Отличный ремейк, который слегка не дотянул до великого
После Silent Hill 2 Remake казалось, что Konami нащупала формулу своего идеального ремейка — воссоздание оригинальной игры на новом движке с точечными улучшениями геймплея и редкими, но меткими перекраиваниями сюжета. Но с выходом Metal Gear Solid Delta: Snake Eater выяснилось, что торопиться с выводами рано. Японский издатель практически не стал менять культовый хит Хидео Кодзимы, ограничившись улучшенной графикой на базе Unreal Engine 5.
С одной стороны, Konami понять можно. Слишком велико наследие Кодзимы, чтобы влезать в его труды и что-то переделывать, а оригинал даже сейчас смотрится, играется и чувствует крайне свежо. С другой стороны, от релизов такого формата хочется чего-то большего.
С чего все началось
Сразу скажу, что история в Metal Gear Solid Delta: Snake Eater никак не изменилась. Действие разворачивается в 1964 году, в разгар Холодной войны, где игрок берет на себя роль Нейкида Снейка — будущего Биг Босса. Технически это приквел всей серии, так что MGS3 вполне может быть вашей первой игрой.
Сюжет начинается с миссии по спасению советского ученого Николая Соколова, который разрабатывает ядерный танк «Шагоход», способный изменить баланс сил в мире. По началу плевое, казалось бы, дело резко усложняется, когда наставница Снейка, Босс, неожиданно переходит на сторону врага. Это предательство становится личным вызовом и запускает вторую фазу операции — «Пожиратель змей». Снейк должен устранить своего учителя, предотвратить ядерную катастрофу и разобраться в мотивах тех, кто дергает за ниточки.
Величие истории Metal Gear Solid Delta в том, что за последние 20 лет она ни капли не устарела и даже стала куда более актуальной. Все-таки у Кодзимы и правда дар подмечать тревожные черты времени и переносить их в драматичные истории, где личные переживания героев тесно переплетены с глобальными конфликтами.
И, конечно, зная огромную любовь Кодзимы к фильмам, трудно не разглядеть в Metal Gear Solid Delta просто тонну отсылок к культовым картинам. Начиная от прекрасного интро (которое зачем-то в ремейке переписали) в духе фильмов о Бонде и заканчивая похождениями по пещерам в стиле Джона Рэмбо. Играя в ремейк MGS3 и встречая все эти отсылки и фан-сервис, легко ощутить ту особую атмосферу старых боевиков, которая вызывает ностальгию.
Круто поставленные и срежиссированные катсцены в Metal Gear Solid Delta остались на месте, а с новой графикой они временами выглядят как дорогой CG-фильм. Роликов здесь и правда много: порой на геймплей уходит всего пара минут, а на катсцену — почти десять.
С точки зрения истории, Metal Gear Solid 3, пожалуй, самая цельная в серии. Да, экспозиции местами многовато, и игра не устает напоминать, кто друг, кто враг, и что «Шагоход» необходимо уничтожить. Но в остальном это отличный шпионский блокбастер с яркими героями и харизматичными злодеями, который не успевает утомить за 8–10 часов.
Пожиратель змей
Геймплей ремейка Metal Gear Solid 3 команды Konami и Virtuos тоже оставили практически без изменений. Разбавили парочкой новшеств из различных переизданий оригинала, а также пятой части серии.
Номинально Metal Gear Solid Delta — стелс-экшен, в котором вы подолгу прячетесь в траве, режете змей ножом, чтоб восстановить силы, а также стараетесь лишний раз не влезать в бой, поскольку на тревогу сбегутся патрули. Во многом MGS Delta будет даже покруче и разнообразнее более поздних частей Metal Gear, в которых Кодзима излишне все упрощал ради кинематографичности и открытого мира.
В MGS 3, как и в ремейке, есть продвинутая система лечения Снейка. Если вас подстрелили, то просто слопать аптечку и пойти дальше не выйдет. Вам надо зайти в отдельное меню, выбрать конкретное ранение, достать пулю ножом, а затем обработать рану. Каждая травма или болезнь лечится своими средствами. Залезли в реку? Будьте готовы отдирать пиявок. Покусала змея? Принимайте противоядие.
По теме:
Кроме того, в игре никуда не делась система камуфляжей. Исходя из обстановки, вам нужно подбирать нужную одежку, чтобы эффективнее сливаться с окружением. Чтобы понимать, какой костюм нацепить прямо сейчас, в игре есть специальный индекс — чем выше процент, тем надежнее маскировка. Впрочем, система рушится, если вы выберете уровень сложности ниже «Нормального». В таком случае враги вас не увидят, даже если вы подойдете к ним почти в упор: MGS Delta таким образом превращается в стелс-экшен с читом на невидимость.
