К Юрию Краснову, преподавателю и инструктору по вождению, обратился водитель по имени Владислав. Ситуацию, в которую он попал на МКАД, можно считать типичной: двое водителей перестраивались, помешали друг другу, едва не случилось ДТП. Кто был бы виноват — вопрос, не имеющий ответа. Но вот в причинах произошедшего интересно разобраться, чтобы самим не попасть в опасную ситуацию, которая при неудачном сценарии может закончиться чем угодно.
Перестроения на МКАД
Владислав ехал по внутреннему кольцу МКАД со стороны Логойского тракта в направлении проспекта Независимости.
— Я люблю на МКАД занимать среднюю полосу, так как считаю ее самой безопасной, — говорит он. — Но в тот момент была какая-то пробка, поэтому я ехал в левой полосе, а оттуда перестраивался в среднюю.
В это время в крайней правой полосе возник небольшой затор. Там были и автомобили, которые выезжали с улицы Гинтовта, и те, кто собирался съезжать с кольцевой. И вот оттуда, справа, в среднюю полосу внезапно стала выезжать Tesla.
Примечательны объяснения, которыми поделился с ведущим рубрики Владислав, автор видео.
— Я видел поворотник у Tesla, но видел и то, что эта машина еще далеко. Поэтому я решил, что успею перестроиться. Тем более он же не перестраивался сначала. И я подумал, дескать, ладно, тогда я перестроюсь, — сказал он.
И затем было еще одно объяснение.
— Я заметил, что у Tesla работал поворотник, но реакции водителя не было. Знаете, как бывает: человек включил поворотник, но он просто включил его — и все. Может, он забыл его выключить, может, аварийку включил, а одна сторона у него не работает. В общем, включен поворотник, но водитель ведет себя как-то неуверенно. Поэтому я перестроился, — указал собеседник.
Себя Владислав считает достаточно подготовленным водителем:
— Я очень внимательный водитель, у меня большой стаж. Я работал два года в такси в Москве, в Минске тоже работал. В Москве, в центре города, машины мощные: буквально секунда — они уже перестроились. И к таким маневрам у меня привычка есть. Когда я еду, музыку могу не слушать, не отвлекаюсь: еду и слежу за дорожной обстановкой, смотрю по зеркалам, думаю, куда буду уходить в случае чего.
Вопрос, которым задается читатель, такой: кто был бы виноват, если бы произошло столкновение с Tesla?
— Не то что я был особо недоволен. У меня такие ситуации происходят постоянно, и постоянно я спасаю людей на дорогах от аварий, — попытался объяснить наш читатель. — Но я считаю, что его нарушение могло привести к нехорошим последствиям — он резко ушел влево. Хорошо, что я видел, что мне есть куда уходить. Я принимаю решения очень быстро, как говорится, все чувствую, поэтому, не думая, тоже быстро ушел влево.
Владислав говорит, что обратился в ГАИ.
— Мне мои пассажиры сказали, мол, таких надо наказывать. «— Ну хорошо, — решил я, — попробую. Тем более видео у меня есть». Я решил, что если водителю Tesla выпишут пару базовых величин штрафа — это будет для него урок. И это неплохо с учетом обстоятельств. Потому что если бы на моем месте оказался менее опытный водитель, все могло бы обернуться плачевно, — считает собеседник.
Но ответ, который получил Владислав, его обескуражил.
— Мне сказали, что если бы случилась авария, то меня могли бы признать виновным в ней, — говорит он. — Как же так? Я же вроде уже перестроился, а другой водитель должен был убедиться в безопасности своего маневра — разве нет? Мне кажется, что его включенный поворотник здесь ничего не меняет. Понятно, что мы как будто одновременно перестроились. Ну не одновременно, а в диапазоне пары секунд. Но ведь я уже полностью въехал в полосу.
Разбор Краснова
— Давайте сразу зафиксируем: никакого решения, исходя из известной нам информации, ГАИ не принимала. Разбор каждой ситуации — это отдельный довольно сложный механизм. А у таких инцидентов есть особо неудобные обстоятельства. Где находились автомобили в момент перестроения, где они были в момент удара, как вели себя водители? Ведь попытайся один уйти в сторону — и все, картина произошедшего меняется. Все это — очень скользкие моменты, нужно сидеть и высчитывать, — отмечает ведущий рубрики.
— Мне кажется, что у водителя Tesla очень резкая манера перестраиваться. Я это воспринял как неуважение к другим участникам дорожного движения, как агрессию, — говорит Владислав.
— Ничего он такого не делал. Ему просто надо было перестроиться, и все, — уверен Краснов. — Он же почти на месте стоял, и машина у него была впереди — он поэтому так и выруливал. Обстоятельства совпали: предположу, что когда он смотрел в зеркало, то не увидел опасности в среднем ряду, а когда перестраивался — там уже были вы. И вы перестроились в то место, куда он собирался выехать.
Читатель указал: ему нужно было съезжать с МКАД на проспект Независимости, чтобы потом ехать в направлении выезда из города. Это значит, что нужно было занимать крайний правый ряд, правда время для этого еще оставалось. При этом справа стояли те, кто попал в затор: сколько раз случалось, что у кого-то в таких обстоятельствах недоставало терпения?
— Водитель Tesla мог просто не увидеть автомобиль, который был в левой полосе, — он ведь смотрел, что происходит в средней. Там, как ему показалось, не было никого, кто бы представлял опасность, — продолжает инструктор. — И мне кажется, что он спонтанно принял решение перестраиваться: включил левый поворотник, глянул в зеркало, никого там не заметил. Но пока он принимал решение, ситуация поменялась. А скорость почти нулевая, ему пришлось выворачивать. И пока он вывернул, Владислав, если доверять его словам, уже успел перестроиться.
