Сегодня Иркутск является крупным научным и культурным центром с развитой сетью учебных заведений. В преддверии дня знаний давайте вспомним о начале долгого пути становления образовательной системы в Иркутске.
Первая школа в Восточной Сибири была основана в 1725 году при иркутском Вознесенском монастыре. Учебное заведение предназначалось для детей священнослужителей. В школе обучали монгольскому языку (по этой причине школа первоначально носила имя «мунгальская»), также ученики осваивали религиозные предписания. Преподавание этих предметов было направлено на поддержку миссионерской работы в Восточной Сибири.
Стараниями святителя Иннокентия Кульчицкого, который с 1727 года был назначен епископом Иркутским и Нерчинским, было открыто русское отделение, где обучали русской и церковнославянской грамоте. Школа стала называться русско-монгольской и состояла из двух отделений: русского и монгольского. С 1731 года в школу стали принимать детей всех сословий от 7 до 15 лет.
В 1753 году в Иркутске открылась навигацкая школа. В 1754 году иркутская навигацкая школа была преобразована в школу навигации и геодезии. Возраст учащихся колебался от 14 до 76 лет. В школе преподавали арифметику, черчение, геометрию, геодезию, архитектуру, судостроение и мореходство. Из иностранных языков в Иркутской навигационной школе изучали японский.
В 1758 году из первоначального набора в 32 человека успешно завершили обучение лишь 11. Пять выпускников были направлены в Охотск для службы штурманами и продолжения образования, в то время как остальные отправились в Тобольск в качестве геодезистов. К 1768 году общее количество обученных специалистов достигло 192 человек. Выпускники из дворянского сословия обычно поступали на службу во флот, выходцы же из других сословий становились писарями, геодезистами, штурманами или мастеровыми в адмиралтействе.
Первая светская школа открылась в Иркутске в 1781 году. Вначале Иркутская градская школа располагалась в деревянном доме купца Якова Протасова. В 1782 году для нее было построено каменное двухэтажное здание недалеко от Тихвинской площади. В этот год в школе преподавали 3 учителя и обучались 143 ученика, к 1785 году их осталось 70.
Школа делилась на три ступени обучения: класс словесности, класс письма и класс пения. Ученики начинали свой путь с изучения словесности, затем переходили к освоению письма и завершали обучение в классе пения. Продвижение по классам происходило не одновременно для всех, а индивидуально, в зависимости от успехов в учебе и оценок за экзамены.
Знаменательным событием в истории образования Сибири стал 1789 год, когда в Иркутске было основано Главное народное училище. Это учебное заведение объединило в себе существовавшую городскую школу, ее учеников, преподавательский состав и материальную базу. Руководителем училища был назначен надворный советник Франц Иванович Ланганс, а преподавателями стали выпускники Петербургской учительской семинарии.
Обучение в училище длилось пять лет, а программа включала такие предметы, как русский язык, математика (арифметика и геометрия), естествознание, история (гражданская и всеобщая), география, механика и физика. В связи с потребностью государства в переводчиках для взаимодействия с восточными странами на начальном этапе преподавались монгольский, китайский, маньчжурский и японский языки, позже к ним добавились французский и немецкий.
Первоначально Главное народное училище располагалось в реконструированном каменном здании бывшей городской школы на Тихвинской площади. Из-за недостатка места в 1799 году училище переехало в новое, более просторное здание на Заморской улице.
С 1789 по 1805 год в Главном народном училище прошли обучение 2974 ученика, однако полный курс завершили лишь 45. Многие родители забирали детей из училища через год-два, полагая, что этого достаточно для получения необходимых знаний. В 1805 году училище было преобразовано в мужскую классическую гимназию.
Сегодня школьное образование доступно каждому ребенку. Это достижение, за которым стоят столетия усилий и преобразований в сфере просвещения. 1 сентября – особенный день, знаменующий начало нового учебного года. Это время новых надежд, стремлений и возможностей для учеников, учителей и родителей. В этот день мы вновь осознаем важность образования как фундамента для личностного роста, профессионального становления и прогресса общества в целом.