Найти в Дзене
Виктор Попов LIVE

Грантовый проект по финансовой грамотности для инвалидов, который был презентован председателю Центробанка РФ

Всем привет! Меня зовут Виктор Попов, и я периодически пишу гранты. О том, что из этого получается, какие проекты и как реализуются, как мы готовим заявки на различные грантовые конкурсы, я подробно рассказываю в серии подкастов и в своем telegram-канале. Этот текст является транскрипцией третьего выпуска подкаста, который можно посмотреть на платформе VK video и YouTube или прочитать прям тут. А еще больше интересной информации можно подчеркнуть в моем telegram-канале. Cегодня мы рассмотрим еще один проект, который был реализован нами совместно с коллективом автономной некоммерческой организации Центра трудоустройства и досуга для молодых инвалидов «САМИ». И это проект «Финансовый навигатор», который направлен на повышение финансовой грамотности молодых людей с ментальными нарушениями. Итак, сегодня у нас действительно на разборе проект «Финансовый навигатор», который реализовывался вместе с АНО ЦМИ «САМИ». Давай поговорим для начала, как родилась идея такого проекта, какой проект был

Всем привет! Меня зовут Виктор Попов, и я периодически пишу гранты. О том, что из этого получается, какие проекты и как реализуются, как мы готовим заявки на различные грантовые конкурсы, я подробно рассказываю в серии подкастов и в своем telegram-канале.

Этот текст является транскрипцией третьего выпуска подкаста, который можно посмотреть на платформе VK video и YouTube или прочитать прям тут. А еще больше интересной информации можно подчеркнуть в моем telegram-канале.

Cегодня мы рассмотрим еще один проект, который был реализован нами совместно с коллективом автономной некоммерческой организации Центра трудоустройства и досуга для молодых инвалидов «САМИ». И это проект «Финансовый навигатор», который направлен на повышение финансовой грамотности молодых людей с ментальными нарушениями.

Итак, сегодня у нас действительно на разборе проект «Финансовый навигатор», который реализовывался вместе с АНО ЦМИ «САМИ». Давай поговорим для начала, как родилась идея такого проекта, какой проект был базис, какая у него проблематика, и немножко поговорим про саму организацию.

Здесь стоит, наверное, сказать, что сама идея проекта, она пришла из далекого еще 2018 года. Именно в 2018 году пришла идея об открытии Центра трудоустройства и досуга для молодых инвалидов. Изначально это был проект, который был направлен на создание рабочих мест именно для людей с ментальными нарушениями. То есть это такой пул людей, которые на свободном рынке труда, они всегда самостоятельно могут найти себе достойное место работы и постоянный стабильный заработок.

Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов в первую очередь стал местом, в котором мы старались аккумулировать таких людей, разработать для них специально адаптированные рабочие места, то, что называется сейчас «посильным трудоустройством» - когда ребята могут выполнять определенные трудовые задачи в рамках своих возможностей, попробовать запустить мини-типографию.

В 2018 году состоялось официальное открытие Центра Трудоустройства и Досуга, и тогда у нас был один небольшой цех — это мини-типография. Проект, который мы, что называется, собирались мира по нитке - собирали с организаций действующих принтеры, которые уже не совсем нужны, собрали компьютеры тоже, у кого какие запчасти есть, такие рабочие места и получились. Постарались пособирать еще брошюраторы, ламинаторы. Ну и, конечно же, часть дополнительного оборудования приобрели при поддержке Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области в рамках программы по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью. Некоторое оборудование новое мы тогда смогли закупить. Это было буквально 4 рабочих места, это был более-менее приличный принтер формата А3 цветной и несколько резаков. То, что, в принципе, позволило бы организовать простую работу небольшой мини-типографии. В первую очередь мы понимали, конечно, что на рынок продукция, которую изготавливают люди с инвалидностью, она, если и выйдет, то выйдет не сразу.

Открытице Центра трудоустройства и досуга для молодых инвалидов
Открытице Центра трудоустройства и досуга для молодых инвалидов

Потому что здесь, конечно, гораздо более длинный процесс обучения, подготовки к профессии, здесь гораздо более длинный цикл производства, поскольку у ребят не всегда имелись уже сформированные навыки. Поэтому, соответственно, и был больше процент брака, чем на любом производстве. Поэтому мы понимали прекрасно, что на рынок сразу эта продукция не выйдет, и задача этого центра была в первую очередь обеспечивать, наверное, внутренние потребности других некоммерческих организаций, которые могут к нам прийти со своими какими-то небольшими заказами - методический материал, календарики, закладки в книжки, открытки.

Вот, и у нас получился небольшой проект, небольшая мини-типография, в котором мы начинали изготавливать такую самую первую продукцию, как под наши нужды, так и под нужды некоммерческих организаций, которые ведут деятельность на территории Сахалинской области.

В этом году проекту уже будет 7 лет. За это время размеры, скажем так, производственных площадей у нас достаточно сильно увеличились, то есть теперь это не просто первый этаж жилого дома, квартира, которая была изначально нам выделена Администрацией города Южно-Сахалинска, сейчас это уже дополнительные площади, которые арендуются в учебном центре «Активное образование», и это надомное трудоустройство, когда ребята выполняют работу дома. И это пассивное социальное трудоустройство, социальная деятельность, которая у нас проходит, в том числе с ребятами, которые не могут быть полноценно трудоустроены, а которые занимаются досуговой деятельностью. Они тоже вовлечены в некоторые производственные процессы, в частности, по созданию сувенирной продукции.

Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов
Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов

Изначально мы начинали совсем по чуть-чуть, у нас было в пределах 10 ребят трудоустроенных, а для ребят, кому было там уже больше 25, больше 30 лет, для некоторых это было вообще первое место работы, которому они получили свои реально первые трудовые книжки, поэтому у нас открытие было очень такое красивое. Специалисты Агентства по труду и занятости населения реально вручали ребятам первые трудовые книжки. То есть такой большой старт, большой интересный был проект.