Вот поэтому, когда перестраиваешься, нужно делать это спокойно и надежно, проверив обстановку несколько раз. А на многополосной дороге обязательно нужно оглядываться через плечо. Потому что в зеркале всего не увидишь, в том числе машину, которая находится от тебя через одну полосу.
— Лично у меня к водителю Tesla есть вопросики. Он перестроился перед двигавшимся автомобилем, он не просчитал эту ситуацию, не был к ней готов. А раз не просчитал, не надо было так перестраиваться. Обстоятельства и без того сложные: ты практически на месте стоишь, а машины там едут на скорости. Когда так хочешь перестроиться, хоть сколько раз проверь, нет ли там никого, — все равно не застрахуешься от случайностей. Начал перестраиваться, и в тебя из другой полосы уже кто-то едет, — добавляет преподаватель.
— Тем более у меня было обычное перестроение: уверенное, быстрое, с ускорением. И вдруг я понимаю, что он на близком расстоянии от меня начинает перестраиваться, — оживляется Владислав. — Если смотреть на видео, то может показаться, что мы как будто одновременно перестраивались...
— Да, есть такое ощущение, — соглашается Краснов. — По видео кажется, что в тот момент, когда Tesla стала выезжать в средний ряд, машина Владислава еще не успела выровняться, а была под углом. Но такие вопросы рассматривает ГАИ во время проверки, мы не будем делать выводы.
— Это же МКАД, это секунды, даже доли секунды. Я вроде как смотрю: он чуть-чуть влево начинает уходить. Но поймите, у меня есть опыт движения в Москве: бывает, что включаешь поворотник, но еще не перестраиваешься, там же машины могут быть, и просто занимаешь крайнее левое положение в полосе и ждешь, пока тебя пропустят. Я решил, что он тоже меня видит и не будет перестраиваться. А он почему-то резко стал менять полосу. Я так резко не перестраиваюсь, как он, — настаивает Владислав.
О, сколько участников ДТП потом произносили эту фразу: «Я решил, что он меня видит». А ведь Краснов постоянно повторяет: водитель не должен строить домыслы относительно того, что видят и чего не видят другие участники движения, его задача — учитывать все варианты и самому не попасть в опасную ситуацию, а также не создать ее другим.
— Тот, кто видит автомобиль, который хочет перестроиться, всегда в более выгодном положении по отношению к водителю этой машины, потому что он его хорошо видит и понимает его намерение. Поэтому обычно тот, кто хочет перестроиться, ждет чуть дольше, а тот, кто видит это, может как бы дать время. И думает про себя: «Ну давай, перестраивайся». И если, по его мнению, за это время ты не перестроился, он может изменить решение. Ну не перестроился — значит, я поехал. Это недопонимание. Но недопонимание между людьми — это нормально, такое случается, — говорит ведущий рубрики.
Что такое одновременное перестроение?
Кстати, участок МКАД, где все произошло, один из самых непростых на всем кольце. Заметный изгиб дороги, спуск, выезды и съезды, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, и очень плотный трафик, который в час пик выезжает на проспект Независимости и съезжает с него.
— Здесь регулярно возникают сложные ситуации: ты едешь, и в тебя постоянно кто-то хочет перестроиться, — подтверждает Краснов.
— Может быть, имеет смысл снижать здесь скорость потока?
— Вряд ли это поможет. Уже потому, что здесь и так все снижают скорость, причем не из-за того, что им так хочется, — просто водители вынуждены это делать. Никто не хочет оказаться в неприятной ситуации.
Важный момент: зная о сложности участка, понимая, какие опасности он таит, нужно думать о том, как их избежать, а не о том, кто в случае чего будет прав или виноват.
— Решение ГАИ будет зависеть от целого ряда обстоятельств, вплоть до того, успел или не успел водитель въехать в полосу, как повел себя в опасной ситуации. Ситуация Владислава окончилась благополучно, но все висело на волоске: он мог столкнуться с Tesla, а мог, уходя влево, зацепить кого-то в той полосе, а Tesla бы уехала, — рассуждает инструктор.
— Владислав мог бы оказаться виновным в ДТП, если бы случившееся признали одновременным перестроением?
— По ПДД, при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. При этом важно понимать, что такое одновременное перестроение: это не когда водители начали свои маневры в одно и то же время, а когда оба попытались перестроиться в одно и то же место. Поэтому опасно действовать с мыслью «Я первый начал перестраиваться» — это может не иметь никакого значения. Ты можешь начать перестроение, уже наполовину въехать в полосу, а в тебя в этот момент перестроится кто-то справа. И есть риск оказаться виновным в таком ДТП.
— Можно ли было помочь водителю Tesla выехать, чтобы избежать такой ситуации?
— Он стал выезжать внезапно, думая, что в средней полосе никого нет, — как ему можно было помочь? Одно дело, когда ты уже перестроился, едешь и видишь, что перед тобой тоже хотят перестроиться, — ты притормозил, и все классно. Но когда ты сам перестраиваешься и именно в этот момент перед тобой кто-то вклинивается — это не тот случай.
— Но ведь Владислав видел горящий поворотник у Tesla: водитель заранее его включил, чтобы ему дали перестроиться.
— Это ведь не отменяет того, что нужно смотреть туда, куда ты хочешь перестроиться, убедиться, что там нет машин. Ты за рулем, твоя задача — обеспечить безопасность, что бы там ни делали остальные, — подытожил Юрий Краснов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by