Найти в Дзене
ИНОСМИ

Путин переиграл Запад. Трамп сделал то, на что он рассчитывал

   © AP Photo / Julia Demaree Nikhinson
© AP Photo / Julia Demaree Nikhinson

Responsible Statecraft | США

В переговорном процессе по ситуации на Украине больше всех преуспел Владимир Путин, пишет Responsible Statecraft. По мнению автора статьи, инициатива в процессе урегулирования конфликта находится в руках президента России, а с самыми тяжелыми условиями придется смириться Киеву.

Дженнифер Кавана (Jennifer Kavanagh)

Мерц в ярости: богачи саботировали его кровожадный русофобский план

Саммит, прошедший на прошлой неделе, показал, насколько мало рычагов влияния у США, в то время как Европа, судя по всему, находится в панике, а Зеленский и вовсе загнан в угол.

После напряженной недели дипломатических переговоров на Аляске и в Вашингтоне президент США Дональд Трамп дал понять, что приостанавливает свои активные усилия по урегулированию конфликта на Украине. Его разочарование было очевидным.

"Меня ничего не радует в этом. Ничего. Совсем ничего", — заявил он журналистам в Овальном кабинете.

К сожалению, громкие встречи не оправдали его собственных ожиданий. Но почти через две недели после переговоров Трампа с президентом России Владимиром Путиным на Аляске и с европейскими лидерами в Вашингтоне стало очевидно, что на этих двух саммитах, которые прошли один за другим, были как победители, так и проигравшие. И хотя ни одна из встреч не привела к урегулированию конфликта [на Украине], они предоставили ценную информацию о том, как могут развиваться события в ближайшие месяцы.

Путин, очевидно, преуспел больше всех. Он добился личной встречи со своим американским коллегой на территории США, избежал новых экономических санкций, которыми угрожал Трамп, и продолжил специальную военную операцию (СВО), не пойдя на значительные уступки. Путин давно хотел провести двусторонние переговоры с Трампом. Такая встреча не только укрепила бы легитимность великодержавных амбиций России, но и была крайне важна для реализации его военных планов. Только при содействии США президент Путин может рассчитывать на устранение "коренных причин" конфликта на Украине, включая расширение НАТО на восток.

Встреча принесла Путину дополнительные преимущества. Он убедил Трампа отказаться от требования Европы о безоговорочном прекращении огня и в целом принять территориальные требования России. При этом американский лидер признал, что только Украина может согласиться на условия российского президента.

Однако Путину не удалось достичь всех своих целей. Он приехал на переговоры, готовым к торгу, но в итоге не подписал ни одного из российско-американских соглашений, на которые, казалось бы, надеялся, — по природным ресурсам, сотрудничеству в Арктике или контролю над вооружениями. Хотя эти вопросы, возможно, и обсуждались. Тем не менее, вернувшись в Москву, президент Путин, вероятно, испытал удовлетворение, особенно когда несколько дней спустя он увидел, как европейские лидеры поспешно направились в Вашингтон.

Трамп тоже не ушел с пустыми руками, хотя и не добился того, чего действительно хотел — прекращения войны. Во-первых, Трамп явно наслаждался возможностью выступить в роли миротворца. Он с большим размахом провел свой телевизионный саммит на Аляске, который сопровождался красной дорожкой и пролетом бомбардировщиков-невидимок. Встреча в Белом доме в прошлый понедельник еще больше польстила самолюбию Трампа, так как европейские политики буквально из кожи вон лезли, восхваляя его лидерство.

Однако основные достижения Трампа на Аляске не были связаны с его усилиями по урегулированию конфликта на Украине. Во-первых, и это самое важное, президент России Владимир Путин согласился с давними претензиями, которые Трамп выдвигал против администрации Байдена. В частности, Трамп заявлял, что война на Украине никогда бы не началась, если бы он был президентом. Во-вторых, выдвинув десятидневный ультиматум, Трамп сам себя загнал в угол. Теперь у него появилась возможность отложить введение экономических санкций, которые, очевидно, не изменят планы президента Путина и которые он изначально не хотел применять.

То, что его дальнейшие встречи с европейцами не принесли столь значительных результатов, также можно рассматривать как успех. Они приехали с твердым намерением добиться от Соединенных Штатов четких гарантий безопасности для Украины. Однако американский лидер предложил лишь самые общие и ограниченные обязательства. А в последующих интервью он лишь еще больше запутал ситуацию.

Тем не менее, он вернул мяч на сторону Европы, дав понять, что именно европейцы предоставят Украине основную часть любых гарантий безопасности, как бы они не пытались это отрицать.

Трамп оказался в незавидном положении. Если саммит [на Аляске] и продемонстрировал что-то, так это то, насколько мало у него фактических рычагов воздействия для прекращения конфликта на Украине. У него не так много способов заставить Путина сесть за стол переговоров, что он сам признал несколько недель назад. Похоже, он также не стремится оказывать давление на Зеленского с целью добиться от него уступок. Возможно, это связано с опасениями по поводу внутриполитических последствий, если его будут воспринимать как лидера, который "потерял" Украину.

Однако, несмотря на эти неудачи, Трамп показал себя гораздо лучше, чем европейские лидеры. После встречи в Вашингтоне они были полны оптимизма. Европейцы не позволили Трампу оказать давление на Зеленского и расценили его явную готовность к участию США в гарантиях безопасности как победу, хотя это обязательство было в лучшем случае лишь предварительным.

Келлог экстренно примчался в Киев: на шее Орбана затягивается петля. Вэнс сделал неожиданное заявление

Однако реальность оказалась не такой радужной, как они утверждали после встречи. Они не смогли убедить Трампа в целесообразности обмена территориями или доказать ему, что немедленное прекращение огня было бы лучшим решением. Им не удалось добиться от США "безоговорочной" поддержки Киева или внесения конкретного вклада в европейские "силы успокоения", хотя уже были выдвинуты некоторые предложения.

Учитывая драматизм создания "коалиции желающих" в марте 2025 года, до сих пор неясно, сможет ли Европа найти в себе силы и решимость для долгосрочного размещения своих сил на территории Украины, как они сами того хотели. В любом случае, европейцы ошибаются, полагая, что Дональд Трамп, который не стремился к введению экономических санкций против Москвы, действительно направит американские войска на Украину, если до этого дойдет.

Наиболее болезненным для Европы стало то, как она выглядела со стороны. Европейские лидеры, спешившие через Атлантику на встречу с Трампом, казались охваченными отчаянием и паникой. Они утверждали, что заслуживают места за столом переговоров, после того как их не пригласили на саммит на Аляске. Однако их поведение в Вашингтоне лишь показало, как мало они могут предложить. В конце концов, у них не так много оружия, чтобы предоставить его Украине, и не так много экономических рычагов воздействия на Москву. К тому же, у них нет плана по прекращению войны.

Возможно, не стоит удивляться, что Украина оказалась в наиболее сложной ситуации. Правда, ей не пришлось идти на серьезные уступки, и ее не принуждали к капитуляции. Но, казалось, все было предрешено. В течение четырех дней Трамп ясно дал понять, что Украина не будет в НАТО и должна будет отказаться от части своих территорий. Он оказывал давление на Зеленского, требуя проведения выборов, и в какой-то момент вновь обвинил Киев в развязывании войны. Он не озвучил никаких конкретных предложений о военной помощи или гарантиях безопасности, которые могли бы положить конец войне или обеспечить долгосрочную безопасность Украины.

Главная проблема Киева — нехватка времени. Его позиции на поле боя стремительно ослабевают, главным образом из-за нехватки личного состава. В то же время Россия укрепляет свои позиции на Донбассе и в других регионах. Чем дольше продолжается война, тем более сложным становится положение Киева. В конце концов, линии фронта, удерживаемые Вооруженными силами Украины (ВСУ), будут прорваны. В результате условия любого возможного соглашения станут гораздо менее выгодными, чем те, что предлагаются сейчас.

Саммиты, на которых были подняты важные вопросы, и последовавшая за ними борьба за предоставление гарантий безопасности для Украины в конечном итоге ухудшили положение Киева. Россия уже дала понять, что не примет никакого мирного соглашения, которое предусматривает размещение войск стран-членов НАТО на территории Украины, особенно с участием американских военных, — но это всего лишь решение, которое предлагают европейцы. Путин, вероятно, будет продолжать борьбу, если такая сделка будет предложена на переговорах, вместо того чтобы искать мирное решение, что может привести к затягиванию конфликта. Для Украины это наихудший из возможных сценариев.

На прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский покинул Вашингтон, не достигнув хороших результатов, поскольку оба саммита показали, насколько плачевно его положение. Единственные гарантии безопасности, которые может предложить Запад, достаточно сильны, чтобы удержать Путина в текущей войне, но слишком слабы, чтобы защитить Украину или убедить его продать своих граждан в обмен на уступки в других областях.

В то же время его [Зеленского] самые активные сторонники, европейцы, продемонстрировали свою неспособность повлиять на исход войны. Они будут продолжать поддерживать Киев, но, вероятно, останутся в стороне от важных событий, направленных на прекращение конфликта.

Трамп действительно хочет мира. Однако его не меньше заботит, как война и ее завершение отразятся на его политическом наследии, чем детали конфликта или достигнутого соглашения. Это не лучшая отправная точка для начала сложных переговоров с Россией о прекращении конфликта. Если президент Трамп будет слишком торопиться и заключит соглашение только ради собственной выгоды, это может привести к возобновлению боевых действий.

В прошлую пятницу, когда Трамп направил России и Украине свое знаменитое "двухнедельное" предупреждение, он оказался в той же ситуации, что и месяц назад. Он устанавливает сроки, но война продолжается, и он мало что может с этим поделать.

Россия не может вести войну бесконечно, но на данный момент сроки достижения мира полностью находятся в руках Путина.

Оригинал статьи