плетнёвым, Андреем Вознесенским. Он не просто писал музыку, он обновлял музыкальный язык и разговаривал с эпохой.
«Старина Фрейд победил»: история большой любви
Их познакомила Лиля Брик в 1955 году в своём легендарном салоне, где собирались артисты и писатели. Щедрину было всего 22, Плисецкой – 29. По воспоминаниям, ещё до этого Лиля включала композитору запись, где Майя напевала музыку Прокофьева, и он поразился её слуху. Но первая встреча не имела продолжения. Лишь три года спустя Родион снова вышел на контакт: работая над «Коньком-Горбунком», он напросился на её репетицию. Балерина встретила его в одном купальнике – и это произвело сильнейшее впечатление. Позже она шутила: «Старина Фрейд победил». В тот же вечер он позвонил ей и пригласил на свидание. Так и закрутился роман.
С того момента их отношения стали стремительно развиваться. Порой окружающие принимали их за родственников – оба рыжеволосые, с похожими чертами лица. Иногда Родион встречал Майю с дороги, выходя на перрон с охапкой ромашек или васильков, и случайные попутчики удивлённо принимали его за её брата. После отпуска в Карелии Плисецкая узнала, что ждёт ребёнка и мучительно выбирала между карьерой и материнством. Она решила остаться в балете, и детей у пары так и не появилось. Для Щедрина это было непросто, но он принял её решение.
Жениться композитор поначалу не спешил. Влиятельные люди предупреждали: мол, союз с Плисецкой может испортить репутацию. Но Майя не выдержала и сама предложила расписаться. В 1958 году они сходили в ЗАГС, а после – в ближайший в продуктовый магазин, чтобы отпраздновать. На кассе какая-то бабушка толкнула Плисецкую: «Девушка, вы тут не стояли!». «Это не девушка, это моя жена», – спокойно ответил Щедрин. Так началась их семейная жизнь, полная сплетен, триумфов и настоящей преданности.
Брак, который продлился 57 лет всем завистникам на зло
И хотя Брик благословила их союз, отношения с ней у Плисецкой испортились. Балерину раздражало, что Лиля слишком часто пользовалась добротой Родиона: то просила подвезти, то требовала сочинить музыку «для Маяковского». «Я могу пережить, когда унижают меня. Но когда речь идёт о Щедрине, меня начинает душить ярость», – признавалась Майя. Этот эпизод многое говорит о ней: в Плисецкой жила безусловная преданность мужу.
В театральных кулуарах за спиной перешёптывались: мол, Плисецкая диктует Щедрину, что писать. На деле всё было наоборот: он сочинял новые партии, чтобы у жены появлялся свежий репертуар, чтобы она могла ка можно дольше оставаться на сцене. Так родилась «Кармен-сюита». Шостакович отказался браться за работу, Хачатурян тоже, а потом сказал Майе: «Зачем искать кого-то? У вас же дома есть композитор». И этот совет изменил историю.
Сплетни вокруг пары множились. Говорили и про мимолётные романы Плисецкой, и про возможную связь Щедрина с актрисой Марией Шелл. Но на пересуды они отвечали спокойствием. «Я люблю его больше жизни, и поэтому не ревную», – признавалась Майя. А Родион, услышав в лицо о «похождениях» жены, однажды ответил: «Я прекрасно понимаю всех мужчин, которые влюбляются в Майю Михайловну».
Какие бы слухи ни множились за их спинами, этот союз был удивительно крепким. Щедрин дарил жене цветы каждый день всю жизнь. «У каждого человека есть недостатки. У него – нет», – говорила она. А он – о ней: «Я хочу объясниться своей жене в любви. Для меня Майя – лучшая среди самых прекрасных женщин планеты». Их брак длился 57 лет. В 2015 году Плисецкой не стало, и Щедрин остался верен ей до конца. Для публики они были символом двух миров – музыки и балета. А для себя оставлялись просто мужем и женой, которые знали, что встретили своего единственного человека.
Последние годы и прощание: их прах развеют над Россией
Свои последние десятилетия Родион Щедрин провёл в Германии, лишь изредка навещая дачу в Прибалтике, которую так любила Майя. В Россию приезжал редко, но его музыка здесь звучала постоянно: ставили «Не только любовь», исполняли «Поэторию», выходили фильмы о нём. В 2022-м он отметил 90-летие, в 2023 году передал в фонд Музея музыки собственные рукописи. В родном Алексине уже готовились открыть его музей.
Но до этой даты он не дожил. 29 августа 2025 года не стало Родиона Константиновича. Большой театр сообщил о его смерти как о «невосполнимой потере для мира искусства». Причина ухода не уточнялась.
После смерти Плисецкой её прах был сохранён до времени. По завещанию, он должен соединиться с прахом мужа и быть развеян над Россией. Теперь, когда Щедрина не стало, волю этой пары исполнят.
Заинтересовала тема? Эти книги помогут углубиться:
- «Майя Плисецкая: Адская искра. Музыкальная любовь», Андрей Шляхов и Мария Баганова
- «Плисецкая. Стихия по имени Майя. Портрет на фоне эпохи», Инесса Плескачевская
- «Майя Плисецкая. Богиня русского балета», Елена Обоймина
- «Большой театр от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой», Александр Васькин
- «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров», Азарий Плисецкий
Другие истории любви в наших материалах: