Найти в Дзене
Право Суда

- Хочешь простить отцу алименты? Мне верни деньги и прощай! – заявила мать сыну

Сын вырос и решил простить отцу долг по алиментам. «Прощай, но мне деньги верни» - сказала мать… Погашение долга по алиментам после 18-летия ребенка иногда вызывает курьезные ситуации даже у юристов. Об одном таком случае рассказывает наш постоянный автор, юрист по семейным делам Елена Разящая. Напоминаем, что у нее имеется собственная рубрика в блоге, посвященная алиментным и семейным делам. Важный момент относительно мнения автора находится в конце публикации. Обязательно прочтите его. По рекомендации знакомых ко мне обратилась Евгения. Ситуация у нее банальная донельзя. Развелась, когда сыну Сергею было 11 лет, алименты взыскала в 25%. Через год бывший муж Виктор предложил прекратить страдать ерундой, забрать документы и он все будет платить самостоятельно. Обещал прожиточный минимум, но реально его выплатил от силы раз 5 за все эти годы. Когда Сергею исполнилось 15 лет – Виктор начал с ним активно «налаживать» контакты. Алименты испарились. Сын же был в выходные у папочки? Был. П
Оглавление

Сын вырос и решил простить отцу долг по алиментам. «Прощай, но мне деньги верни» - сказала мать…

Погашение долга по алиментам после 18-летия ребенка иногда вызывает курьезные ситуации даже у юристов. Об одном таком случае рассказывает наш постоянный автор, юрист по семейным делам Елена Разящая.

Напоминаем, что у нее имеется собственная рубрика в блоге, посвященная алиментным и семейным делам.

Рубрика Елены Разящей | Право Суда | Дзен

Важный момент относительно мнения автора находится в конце публикации. Обязательно прочтите его.

Неблагодарный сын

По рекомендации знакомых ко мне обратилась Евгения. Ситуация у нее банальная донельзя.

Развелась, когда сыну Сергею было 11 лет, алименты взыскала в 25%. Через год бывший муж Виктор предложил прекратить страдать ерундой, забрать документы и он все будет платить самостоятельно. Обещал прожиточный минимум, но реально его выплатил от силы раз 5 за все эти годы.

Когда Сергею исполнилось 15 лет – Виктор начал с ним активно «налаживать» контакты. Алименты испарились. Сын же был в выходные у папочки? Был. Папочка заказал суши, пиццу, кучу всякой ерунды, которая наполовину осталась у него… Вот минус половина алиментов. Еще выходные – еще половина.

Сын в папе души не чаял и по вине Евгении в первую очередь. Сразу после развода Виктор фактически пропал на пару лет. Но она долгое время покрывала отсутствие отца, придумывая небылицы про его вынужденное отсутствие. И вместо обиды за то, что отец забил на сына, сын гиперболизировал отцовскую любовь…

Несмотря на тесное общение с отцом, сын при этом все критические вопросы требовал с матери. И одежду, и принадлежности для учебы, и расходы на волейбольную секцию. С бывшим мужем начались агрессивные конфликты. Виктор упрекал бывшую жену, что она «жмет деньги на ребенка», а он, какой благодетель, отвечает «за развлечения и досуг сына».

Последней каплей стал купленный, с его слов, за 40 тысяч мопед, который стоял все это время у отца, но стал поводом для неуплаты алиментов 3 месяца.

Евгения отнесла исполнительный лист приставам, а те усмотрели уклонение за весь период и рассчитали ему долг по алиментам начиная с 2017 года. Вышло 2.5 млн. рублей.

Сыну только исполнилось 17 лет, он устроил истерику, потому что папа перекрыл ему весь финансовый кислород, а потом гордо ушел «жить к отцу». Правда, ненадолго. Через неделю вернулся, потому что «папе жить не на что из-за твоего придуманного долга».

До 18-летия Евгения с сыном кое-как дотянули. Отец гасил долг по чайной ложке, устроившись на МРОТ. Платил с него 25% и еще 25% шло на погашение долга. Должно, кстати, идти 45%. Так как максимальное удержание 70% при наличии долга по алиментам… Но приставы упустили это из виду.

Спасу папу!

Сергей пообещал, что будет «избавлять отца от долга». Походил по юристам, да и попал на откровенных мошенников. Они красиво расписали, как он может добиться перевода долга на себя, а затем простить этот долг отцу. Он обратился к приставам о замене взыскателя, получил отказ, после чего пошел этот отказ обжаловать в суд.

- Хочешь простить отцу долг – верни его долг мне! – в сердцах бросила ему Евгения, на что сын ОЧЕНЬ обиделся и аж четыре дня где-то скитался. Даже не у отца. Потом, правда, домой приполз. Стираться и отъедаться.

Когда я вступила в дело и пришла в суд, я сразу попыталась донести до парня, что ВС РФ давно поставил точку в таких художествах. Алиментный долг не имеет отношения к ребенку!

Присутствовавший с ним юрист лихо насочинял, что долг оставят за матерью, только если мать докажет, что тратила алименты в такой сумме. Мать не докажет, поэтому долг уйдет сыну.

Сказать, что мне хотелось кататься от смеха по лавке – ничего не сказать. Главное, нес эту чушь с такой серьезностью, что Сергей презрительно-гордо взирал на нас…

Естественно, суд действия пристава признал законными: правопреемства нет, взыскатель мать. В иске отказали. Апелляцию тоже мы прошли с блеском. Дальше у Сергея с папенькой кончились деньги. Да и там бы результат был такой же, это бесполезно.

Потом станет известно, что часть денег ему дал отец, а еще 50 тысяч он взял в МФО. Долг там теперь больше 60 тысяч…

Сынка жалко!

Евгения в этой ситуации просто безвольный агнец. Все это время Сергей по-прежнему проживал преимущественно с ней. Ел за ее счет. Не платил коммуналку.

То есть почти 19-летний лоб просыпался, точил мамины продукты, надевал постиранные маминой машинкой и за мамин счет вещи, ругался, садился с ней в такси и ехал вместе с ней в суд судиться, по сути, с ней же!!!

Вы осознаете степень абсурда?!

Я от такой наглости была в шоке. Как и от наивности Евгении. Только к финалу процесса у нее, наконец-то, хватило смелости перекрыть финансирование великовозрастного сыночки. К счастью, в квартире нет права собственности и ей ничего не мешает вообще выселить этого товарища. Но боится: к мошенникам подастся, в тюрьму сядет...

Он где-то подрабатывал вечерами, постепенно забивая на учебу и все грезил свободой с отцом…

Предпосылки такого поведения вскрылись быстро. У Виктора серьезно болел отец. Наследство уже не за горами, за счет которого эта задолженность и будет закрыта. Да и помимо наследства, приставы арестовали автомобиль Виктора и земельный участок. Как раз миллиона на полтора все это потянет…

Сыночек будет оставлен полностью без какого-либо финансирования. Все взаимоотношения с отцом у него тоже накрылись, он ему даже юристов не возместил. Сыну уже названивают взыскатели из МФО, потому что погашение он не тянет, только бесконечно продлевает займы и увеличивает долг.

Это еще один пример того, как потом «аукнется» попытка скрыть истинную сущность бросившего ребенка отца! Евгения сама создала образ «несчастного папы», который выстрелил в самое нужное время – в подростковый период…

Сейчас все живут раздельно, Евгения дождется выплаты долга со стороны отца, готова даже закрыть долги сына. А потом всё. Но я не верю. Для нее он всегда будет сыном, так и будет его тянуть…

Юридически все просто

Долг по алиментам не имеет отношения к детям! Многие плательщики-должники на полном серьезе верят, что «дети вырастут и простят».

Подобная порочная практика действительно имела место быть примерно до 2018 года. Пока ВС РФ в своем определении 58-КГ17-19 от 02.03.18 четко не разъяснил, что алиментный долг – это компенсационная выплата МАТЕРИ, в одиночку растившей и содержавшей ребенка.

Какое-то время на уровне первой инстанции встречалась попытки приставов заменить взыскателя, но в нынешних реалиях гарантированно сошли на нет. Последняя попытка вновь заменить взыскателя алиментов на взрослого ребенка мелькала в 2022 году и вновь дошла до Верховного суда РФ.

ВС РФ, сохранив стабильность практики, в определении от 12 декабря 2023 г. N 69-КГ23-13-К7 прямо указал:

Неполучение взыскателем (получателем алиментов) средств на содержание ребенка от должника в установленном в исполнительном документе размере влечет дополнительное обременение взыскателя, так как алименты в силу закона должны уплачиваться регулярно и в полном размере. Соответственно, погашение образовавшейся задолженности по алиментам носит компенсационный характер для получателя алиментов, и право требовать образовавшуюся задолженность при достижении ребенком совершеннолетия у родителя, в чью пользу они взысканы, не утрачивается.

Все четко, ясно и без лишних слов.

А вот некоторые недобросовестные юристы по сей день пудрят мозги как недобросовестным отцам, так и неблагодарным детям, рассказывая фельетоны о том, что «мать должна доказать, что именно такую сумму потратила». И разводят их тем самым на представительство и судебные тяжбы по заведомо обреченным делам.

Да и такая позиция взрослых детей, подкупленных недобросовестным родителем, не редкость:

Успокойтесь уже. Мать должна и обязана лишь своему ребенку до 18 лет. Ни выросшему дитятке, ни горе-отцу она не обязана чего-то там доказывать. Она вырастила, воспитала и обеспечила ребенка, будь это не так – ее бы лишили родительских прав.

Если выросшее дитя хочет освободить бегавшего годами папеньку от алиментного долга, то ему ничего не мешает возместить своей матери расходы на свое же содержание. По расчету долга отца. И мать радостно подпишет все отказы и расписки, ведь никто и никому не запрещает третьим лицам погасить алиментный долг…

Слабо? Тогда не нужно надувать щеки и изображать благодетель на чужом горбу.

Ставьте «Палец вверх», если было интересно и не забывайте подписываться на канал!

*публикация является личным мнением автора и может не совпадать с мнением редакции и других юристов. А может и совпадать…