Найти в Дзене

Рецензия на «Комнату по соседству» Педро Альмодовара / The Room Next Door (2024)

Англоязычный полнометражный дебют Педро Альмодовара — одного из самых узнаваемых и влиятельных испанских режиссёров. В главных ролях — Тильда Суинтон и Джулианна Мур. Всё, за что мы могли бы полюбить уже ставшего классиком автора, здесь на месте — но в ином, сдержанном оформлении. Марта (Тильда Суинтон) проходит лечение от рака. Ингрид (Джулианна Мур), её подруга, узнав о болезни, сразу прилетает к ней. Долгое время они не общались, и их новая встреча — уже у больничной койки — становится длинным и ухабистым путем: дорогой воспоминаний, откровений и тихих, щемящих бесед. После просмотра мне было трудно сразу понять: передо мной всё тот же Альмодовар или уже новый автор, решивший отойти от тем своих ранних работ и сосредоточиться на чём-то ином. Восприятию мешали в том числе и отзывы, где часто звучала мысль о том, что Альмодовар «повзрослел». Но для себя я решил: он остался собой. Да, изменились тема и интонация. Яркая цветовая палитра, столь характерная для его испаноязычных фильмов,

Англоязычный полнометражный дебют Педро Альмодовара — одного из самых узнаваемых и влиятельных испанских режиссёров. В главных ролях — Тильда Суинтон и Джулианна Мур. Всё, за что мы могли бы полюбить уже ставшего классиком автора, здесь на месте — но в ином, сдержанном оформлении.

The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар
The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар

Марта (Тильда Суинтон) проходит лечение от рака. Ингрид (Джулианна Мур), её подруга, узнав о болезни, сразу прилетает к ней. Долгое время они не общались, и их новая встреча — уже у больничной койки — становится длинным и ухабистым путем: дорогой воспоминаний, откровений и тихих, щемящих бесед.

The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар
The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар

После просмотра мне было трудно сразу понять: передо мной всё тот же Альмодовар или уже новый автор, решивший отойти от тем своих ранних работ и сосредоточиться на чём-то ином. Восприятию мешали в том числе и отзывы, где часто звучала мысль о том, что Альмодовар «повзрослел». Но для себя я решил: он остался собой. Да, изменились тема и интонация. Яркая цветовая палитра, столь характерная для его испаноязычных фильмов, сменилась приглушёнными оттенками. Исчезла и прежняя, бурлящая страсть.

Однако суть осталась прежней. Это всё тот же интимный разговор со зрителем. Передача эмоций, размышление о природе человеческих связей и окружающем мире. Это и та же история о материнстве и та же история о самом себе. Построение фильма таково, что не покидает ощущение: перед нами акт исповедального самоанализа. Альмодовар всегда отличался склонностью к рефлексии, но в последние годы это переросло в глубокое самокопание и осмысление собственного пути. Возникает ощущение, что разговор у смертного одра — не просто сюжет, а метафора умирающего творца, размышляющего о собственном конце. И, возможно, даже о бессмысленности творчества. Хотя временами это подано почти с нарочитой претенциозностью.

Пусть и претенциозно, но всё же — интересно. Это у Альмодовара не отнять. Умение интересно подать материал исходит еще от ранних фильмов, где он покорял зрителя визуальной экспрессией, провокационными сценариями и умением обуздать кипучую испанскую эмоциональность. В позднем периоде эти черты стали мягче, но даже здесь, в англоязычном дебюте, когда кажется, что от прежнего режиссёра не осталось ничего, он умело внедряет едва уловимые приёмы, заставляя зрителя оставаться внимательным.

The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар
The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар

Основным инструментом для передачи мыслей в новом проекте является использование разговорной формы, диалоги между героинями Мур и Суинтон. Реплики иногда отдают самолюбованием и в то же время — критическим самоанализом. Они полны ярких мыслей: кажется, будто с нами говорят на простом языке, но внезапно герои выдают реплики, способные наполнить сцену множеством интерпретаций. Символика — жар горящего дома, ярко-красная губная помада и другие детали — работает так же сильно, как и сами слова. А в некоторых сценах Альмодовар словно напрямую комментирует собственный фильм.

The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар
The Room Next Door (2024), реж. Педро Альмодовар

За пределами автобиографичности фильм будто бы хочет говорить о чём-то более универсальном. Однако лицо автора так прочно вписано в каждую сцену, что сосредоточиться на других темах сложно. Тем не менее, как бы ни повторялись мотивы в его работах, смотреть их всегда интересно. "The Room Next Door" подтверждает мастерство Альмодовара как постановщика. Но и задаёт вопросы. Осталось ли ему ещё что сказать? И каким будет финал, когда он наступит?

Автор текста: Юра (t.me/thiswewatch)