Найти в Дзене
Лекторий Artista

ПУТЬ К ПРОЩАНИЮ: ПОСЛЕДНИЙ ПЕРФОМАНС АБРАМОВИЧ И УЛАЯ

В 1981 году художница Марина Абрамович и её партнёр Улай провели три месяца в австралийской пустыне — время глубоких размышлений и духовного роста. Однажды ночью, глядя на луну, они вспомнили слова древнего китайского поэта о Великой Китайской стене — уникальном сооружении, которое, по словам астронавтов, видно из космоса. Вдохновлённые этой мыслью, Марина и Улай решили пройти всю стену навстречу друг другу: Марина — с востока, Улай — с запада. Встреча посередине должна была стать символом их любви и даже свадьбой. Но согласование с китайским правительством заняло почти восемь лет. За это время их отношения охладели, а ответы властей оставались неопределёнными. К счастью, кураторы музея Фодор помогали с грантами и связями, но Китай не хотел, чтобы иностранцы первыми прошли всю стену. Один чиновник даже сказал: «Невозможно пройти по дороге, по которой ещё никто не ходил». Тогда Марина и Улай обратились в голландское министерство культуры. Их проект стал возможностью наладить отношения м

В 1981 году художница Марина Абрамович и её партнёр Улай провели три месяца в австралийской пустыне — время глубоких размышлений и духовного роста. Однажды ночью, глядя на луну, они вспомнили слова древнего китайского поэта о Великой Китайской стене — уникальном сооружении, которое, по словам астронавтов, видно из космоса.

Вдохновлённые этой мыслью, Марина и Улай решили пройти всю стену навстречу друг другу: Марина — с востока, Улай — с запада. Встреча посередине должна была стать символом их любви и даже свадьбой. Но согласование с китайским правительством заняло почти восемь лет. За это время их отношения охладели, а ответы властей оставались неопределёнными.

К счастью, кураторы музея Фодор помогали с грантами и связями, но Китай не хотел, чтобы иностранцы первыми прошли всю стену. Один чиновник даже сказал: «Невозможно пройти по дороге, по которой ещё никто не ходил».

Тогда Марина и Улай обратились в голландское министерство культуры. Их проект стал возможностью наладить отношения между Нидерландами и Китаем. После долгих переговоров Китай согласился на «прогулку дружбы» — за 300 000 долларов, включая военное сопровождение и питание. Подготовка началась, но затем всё отложили на год.

В это время, переживая трудности в отношениях, Марина отправилась на ретрит в Индию. После возвращения стало ясно: их перформанс изменился. Из акта любви он превратился в акт разлуки. Вместо тихого духовного путешествия их сопровождали солдаты, а из-за военных баз приходилось объезжать части стены на джипах. Ночевать на самой стене было запрещено.

Наконец, 27 июня 1988 года, спустя три месяца пути, Марина и Улай встретились в провинции Шаньси. Вместо свадьбы они просто пожали друг другу руки — символ окончания их совместной работы. Позже Марина узнала, что от Улая забеременела переводчица Дин Ксяо Сонг, которая сопровождала его на участке пути.