Для осовременивания игрового процесса Konami реализовала в Metal Gear Solid Delta сразу два варианта камеры, а также две раскладки управления. Тут без сюрпризов: вид сверху или из-за плеча, как в переиздании Substance. Для более плавного и бесшовного игрового процесса разработчики взяли анимации из Metal Gear Solid 5. Ощущается очень свежо после оригинала.
Еще из MGS 5 позаимствовали систему укрытий, к которой у меня есть вопросы. Они слишком неуклюжая и «клейкая». Вы видите перед собой ящик, на который хотите залезть, подходите, жмете X, а вместе этого Снейк прислоняется к нему.
С одной стороны, возможность специально уходить в укрытие у угла кажется удобной — с новой камерой через плечо гораздо проще выглянуть и выстрелить. Но, с другой стороны, на практике я почти не пользовался этим приемом: теперь можно уверенно стрелять от бедра или быстро переключаться в режим от первого лица и делать точный выстрел. В итоге система скорее мешает, чем помогает.
Что касается других нововведений, то они в целом уместны и не меняют радикально саму игру, а скорее дополняют ее. Например, появилась отдельная кнопка, позволяющая войти в режим скрытности: движения Снейка становятся медленнее и тише. Работает это и в положении стоя, и при ходьбе на корточках, и даже при ползании.
Сражения с боссами — пожалуй, визитная карточка Metal Gear Solid 3 — на месте. И играются также круто, как и раньше. Снайперская дуэль с Концом (The End) все еще одна из лучших битв с боссом в истории игровой индустрии. Что может быть круче, чем по полчаса сидеть в кустах, а затем обнаружить старика, заснувшего у дерева?
Кодзима всегда умел делать босс-файты, и отряд «Кобра» в Snake Eater — пожалуй, его самая яркая коллекция чудаков. В MGS Delta они особенно выиграли от впечатляющего визуального обновления. В оригинале схватка с Яростью (The Fury) не казалась чем-то запоминающимся, и геймплейно она не изменилась. Но все же это бой с летающим пироманьяком, который пытается заживо сжечь вас. Новые огненные эффекты заполняют экран и оглушают звуком, пока вы отчаянно пытаетесь вывести Снейка из-под удара и найти возможность для точного выстрела.
Финальная четверть игры превращается в настоящий аттракцион — подряд идут сражения с боссами. Затяжная погоня с участием «Шагохода», сама битва с этой махиной, а затем и эмоциональная развязка с Босс. Погоня, к слову, не изменилась, но в новом исполнении она выглядит невероятно мощно и кинематографично.
В шаге от совершенства
Нельзя отрицать, что Metal Gear Solid Delta — удачный ремейк Metal Gear Solid 3. Здесь чувствуется любовь к оригиналу, и временами кажется, что игру делали фанаты для фанатов. Это видно по мелочам, которые оценят только давние поклонники серии. Возможность играть с классической схемой управления, но с обновленной графикой, новые камуфляжи, перекочевавшие из более поздних частей, возвращение дополнительных режимов вроде секретного театра, просмотра моделей и мини-игры Snake vs. Monkey.
Пара слов о техническом состоянии. На базовой PS5 есть заметные проблемы с производительностью даже в режиме «Качества». Частота кадров нередко падает ниже 30 FPS, а бой с Горем (The Sorrow) напоминает мыльное шоу времен PS3.
Но при этом на протяжении всего прохождения меня не покидало ощущение, что Konami пошла по безопасному пути, не решившись хоть как-то переделать оригинальную игру Хидео Кодзимы. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Вновь погружаешься в историю Снейка по спасению мира от ядерной угрозы. Но в это мы уже играли, причем ни один раз.
Каждая катсцена воспроизведена покадрово, каждая деталь окружения стоит на своем месте: получилось произведение совсем без острых углов. И дело даже не в том, что только сам Кодзима способен переосмыслить собственное творение. Пока подобные проекты остаются лишь инструментом коммерции, за ними неизменно будет пустота — вместо новых эмоций воспроизведение старых. Вспоминая ремейки Resident Evil и ту же Silent Hill 2, от MGS Delta ждешь чуть большего.
Metal Gear Solid Delta: Snake Eater — яркий и технологически впечатляющий ремейк, которому, впрочем, мешает чрезмерная осторожность при его создании. Для поклонников это отличная возможность снова пережить классику, но для игры такого калибра одного только уважения к оригиналу маловато.
Оценка: 8/10