Накануне начала нового учебного года одна влиятельная российская газета отметила, что в 2025 году оклады значительной части учителей в регионах оказались ниже установленного федерального минимального размера оплаты труда (МРОТ), который составляет 22 440 рублей. Журналисты удивляются совершенно напрасно. Ещё девять лет назад Дмитрий Медведев на встрече с общественностью рекомендовал педагогам, недовольным доходами, не устраивать акции протеста. Быть учителем или преподавателем – это призвание, заявил он. И дал ценную рекомендацию: «…если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».
Как показало время, учителя восприняли совет чересчур откровенный высокопоставленного чиновника буквально и массово начали покидать систему образования, «проголосовав ногами». В результате, кадровый дефицит в школах достиг таких масштабов, что Министерство просвещения РФ было вынуждено запустить специальную горячую линию для помощи директорам в поиске преподавателей. Однако, по мнению аналитиков, эта мера вряд ли будет действенной. Корень проблемы заключается в том, что даже найдя кандидата, учебное заведение не в состоянии предложить ему достойное вознаграждение и приемлемые условия.
Численность учителей в России сокращается на протяжении пяти последних лет. Как заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, со ссылкой на данные Счётной палаты, нехватка педагогических кадров по стране достигает 30%. Профсоюз «Учитель» оценивает дефицит уже в сотни тысяч специалистов.
Причины сложившейся ситуации очевидны. Как возмутилась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, материальное положение педагогов катастрофически тяжёлое. Она привела наглядное сравнение: молодой преподаватель получает в среднем 25 тысяч рублей, в то время как курьер по доставке пиццы в крупном городе может зарабатывать около 130 тысяч.
Как поясняет председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, администрации школ осознают проблему, но бессильны что-либо изменить. Несмотря на официальные заявления и указы, реальные доходы сотрудников не растут. Единственным способом хоть как-то поддержать учителя материально становится увеличение его нагрузки, то есть количества преподаваемых часов.
В результате педагоги вынуждены работать на износ. Чтобы свести концы с концами, учитель математики или физики берёт две, а то и три ставки, что означает работу за нескольких человек. Если ещё недавно нагрузка в полторы ставки считалась высокой, то сегодня в московских школах новому сотруднику сразу предлагают две ставки плюс обязанности классного руководителя. И это в столице, где уровень доходов преподавателей считается относительно высоким.
В условиях острой нехватки кадров школы ищут любые способы остаться на плаву. В сельской местности это напоминает театр абсурда, где один педагог вынужден играть множество ролей. Зачастую обязанности отсутствующего коллеги выполняют учителя совершенно других специальностей. Например, математику могут поручить вести также физику, географию, химию и биологию.
Особенно остро стоит нехватка преподавателей иностранных языков. Объяснение простое: специалист, владеющий, к примеру, английским, без труда найдёт более доходную должность в коммерческом секторе. В то же время заменить такого учителя в школе практически некому.
Фактически, в малых городах и сёлах образовательный процесс держится на педагогах предпенсионного возраста, которые по привычке мирятся с мизерными зарплатами. Однако когда такой учитель уходит на пенсию, заменить его оказывается некому. В стране, судя по всему, не осталось выпускников педагогических вузов, готовых переехать в село и работать с колоссальной нагрузкой за нищенское вознаграждение.
Идея возродить советскую практику обязательного распределения выпускников в сельские школы провалилась на этапе обсуждения. Действующее законодательство не позволяет принуждать молодых специалистов к «отработке» диплома. Кроме того, большинство выпускников педвузов изначально не планируют идти в школу, а те немногие романтики, которые всё же приходят, быстро увольняются из-за тяжёлых условий, низкой оплаты труда и чрезмерной нагрузки.
Отдельного внимания заслуживает обстановка в учебных заведениях. Значительная часть школьных зданий в регионах давно не видела капитального ремонта: полы покрыты потёртым линолеумом, стены и двери требуют обновления. Из-за изношенных систем отопления в классах часто холодно. Если с мебелью ситуация в последние годы немного улучшилась, то с современным оборудованием и учебными пособиями по-прежнему существуют проблемы. Всеобщая бедность провоцирует постоянный стресс, из-за чего педагогический коллектив нередко напоминает «банку с пауками».
Нельзя сказать, что власти совсем ничего не делают. Согласно отчётам Минобрнауки и Минфина, средние зарплаты в сфере образования демонстрируют рост. Осенью прошлого года Конституционный суд постановил, что основная часть оклада должна быть доведена до уровня МРОТ без учёта переработок. В результате с сентября 2024 года учителям добавили 25% к базовой ставке, хотя на общем размере зарплаты это почти не сказалось.
Доход педагога формируется из небольшого оклада, значительных переработок и так называемых компенсационных выплат — за проверку тетрадей, заведование кабинетом, классное руководство. Размер этих доплат сильно варьируется в зависимости от региона и конкретной школы.
В Москве или Санкт-Петербурге стимулирующие выплаты могут быть substantial, тогда как сельские учителя довольствуются копейками или не получают их вовсе. Бывают случаи, когда фонд стимулирования существует, но до педагогов деньги не доходят. В результате учителям приходится бесплатно проводить дополнительные занятия, например, по подготовке к экзаменам, хотя эта работа должна оплачиваться.
Согласно официальной статистике, средняя зарплата российского учителя в 2024 году составила 71,4 тысячи рублей. Однако насколько эта цифра отражает реальность? Если объединить данные из Московской области, столицы, регионов Крайнего Севера и, например, Республики Марий Эл, получится классическая «средняя температура по больнице». Разрыв между зарплатами в богатых и дотационных регионах колоссальный.
В одном из интервью глава профсоюза «Учитель» привёл характерный пример. Молодая выпускница педвуза, получив свою первую зарплату за работу в две смены, расплакалась. Сумма в 20 тысяч рублей не соответствовала её ожиданиям и усилиям, затраченным на обучение. Вопрос о том, сколько она продержится в школе, остаётся открытым.
Как сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, с 1 сентября в трёх регионах будет апробирована новая система оплаты труда. Согласно ей, 70% зарплаты будет составлять фиксированный оклад, а 30% — стимулирующие выплаты, размер которых будет определяться самой школой.
Вероятно, этот эксперимент немного улучшит ситуацию, но ждать от него кардинальных изменений не стоит. Как отмечает Дмитрий Казаков, необходима комплексная трансформация всей образовательной политики. Проблема не только в деньгах, но и без денег её не решить. В педагогические вузы должны приходить лучшие абитуриенты, а не те, кто поступил по остаточному принципу. И уважение к профессии учителя должно подкрепляться действиями, а не только словами.