Сейчас Центр трудоустройства и досуга - это уже более масштабная организация, поскольку сейчас у нас уже есть не только мини-типография, можно даже сказать, что мини-типография уже отошла на второй, на третий план. Есть отдельные направления, лаборатории творческие, в которых ребята изготавливают уже сувенирную продукцию. Это у нас и фьюзинг - различные изделия из стекла, это ювелирное производство - пока мы не работаем с драгоценными металлами, но полноценно работаем с медью и латунью.

Это у нас вязальный, швейный цеха, где также ребята производят сувенирную продукцию вязанием крючком, вязанием спицами, из бисера производят продукцию, есть валяние из шерсти, есть швейная мастерская, которая шьет различные куклы, игрушки и так далее. Есть отдельный пул, который касается гончарного отдела и гипса, производства различных сувенирных и интерьерных изделий. Также у нас есть цех, который занимается высокими технологиями, это лазерная резка, с помощью лазерных станков, изготовление тоже различных видов сувенирной продукции.

Сначала количество работников, которые у нас было, оно было небольшим, то есть 10−12−15 человек, заработная оплата тоже была небольшая, она формировалась из поддержки агентства по труду и занятости населения в рамках программы, сопровождаемого трудоустройства, в ходе которых до полугода можно было оплачивать за счет бюджета заработную плату молодых людей с инвалидностью, это МРОТ, не больше МРОТа, и также у нас формировалась часть заработной платы исходя из выручки центра, то есть продажи той продукции, которую он изготавливал.

Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов
Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов

Все поменялось, как только было принято постановление правительства Российской Федерации об изменении порядка квотирования рабочих мест для молодых людей с инвалидностью, вообще для людей с инвалидностью. В какой-то момент времени у организаций есть обязательство по квотированию части своих рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью. Оно исчисляется процентами, но не меньше одного человека, и чем больше штат организации, тем больше людей с инвалидностью в организации должно быть трудоустроено.

Эта норма, она действует не только на коммерческие или государственные организации, она действует вообще на все формы собственности, на все формы хозяйствования, которые ведут свою деятельность, не только на территории Сахалинской области, а вообще на территории Российской Федерации. И, соответственно, крупные работодатели не всегда с большим энтузиазмом выполняли данные законодательные нормы, поскольку с юридической точки зрения человек с инвалидностью, который трудоустроен, у него есть ряд достаточно серьезных защищающих мер касательно его дальнейшего трудоустройства, увольнения и так далее.

Поэтому для многих коммерческих организаций дешевле оказывалось платить штраф за невыполнение данных трудовых норм, нежели брать себе на работу человек с инвалидностью. И в определенный момент времени правительство Российской Федерации приняло постановление об изменении механизма квотирования таких рабочих мест.

Крупные работодатели могли уже трудоустраивать человека с инвалидностью не к себе, непосредственно на штат, а что называется арендовать уже готовое рабочее место с трудоустроенным человеком с инвалидностью в другой организации. Соответственно, наш Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов, который специализировался на создании рабочих мест для людей с инвалидностью, он замечательно в рамках этого механизма начал работать. Крупные работодатели Сахалинской области, крупные организации начали, соответственно, достаточно серьезно с нами работать, покупая у нас, грубо говоря, арендуя у нас рабочие места.

Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов
Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов

С многими такими организациями у нас уже заключены соглашения, и они там не в течение месяца, года, с некоторыми до 2027-го года, с некоторыми до 2030-го года уже есть заключенные соглашения. И вот здесь получился такой интересный вывод, который мы изначально не ожидали, когда количество трудоустроенных молодых людей с инвалидностью у нас перевалило определенный порог, у нас начали возникать проблемы, связанные с их трудоустройством, о которых мы раньше не задумывались.

Одна из таких проблем - отсутствие у ребят с ментальными нарушениями, для которых в 20−30 лет это стало первым рабочим местом, у них отсутствовала финансовая грамотность. То есть банально они не понимали такие понятия как бюджет, у них отсутствовало понимание планирования, у них были выявлены такие проблемы, как нерациональное потребление.

Что такое для человека в 30 лет получить первый источник собственных денег заработанных, собственного бюджета? Это, конечно же, в первую очередь желание реализовать все свои вот эти вот потребности, которые когда-то там годами копились, и теперь им очень интересно пойти в магазин и что-то купить. Здесь и взрослые-то люди, да, нормотипичные, зачастую так себя ведут с первыми заработными платами - ура, я, наконец-то, могу пойти купить себе чокопай и съесть его не на праздник, а сейчас с чаем.

Такая манера поведения есть у всех людей. И когда такая манера поведения проявилась и у людей с инвалидностью, стало понятно, что необходимо что-то делать. Ребятам нужно объяснять и рассказывать, что такое финансовая грамотность, что такое планирование, бюджетирование и как с этим работать. Получилась такая проблема, созданная своими же руками. Мы не предполагали, что проблема такая у ребят будет, мы даже не задумывались на эту тему. Но как только количество трудоустроенных ребят стало большим, при большой выборке и количество ребят, которые встречаются с проблемами, становится, соответственно, больше.

Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов
Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов

В какой-то момент времени сами наставники, которые работают с ребятами с инвалидностью, пришли с таким вопросом, что ребята в ходе обеда, в ходе работы начинают обмениваться информацией и оказывается, что некоторым звонят мошенники и говорят «а положи деньги на безопасный счет», «а давай мы положим деньги куда-нибудь под проценты в банке, и у тебя резко станет их сильно больше», «а давай мы сейчас куда-нибудь еще переведем деньги», и это тоже одна из проблем, которая была выявлена, и тут оказалось, что ребята именно с ментальными нарушениями, они достаточно падки на подобные предложения.

У них появились первые собственные деньги, тут им звонит некто по телеграмму и говорит - а давай, ты сейчас их переведешь, а мы тебе через месяц вернем в четыре раза больше. Опять-таки, следуя из проблемы нерационального употребления и возможности как можно быстрее купить все, о чем мечтал до этого 20−30 лет.

Мы выявили реальную проблему, что ребята, когда у них появляются собственные свободные деньги, они не умеют ими распоряжаться. Они их тратят в течение двух-трех дней после получения авансы или заработной платы. Они с удовольствием переводят деньги на безопасные счета. Они зачастую заходят в магазин, покупают все свои хотелки, а потом до следующей зарплаты либо аванса просто ждут, когда им еще придут деньги, потому что, оказывается, надо есть не только вкусное, а каждый день.

И вот такую проблему мы выявили именно в том числе и из-за роста количества ребят, которые участвуют и у трудоустроенных в центре трудоустройства. Да, не было бы счастья, да несчастье помогло бы. Получается, это же тоже разговор про отложенный социальный эффект. Он же не всегда может закладываться положительный. Когда проблема более масштабная решается, появляются более маленькие нюансы, которые тоже стоит решать.

Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов
Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов

Давай поговорим, что закладывалось конкретно в проект, который мы подавали в Ассоциацию развития финансовой грамотности. Как предполагалось решать или смягчать проблему, описанную чуть ранее?

Да, мы знаем, в социальном проектировании любой проект, любая активность у нас уйдет от проблемы. Одно дело, когда у нас наставники проговаривают, что там один, значит, трудоустроенный человек что-то сделал, другой что-то сделал, это разовый случай, здесь надо понять системность.

И в первую очередь, по всем правилам социального проектирования, мы провели исследование проблемы, реально ли она существует и насколько она глубокая, в чем она проявляется. Мы провели небольшой опрос среди наших ребят, которые у нас трудоустроены, а к моменту составления проекта их уже было более 70 человек. Мы провели опрос – а что ты делаешь с деньгами, часто ли ты покупаешь то, что ты хочешь в магазине, копишь ли ты деньги, переводишь ли ты их на безопасные счета и все такое.

И, собственно, статистика нас убедила, что проблема реально есть, что у ребят отсутствуют базовые понятия. Как бы это ни красиво ни звучало, с нормотипичным ребенком в семье такие вопросы очень часто отрабатывают родители. Современные дети прекрасно знают, что есть деньги, некоторые уже даже не знают, что есть бумажные деньги, для них только работают пластиковые карты, но суть бюджета, суть поступления, как деньги поступают в бюджет семейный, на что их можно тратить, какие есть обязательные траты - для нормотипичных детей это закладывается в ходе взросления родителями.

К сожалению, в семьях, где воспитываются дети с инвалидностью, особенно с ментальными нарушениями, либо с тяжелыми множественными нарушениями, функцию контроля всегда берут на себя родители и у ребенка нет вот этой свободы действий, свободы выбора и вообще он не погружен в такие вопросы, как вообще финансовая безопасность семьи, финансовая устойчивость семьи.

Занятия по финансовой грамотности
Занятия по финансовой грамотности

И, собственно, в рамках опроса проведенного мы посмотрели, что да, те знания и навыки, которые у нормотипичных сверстников есть, у ребят, которые работают у нас, такие знания в части финансов, они полностью отсутствуют. Мы начали раскручивать формат проекта, то есть необходимо что-то сделать, то есть нельзя эту проблему просто так оставлять, ну можно на нее, конечно, закрыть глаза, но, блин, это не по-нашему. Мы реально выявили то, что ухудшает качество жизни ребят. И, соответственно, какие-то действия, которые нивелируют эту проблему, необходимо провести.

Сначала попробовали поработать с наставниками, чтобы наставники периодически рассказывали ребятам, что так делать не стоит, так делать не надо. Но дальше мы с вами все прекрасно знаем, когда нам о чем-то рассказывает близкий у нас человек, мы такие «да, да, да, да, да, да, однозначно, хорошо, здорово» и пропускаем мимо ушей всю эту информацию, которая пришла. А когда нам ту же информацию рассказывает какой-то внешний человек, эксперт, преподаватель с многолетним опытом – это другое дело. Собственно, вот таких людей мы и привлекаем к реализации проектов.

И мы стали собирать проект, в рамках которого часть педагогов, наставников, обладающих знаниями по финансовой грамотности, могла бы рассказать ребятам, как правильно себя вести в тех или иных ситуациях, как не попадаться на уловки мошенников и как постараться все-таки не только тратить деньги, но и хотя бы немножко развивать навыки накопления.

Мы разработали проект «Финансовый навигатор», в рамках которого предполагалось проведение обучения ребят с ментальными нарушениями основам финансовой грамотности. Ну и, соответственно, мы туда закладывали все аспекты, которые могут быть.

Курс с продолжительностью 36 уроков, 36 академических часов. Это достаточно большой объем, в рамках которого можно рассмотреть много интересных тем. В рамках проектирования мы предположили, что нужно ребятам, какие такие есть интересные навыки, которыми обладают нормотипичные сверстники, навыки, которые мы предполагаем как естественные, и какие навыки отсутствуют. И мы выявили, что во-первых, ребятам нужно рассказать все-таки, что такое деньги, что они используются во всем мире, какие у них свойства, зачем они нужны, что бывают деньги наличные, бывают безналичные.

Что деньги - это форма оплаты, то есть, это форма обслуживания повседневного себя. Обслуживание теми товарами и услугами, которые человек сам себе не может изготовить. Для этого мы ходим в магазин и покупаем, для этого мы заказываем какие-то услуги, для этого мы заказываем какие-то работы. Есть у денег покупательская способность, это инструмент получить что-то желаемое. Дальше, мы начали рассматривать, а что такое желаемое, а что такое уже необходимое? То есть - есть товары первой необходимости в той же классической экономической классификации, есть товары роскоши.

Занятия по финансовой грамотности
Занятия по финансовой грамотности

И все-таки давайте мы с вами разберемся, что для нас является товаром роскоши, а что для нас является повседневным товаром. И если мы говорим про туалетную бумагу, про рис, гречку, макароны, то все-таки это средства первой необходимости. А если мы говорим про чокопай, который можно наконец-то свои деньги купить и с чаем съесть тогда, когда хочется тебе, то это все-таки для нас мы его назовем предметом роскоши. Его можно покупать, но не стоит это делать каждый день.

Это как раз признак нерационального потребления. Нужно уметь следующий шаг бюджетировать, планировать, понимать, что есть обязательные расходы, на которые у тебя деньги всегда должны быть. И здесь мы начинаем формировать, помимо всего прочего, еще и навык накопления. И здесь оказалось очень интересно - мы использовали игру «Монополия» для того, чтобы сформировать навыки накопления. Мы все прекрасно знаем, что сначала мы там кучу денег тратим, инвестируем, а потом, когда начинают арендные платежи приходить, мы копим для того, чтобы можно было что-то сделать.

В визуальном плане через игру нам получилось еще донести до ребят, что накопление это тоже важная вещь, для этого не надо переводить на безопасные счета, точно так же ты можешь копить деньги у себя на карточке, если тебе хочется подержать их в руках, сходи в банкомат, сними, засунь под подушку, но никуда не трать, то есть под подушкой должна быть небольшая финансовая подушка, которая тебе бы помогла в случае чего покрыть те расходы, которые внезапно у тебя появятся.

Есть планирование, есть расходы, есть обязательные покупки, есть предметы роскоши, есть деньги, которые позволяют покупать те или иные товары, услуги, которые тебе будут нужны. Это вот те навыки, из которых мы постарались в первую очередь скомпоновать образовательную программу. И, собственно, это и стало основой проекта. То есть наша задача — рассказать ребятам, дать ребятам те навыки, которые у них с ходом взросления не были выработаны.

Конечно же, еще одно направление, которое мы поняли, что обязательно нужно включить — это то, что называется финансовой безопасностью личной. Это, опять-таки, противодействие телефонным мошенникам, это несообщение пин-кодов в случае с онлайн-оплатой - мы не говорим никому заветные четыре цифры, которые нам приходят в пуш-уведомлениях.

Немножко мы расширили это до цифровой гигиены. Также мы работаем с госуслугами и всеми прочими порталами, и сервисами, которые присылают нам коды авторизации. Коды никому не сообщаем, никому не рассказываем, никому не говорим, карточку банковскую не фотографируем, три цифры сзади никому не сбрасываем. И стараемся максимально бережно относиться к собственным деньгам. Если мы ими самостоятельно распоряжаемся, то мы никому не передаем ни право ими распоряжаться, не передаем ни сами деньги, особенно по каким-либо там звонкам, которые проходят, особенно через мессенджеры.

Мы здесь эту финансовую безопасность тоже в проект постарались включить, чтобы ребята примерно понимали, какие существуют уловки у мошенников, которые могут негативно повлиять потом на качество жизни самих ребят.

Тренировочное посещение магазина
Тренировочное посещение магазина

Давай поговорим про активности в проекте, которые были новыми или те, которые использовали давно придуманные старые. Какие из них себя показали эффективно, какие не очень, и что в итоге вошло в основную канву проекта.

При начале проекта, при выработке, скажем так, понятийного аппарата, первые занятия были лекционные. Понятно, интерактивные, понятно, там не очень большая продолжительность, чтобы не утомить ребят, но в первую очередь мы разрабатывали общий понятийный аппарат. Что такое деньги, что они бывают наличные, бывают безналичные, какие формы вообще, в принципе, деньгами мы обладаем. После этого мы постарались посмотреть, какие, да, могут быть интересные механики. Вот одна из наших интересных вещей, которую мы нашли, это как раз работа с настольными играми в финансовом направлении.

Та же «Монополия» замечательно показала себя как игра, которая позволяет развивать навыки накопления. То есть это возможность для ребят, во-первых, поиграть, игровая методика в чистом своем проявлении, во-вторых, все-таки углубиться, то есть сделать рефлексию по итогу занятия и проговорить, что игра эта, это, конечно, хорошо, но давайте теперь посмотрим, как вы играли, что здесь, да, реально есть выбор, что мы покупаем, что мы не покупаем, здесь реально есть выбор платежей, от которых мы не уйдем, то есть если попадаешь на чужую клетку, ты им платишь аренду - привет платежи, для этого должна быть подушка безопасности, которая тебе позволит продолжить играть, ну иначе ты игру закончил.

Есть различные варианты накопления в случае, если там строишь новое здание у себя на участках, такой в принципе формат монополии, то есть ты ставишь цель выкупить определенные виды зданий, улиц, и это тоже формат накопления, то есть ты ставишь цель.

Занятия по финансовой грамотности
Занятия по финансовой грамотности

Другие настольные игры, типа планирование семейного бюджета и прочее, которые у нас по проекту также проходили, мы тоже применяли, но при отработке определенных небольших навыков, больше в формате иллюстрации, чем в формате именно игровой деятельности. Вот монополия прям была очень интересным таким приобретением, и несмотря на внешне, казалось бы, сложную механику, мы ничего для ребят не упрощали, мы на самом деле играли в полноценную монополию.

Еще из вещей, которые мы подцепили в рамках проекта, мы пробовали работать с сотрудниками коммерческих банков по вопросам как раз финансовой безопасности, противодействия мошенникам, больше не столько про грамотность, сколько про безопасность. Почему банковские организации, как они здесь появились? Ребята, когда начинают получать заработную плату, заработную плату они получают в безналичной форме, поэтому они в любом случае открывают себе карточку. Ну, у части ребят карточки уже были открыты, там, ввиду получения пенсии либо еще других факторов некоторых - ребята свободны в выборе коммерческого банка, в котором они будут обслуживаться.

Соответственно, банковские карты здесь появились как форма получения заработной платы, а там, где, соответственно, большая часть ребят висит на зарплатном проекте, такой банк и обращает внимание на организацию, что большое количество сотрудников работает. И мы попробовали с такими банками, с которыми у нас такой кооп получился, мы попробовали с ними немножко поработать - порассказывать ребятам, что такое финансовая грамотность.

