29 августа отмечается Ореховый спас. В старину именно в этот день начинали собирать в лесу орехи. Однако в этом году лещина в лесу еще не поспела. Что произошло? Неужели климат так меняется, что народные приметы перестали работать? Разбираемся вместе с экспертом — заместителем директора Единого научного центра Минприроды России «ВНИИ Экология», председателем общественного совета при Росгидромете, статс-секретарем Национального комитета Десятилетия ООН восстановления экосистем Вадимом Петровым.
Ольга Сапрыкина, aif.ru: В этом году в центральном регионе было дождливое лето. Считается, избыточная влага и недостаток тепла могут продлить сроки созревания плодов и даже привести к тому, что лещина частично сбрасывает орехи преждевременно. Так ли это?
Вадим Петров: Да. Только прибавьте к дождливому лету еще аномально мягкую зиму и холодную весну. Это сочетание свело на нет надежды на обильный ореховый урожай. Традиционная примета — к Ореховому Спасу орешник полон плодов — перестает сбываться в такие годы.
— Это просто капризы природы, которые случаются в тот или иной год? Или же из-за глобального изменения климата народные приметы перестали работать?
— Народные приметы о погоде веками формировались на основании наблюдений за относительно стабильными природными ритмами. Прошлые поколения земледельцев и охотников подмечали: если определенный день или природное явление повторяется из года в год, то за ними, как правило, следуют определенные погодные события. Так накопилась народная метеорология — от примет о длинной зиме по раннему выпадению снега до прогнозов урожая по поведению животных. Однако климат в XXI веке уже не тот «надежный партнер», каким он был для наших предков. Современные научные данные фиксируют значительные изменения: глобальное потепление сдвигает границы сезонов, меняет режим осадков и вызывает экстремальные погодные явления. В результате то, что прежде служило надежным индикатором погоды, теперь может давать сбой. Исследователи отмечают, что изменение климата заметно снижает надежность традиционных погодных примет, ведь изменения температуры и режима дождей смещают время наступления сезонов, влияют на поведение животных и сроки цветения растений.
— Иными словами, климатический «маятник» раскачался, и знакомые ориентиры начинают плыть?
— Вопрос о достоверности народных примет в наше время привлекает внимание не только фольклористов, но и ученых. Статистический анализ, проведенный метеорологами и специалистами по большим данным, показывает противоречивую картину. Так, достаточно интересное исследование компании «Яндекс» проверило десяток известных погодных примет на основе метеоданных за несколько десятилетий. Оказалось, что лишь немногие из них сбываются с высокой вероятностью в наши дни. Например, пословица «на Самсона (10 июля) дождь — семь недель то ж» действительно часто соответствует продолжительному влажному периоду после 10 июля, особенно на северо-западе России. А вот примета «какова Аксинья (6 февраля) — такова и весна» практически потеряла предсказательную силу. Возможно, часть народных прогнозов никогда и не была абсолютно точной, опираясь скорее на разовые совпадения и образность мышления. Однако немало примет базировалось на реальных циклах природы, которые теперь нарушаются.
Сегодня климатологи фиксируют, что весна в среднем наступает раньше, зимы становятся мягче и короче, а экстремальные аномалии (засухи, ливни, внезапные заморозки) учащаются. В таких условиях простые корреляции «если X, то Y», подмеченные в прежние времена, могут, к сожалению, уже не срабатывать.
— Значит, теперь верить только научным прогнозам (которые, скажем аккуратно, тоже не всегда сбываются)?
— Хотя некоторые традиционные поверья все еще содержат рациональное зерно, полагаться только на них для прогноза погоды или урожая рискованно. Любопытно, что во многих уголках мира изменение климата заставляет переосмыслить вековые приметы и календари природы. Любимые нами в повестке устойчивого развития коренные народы, обладающие тонким чувством природных ритмов, тоже отмечают сбои. К примеру, старейшины народов Севера сообщают, что главная проблема для их традиционного уклада — непредсказуемость погоды. В Якутии из-за потепления зим все чаще случаются дождевые обледенения, нарушаются миграционные пути оленей и сроки охотничьих сезонов, ставя под угрозу передаваемые из поколения в поколение знания о природе. То, что когда-то было практически законом — например, устойчивые морозы в определенные месяцы или поступление рыбы в реки по расписанию — теперь больше не гарантировано. Международные организации (ЮНЕСКО, ВМО и др.) призывают фиксировать и сохранять традиционные знания о погоде, но одновременно отмечают необходимость адаптировать их к новым реалиям климата. В мире, где погодные рекорды ставятся один за другим, синтез научных методов и народной мудрости может оказаться самым эффективным подходом. Так, метеорологи все чаще сотрудничают с местными сообществами, чтобы объединить данные спутников и климатических моделей с наблюдениями старожилов, которые первым делом замечают неладное в родной природе.
