Найти в Дзене
Верасневский

Когда на сцену выходит "бог резни" или как снять фильм на "двух" квадратных метрах

Для того чтобы расширить кругозор и получить больше представления о творчестве одного из самых эксцен-тричных, загадочных, талантливых и авторитетных режиссёров Голливуда Романа Полански решил посмотреть ещё один его фильм - победитель номинаций различных кинофести-валей и кинопремий "средней руки" ("Глобус", "Сезар", "Венецианский кинофестиваль", "Европейская кино-академия"), среди которых нет са-мой значимого состязания за ста-туэтку "Оскар"... Речь идёт о вышед-шей в 2011 году трагикомедии "Рез-ня". Резня" Романа Полански, по форме напоминает разговорную драму с пряным трагикомическим привку-сом (среди советских аналогов на память пришёл фильм Э. Рязанова "Гараж", в котором главное действие развернулось в здании гаражного кооператива и сосредоточилось на "выяснении отношений" героев, ре-шавших кто из них лишний в орга-низации, а кто нет). По сути же режиссёр-пессимист снял социально-психологический триллер – о войне в обществе на всех фронтах и том сумбуре ходуль-ных клише, кот

Для того чтобы расширить кругозор и получить больше представления о творчестве одного из самых эксцен-тричных, загадочных, талантливых и авторитетных режиссёров Голливуда Романа Полански решил посмотреть ещё один его фильм - победитель номинаций различных кинофести-валей и кинопремий "средней руки" ("Глобус", "Сезар", "Венецианский кинофестиваль", "Европейская кино-академия"), среди которых нет са-мой значимого состязания за ста-туэтку "Оскар"... Речь идёт о вышед-шей в 2011 году трагикомедии "Рез-ня".

Резня" Романа Полански, по форме напоминает разговорную драму с пряным трагикомическим привку-сом (среди советских аналогов на память пришёл фильм Э. Рязанова "Гараж", в котором главное действие развернулось в здании гаражного кооператива и сосредоточилось на "выяснении отношений" героев, ре-шавших кто из них лишний в орга-низации, а кто нет).

Самая "политкорректная" Пенелопа становится самой агрессивной и бьёт мужа
Самая "политкорректная" Пенелопа становится самой агрессивной и бьёт мужа

По сути же режиссёр-пессимист снял социально-психологический триллер – о войне в обществе на всех фронтах и том сумбуре ходуль-ных клише, который все чаще заме-няет человеку самосознание и пи-тает его агрессию. Ребёнок во время нахождения в школе, услыхав от сверстника оскорбительное слово "стукачок", ответил на него ударом палки по лицу, выбив обидчику 2 зуба и "повредив нерв". Родители, пришедшие "на стрелку", чтобы "ре-шить конфликт цивилизованно, по-грязли в "склочных" выяснениях отношений между собой, превратив их в "словесную дуэль". Причём, как только "моральное противостояние между двумя супружескими парами затихает, начинается "семейная война", когда супруги в каждой из пар начинают выяснять отношения между собой и, напротив, женщина "поддерживает женщину", а мужчи-ны проявляют "мужскую" солидар-ность...

Сюжет фильма – история психоло-гической вендетты, девиз которой очень прост: "Зуб за зуб". А страсти, кипящие в респектабельной гости-ной частного дома в Бруклине, в которой встречаются две малозна-комые семьи, – симптомы болезней, свойственных современному обще-ству.

Вулкан страстей вызревает подспу-дно, накапливает энергию, а затем бурно извергается в четырех стенах фешенебельного дома. Сюжет начи-нается с интеллигентной дискуссии (две семьи пытаются письменно ис-толковать инцидент), продолжается перепалкой, а заканчивается взры-вом признаний в ненависти и нево-зможностью придти к согласию. Так, по Полански, выглядят отношения в современном западном обществе – что в политике, что в быту.

"Наши представления о морали ло-гичны и конструктивны, а сами мы довольно примитивны. В чём-то мы просто чудовища", – говорит Джоди Фостер, сыгравшая любительницу искусства Пенелопу, которая, по словам актрисы, пишет "книгу о бедном народе Африки". Если бы люди "чувствовали хотя бы немного ответственности, то, возможно, ста-ли бы лучше", считает Фостер.

Если выразить "противостояние бо-лее предметно, то мы за 77 минут фильма можем наблюдать, как исте-ричные лицемеры выступают про-тив брезгливых циников, женщины против мужчин, средний кошелёк против толстого, дама против дамы, кавалер против кавалера, а, в итоге - все против всех, иногда делая пе-рерывы на перемирие.

Фостер, сыгравшая любительницу искусства Пенелопу, которая, по словам актрисы, пишет "книгу о бе-дном народе Африки". Если бы люди "чувствовали хотя бы немного от-ветственности, то, возможно, стали бы лучше", считает Фостер.

Полански (вслед за французской писательницей Ясминой Реза, по пьесе которой "Бог резни" снят фильм) высекает искры конфликта, ударяя друг о друга два древних психологических "кремня" – лице-мерие и цинизм. На этих камнях – агрессии, прикрытой ложью, и все-дозволенности, оправдываемой прагматическими соображениями, – зиждется общество, считает режис-сёр.

"Полански стремится быть макси-мально открытым и честным, – го-ворит Кейт Уинслет. – Он многое ис-пытал, многое знает и очень точен в своих наблюдениях".

И вот одно из наблюдений Полан-ски: если лицемерная политкоррек-тность (ее воплощает Пенелопа, гу-манистка-правозащитница, обеспо-коенная "моральной концепцией" мальчика-драчуна, хотя, на самом деле, не так уж однозначно можно сказать, что "агрессор" неправ, ведь на него "навалилась толпа", а гла-варь этой толпы - сын Пенелопы и ) вдруг всерьёз схватится с воинстве-нным цинизмом (таков делец Алан, заявляющий, что "в современном обществе без жестокости не обой-тись"), перемирия не жди.

Впрочем, непримиримая война раз-ражается прежде всего между жен-щинами. Хозяйка дома, Пенелопа, борется с внутренней агрессией с самого начала, и в её торопливой предупредительности проступают истеричность и желание своих со-беседников морально подавить. На вежливом лице бизнес-леди Нэнси – плохо скрываемая брезгливость.

Кажется, вот-вот добропорядочные матроны превратятся в фурий или эринний – древних богинь мести. Какие тут "права человека", которые отстаивает Пенелопа! У богинь ме-сти совсем другие правила – "око за око".

Но, как бы Полански ни насмехался над двумя self-made women, он дает им возможность громко и едко пос-меяться над мужчинами, забавными в своей зависимости от денег, вещей и статуса. Как бы внушительно ни выглядели в "Резне" двое джентль-менов, все равно они выглядят ку-да более уязвимыми, чем изыскан-ные леди.

И жизнь, и искусство предполагают в этом случае, пожалуй, только сце-нарий триллера. Во всяком случае, так считает Полански, автор блиста-тельного "Призрака" (2010) – трил-лера о цинизме и преступлениях в политике, собравшего призы Евро-пейской академии кино в ведущих номинациях. Кстати, и в "Призраке" одну из главных ролей – серого ка-рдинала – по сюжету играла жен-щина.

Впрочем, как бы Полански ни нас-мехался над двумя self-made wo-men, он дает им возможность гро-мко и едко посмеяться над мужчи-нами, забавными в своей зависи-мости от денег, вещей и статуса. Как бы внушительно ни выглядели в "Ре-зне" двое джентльменов, все равно они выглядят куда более уязвимы-ми, чем изысканные леди.

Самое неприятное, что участники конфликта явно получают от него удовольствие – или, по меньшей мере, пытаются извлечь из него выгоду. Обе семьи, как осторожные звери, встретившие чужака, сперва присматриваются друг к другу и даже "принюхиваются" (в конце кон-цов Пенелопа даже опрыскивает го-стиную, чтобы вытравить чужой за-пах).

А затем, как хищники, учуявшие за-пах крови, две семейные пары никак не хотят закончить беседу и разой-тись с миром. Все четверо испыты-вают азарт перед побоищем и жаж-дут наконец выместить – неважно, на ком, – собственную досаду, рас-квитаться за неудачи.

В финале Пенелопа бросает в косяк двери сумочку высокомерной Нэнси Коуэн (Уинслетт)
В финале Пенелопа бросает в косяк двери сумочку высокомерной Нэнси Коуэн (Уинслетт)

И вот итог: две семьи разругались, обнаружились взаимная ненависть Пенелопы и Майкла и взаимное презрение Нэнси и Алана. И, тем не менее, мрачное удовлетворение от ссоры оказывается сильнее всех нанесенных душевных ран. Пенело-па со злорадством убеждается в не-умении высокомерной Нэнси вос-питывать сына. Алан после общения с оппонентами, видимо, в очередной раз убеждается в правильности сво-его презрения к людям и любви к деньгам. Нэнси считает, что полу-чила подтверждение правоты своей логики: "Кто не палач, тот жертва".

Обычные люди, запутавшиеся в цен-

гостях...

Зрители невысоко оценили сатиру Полански на современное лице-мерное общество: 25-милионный бюджет окупился минимально, со-брав "кассу" в 27,6 млн. "вечнозе-лёных"