Занятия по финансовой грамотности
Занятия по финансовой грамотности

Но тут получилось все не очень ровно, потому что рядовые сотрудники банков, они в первую очередь занимались именно больше продажей и продвижением своих услуг. Как таковой безопасности, противодействия мошенникам и так далее не получилось. То есть это был такой, знаешь, KPI-ный выход. Положено сделать 10 выходов рабочие коллективы, мы сделаем 10 выходов рабочих коллективы. Но адаптировать свою программу, у сотрудников банков, к сожалению, не получилось.

Был другой кейс, это работа с сотрудниками УМВД, тоже по финансовой безопасности, что сейчас значит, как противостоять мошенникам и так далее, но здесь тоже получилась такая же печенька. На самом деле сотрудники органов пришли им за это спасибо, то есть пришли серьезные дяди, тети в форме, рассказывают, что как нужно делать, как не нужно делать, то есть определенный уровень доверия и, наверное, уровень спикера. Но, к сожалению, выступление также не было адаптировано под целевую аудиторию.

В серьезных терминах, сухим юридическим языком рассказывать ребятам с ментальными нарушениями, как противостоять мошенникам телефонным и к чему может привести телефонное мошенничество, тот же дропперство, которое сейчас активно развивается, не совсем формат. Поэтому здесь мы приняли такое волевое решение, что с ребятами будут работать спикеры, которых мы отбираем. Те спикеры, которые могут на нормальном, живом, адекватном языке рассказать о сути проекта, о сути знаний, которые мы хотим ребятам донести.

Занятия по финансовой грамотности
Занятия по финансовой грамотности

Как решали кадровую проблему проекта?

Еще на этапе создания заявки в Ассоциацию о развитии финансовой грамотности нами было принято решение, что ключевыми спикерами, теми людьми, которые будут работать непосредственно с людьми с инвалидностью, будут обычные люди. Те, которые могут на неюридическом, нефинансовом и не банковском языке рассказать про суть денег, про суть накоплений, суть планирования.

Такими людьми у нас стали, во-первых, люди, которые имеют опыт работы с людьми с инвалидностью, это эксперты движения «Абилимпикс» - движения профессионального мастерства для людей с инвалидностью, различных региональных, национальных, международных уровней. То есть специалисты, кто непосредственно имеют опыт взаимодействия с людьми с различными нозологиями.

В идеале это люди, у кого есть экономическое либо околоэкономическое образование, кто понимает термины и может перевести их на более доступный и понятный язык. И несколько у нас членов команды проекта, это были еще и предприниматели.

Люди, которые с деньгами работают непосредственно, кто действительно в реальной жизни играет в монополию, знает суть накопления, знает суть затрат, знает понимание финансовых потоков и все вот эти вот интересные вещи, может на доступном и свободном языке рассказать ребятам, чтобы у ребят, соответственно, формировались новые знания, умения и навыки.

-14

Я знаю то, что в ходе реализации проекта грантооператор, в нашем случае это Ассоциация развития финансовой грамотности, это структура при Центробанке РФ, обратила внимание на проект и предложила организовать доклад о проекте в рамках 11-го Всероссийского конгресса волонтеров финансовой грамотности. Расскажи про вот эту активность.

Активность такая получилась весьма, наверное, неожиданная, потому что проект на момент поступления предложения от Ассоциации развития финансовой грамотности об участии в Конгрессе еще находился в стадии реализации. То есть мы еще только проводили обучение в нескольких группах.

Проект еще был не до конца завершен, но сочетание тематики, сочетание целевой аудитории, сочетание проблем, темы, с которыми мы начали работать, привлек внимание в первую очередь сама ассоциация, то есть руководство Ассоциации развития финансовой грамотности, и они действительно предложили концепцию проекта и итоги какие-то, которые уже у проекта есть, вынести на конгресс для того, чтобы рассказать всей стране о том, какими вещами, какими делами мы занимаемся.

Сам по себе процесс согласования, выступления, он был достаточно многоэтапный. В первую очередь о промежуточных результатах проекта в формате ВКС мы докладывали, рассказывали ассоциации развития финансовой грамотности - что было на самом деле сделано, можно ли сказать, что проект реализуется успешно, либо есть какие-то проблемы в его реализации и его не стоит показывать никому.

Первичная отчетка, первичная встреча была в закрытом формате, можно сказать. То есть это была оценка проекта, стоит ли его выдвигать дальше. Потому что, как потом оказалось, в рамках конгресса проходил отбор. Не все проекты, которые реализуются при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности, они выводились на данный Конгресс. Первую отчитку мы прошли достаточно успешно, и в течение буквально трех-четырех дней после этого у нас была назначена повторная читка уже с представителями Центробанка. То есть Ассоциация развития финансовой грамотности — это дополнительный инструмент развития финансовой грамотности, который был создан при Центробанке Российской Федерации. И мы пошли немножко по возрастанию должностей людей, которые наш проект смотрят, действительно ли этот проект стоит внимания.

XI Конгресс волонтеров финансового просвещения
XI Конгресс волонтеров финансового просвещения

Поэтому вторая читка, комиссия, которая собралась, это были уже сотрудники Банка России, к которым мы также рассказывали о том, что мы за организацией, какими делами мы занимаемся, какие проекты мы реализуем, почему появилась потребность реализации проекта, финансовый навигатор, как он реализуется, что сейчас делается в рамках проекта.

Мы получили очень хорошую обратную связь от представителей, то есть, если не ошибаюсь, нас слушало 6 или 7 человек в рамках этой презентации, и, соответственно, почти каждый из них высказался, что да, мы делаем классное, хорошее дело, и позадавали несколько таких уже более обыденных вопросов, чтобы, знаешь, не возникало потом вопросов. Вопросы - какая наша мотивация заниматься работой с людьми с инвалидностью, к чему мы идем, что мы хотим дальше сделать, что такое для нас создание рабочих мест, это какая-то наша внутренняя потребность по содержанию дешевой рабочей силы, либо это социальный реально проект.

Мы рассказывали все, как есть, показывали сотрудникам Центробанка, что это реально живой действующий проект и он действительно предназначен только для того, чтобы людям, которые не могут на свободном рынке труда найти себе работу, обеспечить им достойное рабочее место и, конечно, постоянную заработную плату. То есть то, что называется собственной финансовой устойчивостью. Второй проект, вторая отчетка у нас тоже прошла неплохо. То есть мы получили обратную связь и нас вывели на третий этап.

Третий этап уже заключался в том, что вместе с нами над презентацией, над проектом принимали участие уже члены Совета директоров Банка России, то есть еще более высокий уровень людей, которые принимают решения, стоит ли про этот проект рассказывать в рамках Конгресса. Третья читка у нас тоже прошла хорошо. Буквально в течение часа, наверное, после последней третьей читки Ассоциация по развитию финансовой грамотности нам сообщила, что данный проект одобрен для того, чтобы его можно было продемонстрировать и о нем можно было рассказать уже на 11-м Конгрессе волонтеров финансовой грамотности.

Единственное, конечно, что нас смутило, это очная Конгресс — это достаточно большое мероприятие в гибридном формате, которое проходило как онлайн, так и очно. И презентация проекта на площадке Центробанка — это был очный формат, который проходил в городе Москва. И, конечно же, наше положительное решение, что да, надо ехать, да, надо рассказывать про этот проект, последней каплей в этом решении была возможность рассказать про проект непосредственно председателю Банка России.

XI Конгресс волонтеров финансового просвещения
XI Конгресс волонтеров финансового просвещения

Слушай, ты тоже был на этом конгрессе вместе со мной. Расскажи свои впечатления. Что для тебя конгресс дал? Или он тебе какие-то новые знания, новые навыки, какие-то перспективы? Может быть, ты какие-то интересные проекты для себя нашел, которые мы с тобой в будущем будем упаковывать в гранты?

Естественно, много вещей теперь есть, на которые стоит подумать. Но, во-первых, самый главный результат лично для меня, не как специалист грантового отдела вместе с тобой, просто как для гражданина, наверное, это поменялась внешность и публичность, функция Центрального банка России в том, что это не просто такая сугубо структура государственная, которая там занимается своими сложными экономическими делами, а то, что помимо всего этого они находят силы, время и ресурсы на то, чтобы заниматься такой вот просветительской, социальной, общественной деятельностью.

И то, что Эльвира Набиулина сама спустилась к нам в этот зал заседания и с нами послушала вот эти замечательные проекты. По проектам также было интересно посмотреть по стране, какие инициативы граждане выполняют, но и было при этом то, что все равно уровень проекта у нас был достаточно высокий.

Конечно, много интересного подчеркнули. Просто изменилось отношение к Центробанку, то, что действительно там потом почитали много их инициатив, которые они делают в этом плане, и видят в этом не отчетную деятельность за галочку, а то, что действительно в будущем многое может поменять и порешать.

Люди там достаточно при серьезных должностях, с большим опытом и коммерческой работы в финансовых институтах, также и общественники достаточно серьезные, которые собрались в одном месте, нашли ресурсы и занимаются экономическим и финансовым просвещением. Это было и неожиданно, и очень вдохновляюще.

Вообще, если говорить про итоги Конгресса, здесь стоит упомянуть, что в рамках Конгресса очного было представлено семь проектов. То есть это был отбор всех проектов, реализованных либо реализуемых при поддержке Ассоциации развития финансовой грамотности. И всего семь проектов получили возможность представить свою концепцию непосредственно перед председателем Банка России. Поэтому я думаю, что стоит сказать, что все-таки, какими бы разносторонними не были проекты, какими бы целевыми аудиториями проекты не обладали, это все-таки, наверное, большое достижение.

XI Конгресс волонтеров финансового просвещения
XI Конгресс волонтеров финансового просвещения

Возможность представить свой проект на таком высоком федеральном уровне, пройти все этапы и стадии согласования и войти в этот топ-7 проектов, которые был представлены на уровне Центробанка Российской Федерации. Конечно, после проведения вот такой масштабной демонстрации, мы в любом случае задумывались и задумывались до этого о том, во что этот проект может перерасти.

Мы часто задаем себе вопрос, есть ли жизнь проекта после гранта. Да, иногда мы видим, что проект заканчивается вместе с грантовым финансированием. Иногда мы видим, что проект продолжает жить вне зависимости от того, есть ли у него грантовое финансирование на продолжение деятельности или нет. Я думаю, что «Финансовый Навигатор» — это тот проект, который в любом случае будет жить, вне зависимости от того, будет или не будет у него в дальнейшем какая-либо поддержка, как информационная, ресурсная, так и финансовая.

Центр трудоустройства «Досуга для молодых инвалидов» продолжает свою работу. Он продолжает создавать новые рабочие места и, как следствие, трудоустраивать новых сотрудников. Поэтому существует определенный приток нового контингента, которого тоже будут отсутствовать навыки, связанные с финансами, проводить периодические мероприятия по повышению их финансовой грамотности нам в любом случае надо.

Сейчас мы в рамках Центра рассматриваем возможность масштабирования практики по созданию рабочих мест в городах Долинск и Оха, где тоже будут созданы новые рабочие места, где будут тоже трудоустроены новые для нас ребята, которым тоже, скорее всего, будет необходимо рассказать о том, что такое финансовая грамотность, накопления, какие товары в первую очередь надо покупать в магазине, а какие все-таки, ну, стоит подумать, а надо ли мне это сегодня, или может быть, там, чокопай, я все-таки куплю себе на день рождения, там, или на выходные.