— А ведь все эти народные приметы были придуманы не просто так — от погоды зависел будущий урожай. Получается, если те же орехи уже не созревают к концу лета, то нужно задуматься: а стоит ли вообще высаживать именно их?
— Да, его Величество климат влияет не только на погоду за окном, но и на фундаментальные основы жизни общества — от сельского хозяйства до уклада экономики. История знает немало примеров, когда природные условия диктовали темпы развития и образ жизни народов. В России этот вопрос глубоко изучил очень любимый мною академик Л. В. Милов. В своем классическом труде «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» он показал, как суровый климат и небогатые почвы центральной России на протяжении веков сдерживали интенсивность земледелия. Короткое жаркое лето и длинная зима накладывали ограничения на урожайность и требовали от крестьян экстремальных усилий, буквально «семь потов» труда, для выживания. Последствиями этого стали особые экономические уклады: общинность сельского хозяйства, медленное накопление богатств, позднее развитие рыночных отношений. По сути, климат заложил определенный культурный код экономики — набор норм и практик, продиктованных необходимостью приспосабливаться к трудной природной среде. И такие примеры не единичны. В Юго-Восточной Азии муссонные циклы на века определили структуру земледелия и календарь праздников; в Европе мягкий климат способствовал раннему развитию устойчивых аграрных традиций и избыточного продукта, что подтолкнуло города к росту.
Сегодня, в эпоху глобального изменения климата, мы наблюдаем, как «портрет» экономических культур начинает заново перерисовываться под влиянием погоды. Там, где вчера было виноградное хозяйство, завтра может быть зона рискованного земледелия из-за засухи; а регионы Крайнего Севера, вечной мерзлоты, сталкиваются с таянием грунтов и вынуждены менять инфраструктуру и образ жизни. Фермеры по всему миру адаптируют методы работы: вводят новые сорта растений, переносят сроки посева, страхуют риски на случай аномалий. Эти сдвиги отражаются и в экономическом поведении — например, в росте спроса на агрометеорологические технологии, в переориентации экспорта продовольствия, в миграции рабочих ресурсов из климатически уязвимых отраслей. Изменения климата способны повлиять на самые базовые «коды» экономики, включая ценность стабильности и готовности к переменам, культуру потребления ресурсов, роль государства в обеспечении безопасности (например, необходимость климатических программ и фондов поддержки). То, как общество реагирует на климатический вызов, становится частью его экономической идентичности.
— То есть, технологии совершенствуются, но все равно мы вынуждены подстраиваться под капризы природы?
— Можно уверенно говорить: влияние природы на нашу жизнь отнюдь не ослабло с развитием технологий — напротив, в условиях изменения климата все более явно выступает самостоятельным действующим лицом мировой истории. Сегодня именно капризный и изменчивый климат во многом определяет, как будут жить и развиваться общества. Если угодно, можно говорить о новой «нервозности» погоды — она стала беспокойной, полной сюрпризов и экстремальных проявлений. И эта нервозность уже переписывает привычные правила: от сезонных народных примет до долгосрочных экономических стратегий. В разных частях света мы видим, как погодные аномалии влияют на продовольственную безопасность, энергетические системы, торговлю и миграцию. Поэтому культурные коды экономики — то есть фундаментальные установки, определяющие хозяйственную деятельность людей, — начинают подстраиваться под климатические реалии. Климатический фактор выходит на передний план, требуя учитывать его во всем: будь то сельский календарь или государственная политика.
Научно говоря, устойчивость экономик и культур в XXI веке будет во многом зависеть от способности подстроиться под новые климатические условия. Народные приметы — лишь малый штрих этой большой картины. Когда погодные знаки, проверенные веками, начинают давать сбои,это сигнал, что природа изменила сценарий. Человечеству же, как мудрому зрителю и участнику, предстоит учиться заново читать подсказки природы, опираясь и на достижения науки, и на накопленный опыт. В этом и состоит главный вызов эпохи климатических изменений: сохранить гармонию с переменчивой средой, не утратив накопленных знаний, но и не цепляясь слепо за прошлые ориентиры.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo