Памяти В.В.Ш.
Буровики страдали…
Последняя скважина, хоть и не отличалась глубиной - какие-то жалкие 30 м, но давалась с великим трудом. Пять дней беспрерывных спуско - подъемных операций и чисток ствола без видимого результата довели техрука и всю бригаду до полного отчаяния.
Как будто все земные силы встали против несчастных исследователей недр. То давила вода и сразу по нескольким горизонтам, то стенки скважины обваливались хоть и бессистемно, но добротно. Глина и зыбучие пески цементировали все и навсегда. Обсадные трубы рвались по сварке, коронки утыкались где-то там, в глубине в неведомые, но непреодолимые препятствия и изнашивались с невероятной быстротой.
Попытки нарастить или укоротить бурильные трубы оказывались не менее безуспешными, чем все прочие операции. Резервный же запас инструмента растаял и бесследно, как утренний туман вокруг буровой.
«Подшаманенная», т. е. переваренная во многих местах, народными умельцами буровая труба больше напоминала коленчатый вал. От ее вращения буровой станок паралитически трясся и подпрыгивал, издавая утробное металлическое прихрюкивание.
Завершающий аккорд в череде невезения явил сварочный аппарат, цинично испустивший из своего чрева упругую струю ядовито-бурого дыма. После чего он прекратил свое земное существование как полезный инструмент и перешел в разряд бесполезных, но весьма тяжелых железяк. Напоследок, это гудящее исчадие ада с проводами сумело сжечь все зарядные устройства телефонов членов буровой бригады, крайне неосмотрительно подключенные к его сети.
…И наступила долгожданная тишина, хоть и без умиротворяющего покоя, но наступила.
Промасленные и оглинизированные буровики потерянно стояли у устья злополучной скважины. Все недобрые и не очень печатные слова были уже давно сказаны. На души покорителей недр давил груз впустую потраченных усилий. Во взглядах читался лишь один вопрос: - «Почему???» и следовал второй - «Кто виноват??»
Напряженные коллективные измышления привели к одному выводу: - Плохо и без должного почтения умасливали местного бога Бурхана и, видимо, весьма непочтительно отнеслись к его хоть и незримому, но явному присутствию.
Это, в конечном счете, повергло тружеников кувалды и буровой коронки в непередаваемое уныние. Надо сказать, что почти вся буровая бригада состояла из бурят и, следовательно, буддистов. Только седовласый техрук и помощник бурильщика Ваня представляли малочисленную когорту славян.
На внеочередной полевой сессии хурала буровой бригады было решено: попытаться домучить скважину до логичного каротажа и бросать этот проклятый участок. Выбросить и эту несчастливую кривую колонну обсадных труб и двигаться, двигаться в сторону дома и, более никогда, не вспоминать это проклятое место.
Правда при этом робко прозвучали и аргументы об экономическом факторе, кризисе, голодных детях и суровых супругах. В тяжких прениях прошла ночь. В конце концов, так или иначе, но экономические аргументы в период «достигнувшего дна» кризиса пересилили религиозные предрассудки. Было принято решение бурить на новой точке.
Перебазировка буровой на новую скважину привнесла в души буровиков новые смущения и тревоги. Дело в том, что на одном из придорожных холмов вдруг проявился ранее незамеченный Бурхан - святое место, отмеченное многочисленными выцветшими хадаками, ржавыми монетами и горками водочных бутылок.
Несмотря на самоуверование тружеников об отсутствии какого-либо Верховного влияния, моральный тонус буровиков упал до нуля. Срочно были предприняты превентивные меры безопасности в виде богатых и разнообразных подношений Хозяину земли, как-то папиросы, спички, конфеты, монеты. Очень угнетало полное отсутствие водки. Оно и понятно, огненная вода и Бурхана делает добрее, да и свои нервы немного можно было бы подлечить…
Ввиду, единогласного решения, что излишними дарами бога не прогневишь, помимо официального Бурхана, одариванию подверглись еще несколько холмов по пути следования и особенно - устье намеченной скважины. Для уточнения целевого назначения этих даров (не каждый Бурхан имел знания по методам буровой разведки) подношения были уложены и в непосредственной близости будущей скважины. Своеобразный веерный узор из столбиков сигарет любовно и со вкусом обрамляла цепочка из конфет и серебристых монеток.
И бурение началось! Ревел дизель старенького УРАЛА, суматошно крутилась бурильная труба, с зубным скрежетом коронка вгрызалась в горную породу....
Дары находились под неослабевающим контролем. Если в процессе бурения случайно - нечаянно нарушалось взаиморасположение даров, то оно немедленно восстанавливалось и подновлялось.
Но несмотря на весь этот спектр умилостливаний и защит, напряженность в лицах, скованность в членах и движениях так и не оставила тружеников колонковой трубы. Буровые ключи и трубы валились из рук, коронки не желали закручиваться и «горели» с неимоверными силой и жаром, а из гидравлики масло хлестало так, что могли позавидовать все вместе взятые аттракционы из аквапарков Таиланда....
В довершение ко всему, у видавшей виды водовозки внезапно пропали тормоза, результатом чего явились внеплановая деформация буровой мачты и устойчивое заикание молодого помощника бурильщика Лапсонки.
Двигатели несчастных собратьев астматически сипнув заглохли и все окутала звенящая тишина.... Трудовой энтузиазм упал ниже нуля, натруженные руки безвольно опустились и более не желали подниматься. В воздухе повисла тягучая безнадежность.
Стало ясно, что остался только один, последний и действенный метод спасения себя и всего этого тяжкого технического процесса – огненная вода….
Но этот великий и истинно народный эликсир водился где-то там, за унылыми холмами с чахлыми сосенками, на пыльных, но благодатных полках деревенских мини- и микромаркетов, а если по-простому - магазинов. Но тут же явилась еще одна тяжкая проблема: в магазинах за живительный напиток почему-то всегда строго и безапелляционно требуют деньги. А вот их то, у несчастных буровиков и не было. Хотя нет, были у них железные кругляши рублей, целая горсть, но за них дадут, в лучшем случае, только сладкий и липкий «Тархун» в помятой пластиковой бутылочке….
Вдруг всплыл из глубин памяти нетленный постулат о товарно-денежных отношениях светлого детства: «Что бы что-нибудь купить, надо что-нибудь продать. А что? Что-нибудь ненужное. Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное...». И опять проблема закольцевалась….
Оставался только один выход – путь к дому, бесславный и унылый, как исход потрепанного разбойниками каравана из раскаленных песков Гоби…
И еще три долгих и бесконечных дня покалеченная буровая установка с вагончиком на прицепе в сопровождении крадущейся «отвязанной» водовозкой медленно ползли к городу, оглашая окрестности астматическим кашлем обессилевших дизелей…
P.S. Употребление алкоголя и табака вредит вашему здоровью.
#бурхан #бурятия #буровики #мемуары #рассказы #геологи