Вот, поэтому, в любом случае, тот опыт, который мы получили, собрали, то те методические материалы, которые мы разработали, те практики с применением тех же настольных игр, мы это планируем все упаковать в методику. Это и здесь нам облегчит работу в дальнейшем при работе с новыми ребятами, и при масштабировании нам это позволит одинаково не так затратно, наверное, с точки зрения времени заниматься подготовкой к реализации образовательной программы.

Чемпионат по финансовой грамотности
Чемпионат по финансовой грамотности

Кроме того, одним из наших таких, наверное, грандиозных планов является возможность тиражировать полученный нами опыт уже не только на территории Сахалинской области, но и, в принципе, на территории хотя бы Дальневосточного федерального округа. Ведь организаций подобных центров трудоустройства в Российской Федерации достаточно много, различные формы социальной мануфактуры, центры трудоустройства для молодых инвалидов, центры занятости для молодых инвалидов, они ведут свою деятельность во многих городах, во многих регионах, и я более чем уверен, что проблема, с которой столкнулись мы здесь, это проблема не острова Сахалин, не города Южно-Сахалинска и не людей с ментальными нарушениями, работающих в центре трудоустройства досуга для молодых инвалидов сами, а это системная проблема, системная недоработка, которая просто у всех возникает в свое время, и возникает она при достижении скорее всего, как и у нас, определенного большего количества трудоустроенных молодых ребят. Поэтому одно из направлений, которое мы в ближайшее время планируем, скажем так, собирать и развивать, это тиражирование нашего опыта по территории Дальневосточного федерального округа.

После проведения презентации у нас уже есть отклики от некоммерческих организаций Дальневосточного федерального округа, которые просятся вместе с нами войти в пилот и попробовать на своей базе тоже реализовать практики по повышению финансовой грамотности молодых людей с инвалидностью. С другой стороны, посмотрев на то, как работники коммерческих банков пытаются рассказать про финансовую грамотность и финансовый инструмент ребятам с инвалидностью, мы понимаем, что это люди, хорошо знающие свою тему.

Они понимают прекрасно, о чем они рассказывают, они прекрасно понимают про мошеннические схемы, про финансовые инструменты, про различные форматы вкладов, кредитов и всего остального, но, к сожалению, они не совсем готовы рассказывать про эти методики именно людям с инвалидностью. Причем в рамках проекта мы затронули работу только с одной нозологией, это ментальное нарушение. Поэтому вторым таким большим проектом, который мы хотим реализовать, это проект по обучению работников банковских финансовых организаций правильному, эффективному и этичному взаимодействию с людьми с различными нарушениями.

Чемпионат по финансовой грамотности
Чемпионат по финансовой грамотности

Я надеюсь, что у нас получится этот проект пилотировать на территории Сахалинской области в первую очередь, потому что здесь представлены все крупные коммерческие банки. И затем также эту методику упаковать и распространять также. Может быть сначала начиная опять-таки с дальневосточного федерального округа, а потом в принципе вынести эту практику на территории всей Российской Федерации. А это те, наверное, крупные глобальные цели, которые мы сейчас с собой ставим.

Будет очень хорошо, если у нас получится реализовать те проекты при поддержке Банка России. Сейчас по итогам Конгресса, помимо отклика от некоммерческих организаций ДФО, у нас также есть отклик уже и от Сахалинского отделения Центробанка России, которые ребята, тоже занимающиеся финансовой грамотностью, финансовым просвещением предлагают объединить совместные усилия и заняться более серьезно, тоже развитием финансовой грамотности, не только в городе Южно-Сахалинске, но и работой, соответственно, с уязвимыми категориями, в принципе, на территории Сахалинской области в целом.

Это такой уже первый эффект, который сразу же после выступления, буквально на следующее утро, мы получили. И это дает уверенность определенную, что все-таки социальный проект, который мы когда-то собрали и подали на конкурс ассоциаций по развитию финансовой грамотности, ну, наверное, он реализован теперь успешно, потому что какие-то первые отклики, первые шаги мы получили.

Чемпионат по финансовой грамотности
Чемпионат по финансовой грамотности

По ходу реализации я знаю, что итоговым мероприятием этого социального проекта у нас было проведение игрового чемпионата по финансовой грамотности среди молодых инвалидов. Давай поговорим про это мероприятие. Зачем, как, почему и что из этого вышло?

По нашему субъективному убеждению, когда мы работаем с крупными грантооператорами и вообще с грантооператорами, проведение некого итогового мероприятия — это то, на что грантооператоры смотрят достаточно позитивно. Почему? Потому что у любого проекта есть два вида результатов, это количественный и качественный. Все-таки сколько человек прошло обучения — это результат количественный, сколько продолжался курс — это может быть результат количественный. А качественным же будет результат получилось ли у нас изменить качество жизни тех людей, которые в проекте приняли участие.

Формат итогового мероприятия, в данном случае итогового чемпионата, формат проведения аналитики, были ли достигнуты качественные результаты, получилось ли у ребят усвоить те знания, которые мы им дали? Получилось ли у них полученные знания применять на практике, пускай хотя бы в игровом формате, в рамках чемпионата? И, соответственно, изменится ли их жизнь за счет того, что они не просто послушали курсы, посмотрели, походили на тренировочные выходы в магазины и послушали, что деньги бывают на карточках и бумажных, а смогли ли они эти знания действительно где-то применять? Поэтому на этапе проектирования мы предположили, что итоговый чемпионат, пускай и в игровой форме, это как раз один из инструментов измерения социальных изменений, то есть маркер, который позволит определить, получились ли у нас качественные результаты, запланированные ранее, достичь.

Ну или, например, мы находимся сейчас в этапе получения этих качественных результатов, и через отложенный социальный эффект, через какое-то время все-таки мы достигнем их в полном объеме. Поэтому по итогам проведения всех образовательных мероприятий нами был запланирован итоговый чемпионат по финансовой грамотности для людей с ментальной инвалидностью, который прошел у нас 27 июня. Что можно сказать про чемпионат? Ну, во-первых, он состоялся, и это уже здорово, это прикольно. Участниками чемпионата стало 50 человек.

Чемпионат по финансовой грамотности
Чемпионат по финансовой грамотности

Задания к чемпионату нам помогли готовить те же наставники, которые работали с ребятами в течение реализации проекта. И вот такой вот игровой полуторачасовой чемпионат, он содержал в себе очень много вопросов, которые как раз требовали от ребят применение знаний, получаемых на курсах. Что такое финансовое планирование? На что стоит тратить деньги, на что деньги тратить не стоит? То есть это был такой формат уже не игровой в плане применения монополии, это был игровой формат командного квиза.

Еще и включение сюда соревновательного момента, который мотивировал ребят, знания, которые у них есть, все-таки вспоминать, все-таки применять, да, и смотреть, кто из ребят, скажем так, эти знания, наверное, лучше, можно сказать, усвоил. Чемпионат состоялся, по итогам чемпионата мы определили ребят, конечно же, которые заняли первые, вторые, третьи места. Это все-таки чемпионат, это соревновательная компонента.

У нас получилось три первых места, три вторых места и три третьих места. Ну и в качестве подарков, ну для закрепления, ребята получили подарочные сертификаты на различные суммы в различных магазинах. То есть это демонстрация еще одной формы денег. Это уже не безналичные либо наличные средства, это подарочные сертификаты, но которые по сути своей и также имеют некоторый номинал, за который ты можешь получить тоже какие-то товары и услуги.

Даже подарки, которые в рамках чемпионата ребята получили, они тоже имели подоплёку вот этой вот финансовой грамотности.

В завершение еще хочется сказать, что все-таки реализация таких проектов, которые закрывают не первичные потребности человека, то есть там еда, кров, безопасность, а тех проблем, которые возникают над этими проблемами, когда решается вот этот самый-самый базис, это все равно немножко другое.

Здесь и интерес другой, и методики совсем другие, и по-другому приходится выстраивать саму канву проекта.

Чемпионат по финансовой грамотности
Чемпионат по финансовой грамотности

Давай общее впечатление об этом проекте и что планируем делать в ближайшее-ближайшее время.

Этот проект, эту проблему социальную можно назвать техногенной. Ну, что-то типа того, да? То есть это не такая социальная проблема, которая реально возникает в процессе жизни. Это проблема, которая появилась из-за того, что предыдущую проблему мы решили. То есть была проблема финансовой неустойчивости несамостоятельности, проблемы с поиском трудоустройства молодых инвалидов. Мы эту проблему через другие социальные проекты решили, сделали рабочие места, сделали финансовую устойчивость и породили тем самым еще одну проблему, то есть проблема второго уровня.

С такими проблемами работа чуть-чуть поинтереснее на самом деле, потому что она не базовая, она не включается в первичные потребности, но зато она имеет большее отношение к качеству жизни, по моему субъективному мнению, потому что, решив первичные проблемы, мы можем закрыть глаза и сказать, ну, мы же дали рабочее место, мы же дали зарплату, а что дальше человек делает с ними, как бы нас уже не волнует, мы же первичную проблему-то решили, а на самом деле нет, то есть это даже не проект продолжения.

У нас есть ряд проектов в АНО ЦМИ «САМИ» по созданию рабочих мест, но обучение финансовой грамотности это проект, который не был бы возможен без реализации предыдущих, он не является продолжением проекта, мы не увеличиваем количество рабочих мест, мы не заводим новые технологии производства той же сувенирной продукции, мы выравниваем качество жизни, которое изменилось из-за реализации предыдущих проектов.

Целевая аудитория одна и та же, но причинно-следственные связи, проблемы и способы их решения совсем-совсем другие. И на самом деле, да, без, как уже говорил, без постановления правительства Российской Федерации об изменении режима квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью, без проектов, которые получили поддержку различных грантооператоров по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью, и этого проекта не было бы.

Чемпионат по финансовой грамотности
Чемпионат по финансовой грамотности

Эти взаимосвязи, очень неочевидные на этапе проектирования, на этапе решения других социальных проблем, с ними оказалось очень интересно работать. В первую очередь, еще тогда, на этапе, когда мы проводили анкетирование у ребят, собирали первичную связь, действительно ли проблемы существуют. То есть это, наверное, было таким очень интересной вещью, которую мы в рамках проекта выявили.

Здесь, наверное, стоит отметить, что на этапе проектирования это не базовая потребность. И мы, когда проектировали, мы делали проект не под базовые потребности, а под конкретный адресный запрос конкретной закрытой целевой аудитории, который возник, процесс быстрой реакции на проблему, которая возникла. То, ради чего некоммерческие организации существуют.

На тот момент, когда еще нет общепринятых механик решения тех или иных социальных проблем, которые внезапно появились. Здесь, наверное, стоит почувствовать себя чистыми, настоящими общественниками, которые нашли проблему, быстро на нее среагировали, подготовили концепцию проекта, нашли грантовый конкурс Ассоциации развития финансовой грамотности, который как раз проходил в даты, когда мы провели опросы и убедили, что проблема реально существует.

Собственно, написали проект в мае 2024 года, в августе 2024 года получили письмо о том, что мы выиграли, и в декабре начали постепенно реализацию, это закупка оборудования необходимого для проведения курсов, и с января запустили непосредственно проект, а завершили все это дело итоговым чемпионатом и презентацией проекта в рамках Центробанка РФ.

Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы получим от Центробанка Российской Федерации уже информацию по резолюции в рамках Конгресса, сможем узнать, к чему нам готовиться дальше, да, будет ли у этого проекта продолжение. Опять-таки, вне зависимости от того, получим ли мы поддержку, мы всегда рады вовлекать новых ребят в практики просвещения финансовой грамотности, поэтому всегда можно обратиться у нас в Центр трудоустройства и досуга для молодых инвалидов и получить нужную консультацию, нужную информацию о реализации этого проекта и о его продолжении.