Весна 1941 года. До рокового рассвета 22 июня остаются считанные недели. В Европе уже гремит война моторов, где главным хозяином бездорожья выступал немецкий «Кюбельваген». А в СССР остро понимают: армии позарез нужен легкий, проходимый и неприхоливый автомобиль-разведчик. Не время для долгих экспериментов.
Задача поручается человеку-легенде, создателю «эмки» — Андрею Александровичу Липгарту. Но ключевую роль в этом проекте сыграет другой гениальный конструктор — Виталий Грачев.
Его команде в Горьком предстоит совершить невозможное: создать новую машину с нуля в рекордные сроки, имея на руках лишь скупые фотографии американского прототипа Ford Pygmy.
Так на свет появляется ГАЗ-64 — творческое переосмысление заокеанских идей и прадедушка всех советских джипов.
Рождение в авральном режиме: история создания ГАЗ-64
Работа закипела в режиме, который в те времена называли авральным. Чертежи рождались за кульманами, детали подгонялись прямо в цехах, а ночной сон часто заменялся крепким чаем.
Уже через 51 сутки — именно сутки, работа не прекращалась и ночью — из ворот цеха выкатился первый образец. Да, это был еще сырой прототип, но он уже мог двигаться своим ходом. Такой скорости проектирования мир еще не видел.
Гениальность подхода Грачева — в остроумной унификации. За основу взяли проверенные узлы: надежный мотор от «эмки», коробку передач, а карбюратор и вовсе позаимствовали у столичной малолитражки КИМ-10.
Но раму пришлось создавать совершенно новую, с невиданной для тех лет шириной — всего 1240 мм спереди и 1200 мм сзади. Такое решение было продиктовано необходимостью укладываться в колею отечественных грунтовых дорог.
Главной инженерной головоломкой стал мост. Конструкторам Виталию Грачеву и Петру Сысоеву пришлось проявить изобретательность: они буквально распилили пополам балки мостов от «эмки» и вварили в середину оригинальную муфту, сузив конструкцию до нужных размеров.
Это был рискованный шаг, но он сработал.
Подвеска осталась зависимой, на продольных рессорах, но для задач того времени этого хватало с лихвой.
Не единственный претендент: забытый соперник из Москвы
Любопытно, что ГАЗ-64 был не единственной разработкой. Одновременно свой военный внедорожник создавали и специалисты московского института НАТИ.
Вдохновившись немецким двухмоторным вездеходом Tempo G1200, они создали АР-НАТИ — машину с уникальной конструкцией рамы и отличной проходимостью, но на агрегатах всё того же Горьковского автозавода.
Весной 1941 года два советских внедорожника сошлись на государственных испытаниях. Интересно, что по ряду параметров московский АР-НАТИ даже оказался сильнее горьковского ГАЗ-64. Но судьба его была предрешена.
Проект отправили на ГАЗ «для изучения», где логично предпочли уже готовую, отработанную и унифицированную собственную разработку. История рассудила по-своему.
Фронтовая судьба и наследник: почему модель стала переходной
Судьба первого советского джипа ГАЗ-64 сложилась драматично. Его производство началось аккурат в августе 41-го, когда враг уже рвался к Москве.
До 1942 года успели собрать около 646 экземпляров. А когда по ленд-лизу стали массово поступать американские «Виллисы» и «Форды», вскрылся главный недостаток ГАЗ-64 — его узкая колея не совпадала с широкой колеей импортных собратьев.
Это создавало проблемы при движении в колонне по разбитым дорогам. Этот конструктивный просчет и решили исправить в наследнике — легендарном ГАЗ-67, с колеей, расширенной под «американский» стандарт.
Но именно ГАЗ-64 стал тем самым первопроходцем. Он воевал под Москвой, буксировал легкие орудия и был незаменимым связным в регулярных частях Красной Армии.
Его ценность была не в массовости, а в том, что он доказал: советская автопромышленность способна в рекордные сроки создать собственную, полноценную машину войны.
Где увидеть ГАЗ-64 сегодня? История живет в музеях и на полках коллекционеров
Сегодня увидеть ГАЗ-64 — настоящая удача. Подлинные машины остались на пожелтевших фотографиях, кинохрониках, да в единичных экземплярах в музеях, вроде Политехнического или музея ГАЗа.
Но их наследие живет и в миниатюре — в детально проработанных масштабных копиях, которые бережно хранят историю.
В моей коллекции тоже есть такой экземпляр в масштабе 1:43, который напоминает о подвиге инженеров военных лет.
Рядом с ним соседствуют и другие «фронтовики» — наследник ГАЗ-67, американский «Виллис», прибывший по ленд-лизу, и уникальный экспериментальный АР-НАТИ, главный конкурент «шестьдесятчетверки», который так и остался перспективным прототипом.
А у вас на полке есть автомобили с такой историей? Возможно, вам доводилось видеть настоящий ГАЗ-64 в музее или вы собираете его миниатюрные копии?
Поделитесь в комментариях — интересно, какие истории хранят ваши коллекции.
Читайте также: