Найти в Дзене

Первый советский джип: как за 51 сутки создали легендарный ГАЗ-64

Весна 1941 года. До рокового рассвета 22 июня остаются считанные недели. В Европе уже гремит война моторов, где главным хозяином бездорожья выступал немецкий «Кюбельваген». А в СССР остро понимают: армии позарез нужен легкий, проходимый и неприхоливый автомобиль-разведчик. Не время для долгих экспериментов. Задача поручается человеку-легенде, создателю «эмки» — Андрею Александровичу Липгарту. Но ключевую роль в этом проекте сыграет другой гениальный конструктор — Виталий Грачев. Его команде в Горьком предстоит совершить невозможное: создать новую машину с нуля в рекордные сроки, имея на руках лишь скупые фотографии американского прототипа Ford Pygmy. Так на свет появляется ГАЗ-64 — творческое переосмысление заокеанских идей и прадедушка всех советских джипов. Работа закипела в режиме, который в те времена называли авральным. Чертежи рождались за кульманами, детали подгонялись прямо в цехах, а ночной сон часто заменялся крепким чаем. Уже через 51 сутки — именно сутки, работа не прек
Оглавление

Весна 1941 года. До рокового рассвета 22 июня остаются считанные недели. В Европе уже гремит война моторов, где главным хозяином бездорожья выступал немецкий «Кюбельваген». А в СССР остро понимают: армии позарез нужен легкий, проходимый и неприхоливый автомобиль-разведчик. Не время для долгих экспериментов.

Задача поручается человеку-легенде, создателю «эмки» — Андрею Александровичу Липгарту. Но ключевую роль в этом проекте сыграет другой гениальный конструктор — Виталий Грачев.

Его команде в Горьком предстоит совершить невозможное: создать новую машину с нуля в рекордные сроки, имея на руках лишь скупые фотографии американского прототипа Ford Pygmy.

Музейный экспонат ГАЗ-64 Автомобиль-легенда, сохранившийся в оригинальном состоянии. Редчайший артефакт истории отечественного автопром
Музейный экспонат ГАЗ-64 Автомобиль-легенда, сохранившийся в оригинальном состоянии. Редчайший артефакт истории отечественного автопром

Так на свет появляется ГАЗ-64 — творческое переосмысление заокеанских идей и прадедушка всех советских джипов.

Рождение в авральном режиме: история создания ГАЗ-64

Виталий Грачев, гениальный создатель ГАЗ-64 и других советских автомобилей. Лично присутствует на испытаниях.
Виталий Грачев, гениальный создатель ГАЗ-64 и других советских автомобилей. Лично присутствует на испытаниях.

Работа закипела в режиме, который в те времена называли авральным. Чертежи рождались за кульманами, детали подгонялись прямо в цехах, а ночной сон часто заменялся крепким чаем.

Уже через 51 сутки — именно сутки, работа не прекращалась и ночью — из ворот цеха выкатился первый образец. Да, это был еще сырой прототип, но он уже мог двигаться своим ходом. Такой скорости проектирования мир еще не видел.

Гениальность подхода Грачева — в остроумной унификации. За основу взяли проверенные узлы: надежный мотор от «эмки», коробку передач, а карбюратор и вовсе позаимствовали у столичной малолитражки КИМ-10.

Но раму пришлось создавать совершенно новую, с невиданной для тех лет шириной — всего 1240 мм спереди и 1200 мм сзади. Такое решение было продиктовано необходимостью укладываться в колею отечественных грунтовых дорог.

Главной инженерной головоломкой стал мост. Конструкторам Виталию Грачеву и Петру Сысоеву пришлось проявить изобретательность: они буквально распилили пополам балки мостов от «эмки» и вварили в середину оригинальную муфту, сузив конструкцию до нужных размеров.

Это был рискованный шаг, но он сработал.

Подвеска осталась зависимой, на продольных рессорах, но для задач того времени этого хватало с лихвой.

Не единственный претендент: забытый соперник из Москвы

Конкурент ГАЗ-64: экспериментальный внедорожник АР-НАТИ на испытаниях. Уникальный советский полноприводный автомобиль с нестандартной конструкцией рамы, созданный московским институтом НАТИ в 1941 году. Несмотря на превосходную проходимость, в серию пошел горьковский ГАЗ-64 — как более технологичный и унифицированный с существующими моделями. Редкое архивное фото из коллекции НАМИ.
Конкурент ГАЗ-64: экспериментальный внедорожник АР-НАТИ на испытаниях. Уникальный советский полноприводный автомобиль с нестандартной конструкцией рамы, созданный московским институтом НАТИ в 1941 году. Несмотря на превосходную проходимость, в серию пошел горьковский ГАЗ-64 — как более технологичный и унифицированный с существующими моделями. Редкое архивное фото из коллекции НАМИ.

Любопытно, что ГАЗ-64 был не единственной разработкой. Одновременно свой военный внедорожник создавали и специалисты московского института НАТИ.

Вдохновившись немецким двухмоторным вездеходом Tempo G1200, они создали АР-НАТИ — машину с уникальной конструкцией рамы и отличной проходимостью, но на агрегатах всё того же Горьковского автозавода.

Весной 1941 года два советских внедорожника сошлись на государственных испытаниях. Интересно, что по ряду параметров московский АР-НАТИ даже оказался сильнее горьковского ГАЗ-64. Но судьба его была предрешена.

Проект отправили на ГАЗ «для изучения», где логично предпочли уже готовую, отработанную и унифицированную собственную разработку. История рассудила по-своему.

Фронтовая судьба и наследник: почему модель стала переходной

Судьба первого советского джипа ГАЗ-64 сложилась драматично. Его производство началось аккурат в августе 41-го, когда враг уже рвался к Москве.

До 1942 года успели собрать около 646 экземпляров. А когда по ленд-лизу стали массово поступать американские «Виллисы» и «Форды», вскрылся главный недостаток ГАЗ-64 — его узкая колея не совпадала с широкой колеей импортных собратьев.

Американский джип Willys MB в СССР. Именно из-за его широкой колеи пришлось модернизировать советский ГАЗ-64.
Американский джип Willys MB в СССР. Именно из-за его широкой колеи пришлось модернизировать советский ГАЗ-64.

Это создавало проблемы при движении в колонне по разбитым дорогам. Этот конструктивный просчет и решили исправить в наследнике — легендарном ГАЗ-67, с колеей, расширенной под «американский» стандарт.

Но именно ГАЗ-64 стал тем самым первопроходцем. Он воевал под Москвой, буксировал легкие орудия и был незаменимым связным в регулярных частях Красной Армии.

Его ценность была не в массовости, а в том, что он доказал: советская автопромышленность способна в рекордные сроки создать собственную, полноценную машину войны.

Где увидеть ГАЗ-64 сегодня? История живет в музеях и на полках коллекционеров

Сегодня увидеть ГАЗ-64 — настоящая удача. Подлинные машины остались на пожелтевших фотографиях, кинохрониках, да в единичных экземплярах в музеях, вроде Политехнического или музея ГАЗа.

Но их наследие живет и в миниатюре — в детально проработанных масштабных копиях, которые бережно хранят историю.

Масштабная модель 1:43 первого внедорожника СССР ГАЗ-64 в коллекции автора
Масштабная модель 1:43 первого внедорожника СССР ГАЗ-64 в коллекции автора

В моей коллекции тоже есть такой экземпляр в масштабе 1:43, который напоминает о подвиге инженеров военных лет.

Рядом с ним соседствуют и другие «фронтовики» — наследник ГАЗ-67, американский «Виллис», прибывший по ленд-лизу, и уникальный экспериментальный АР-НАТИ, главный конкурент «шестьдесятчетверки», который так и остался перспективным прототипом.

Вся линейка автомоделей: ГАЗ-64, его забытый конкурент АР-НАТИ, американский Willys  и усовершенствованный ГАЗ-67Б. Фото из личной коллекции автора. Масштаб 1:43
Вся линейка автомоделей: ГАЗ-64, его забытый конкурент АР-НАТИ, американский Willys и усовершенствованный ГАЗ-67Б. Фото из личной коллекции автора. Масштаб 1:43
ГАЗ-67Б в масштабе 1:43 — наследник первого советского джипа ГАЗ-64. Обратите внимание на широкие крылья и сдвинутые фары — эти черты отличают модификацию «Б» от более раннего ГАЗ-67
ГАЗ-67Б в масштабе 1:43 — наследник первого советского джипа ГАЗ-64. Обратите внимание на широкие крылья и сдвинутые фары — эти черты отличают модификацию «Б» от более раннего ГАЗ-67

А у вас на полке есть автомобили с такой историей? Возможно, вам доводилось видеть настоящий ГАЗ-64 в музее или вы собираете его миниатюрные копии?

Поделитесь в комментариях — интересно, какие истории хранят ваши коллекции.

Читайте также: