Ко мне в руки попал Fujifilm X Half - цифровой фотоаппарат полностью имитирующий съемку на пленку. Я провел с ним неделю и сделал неоднозначные выводы...
В чем сыр и бор?
Когда он вышел в глубине души я посмеялся. А у меня, как у пленочного фотографа, все спрашивали мнения, мол, что думаю... Да, а что тут думать? А фиг его знает. Логика давно покинула сей мир. Вслед вышел и здравый смысл. На коне тот, кто сможет завлечь и развлечь - Fujifilm X Half он про это. Про развлечение для тех, кому скучно. Плохо ли это? Я думаю нет. Забегая чуть вперед скажу, что фотоаппарат найдет своих поклонников и станет символом издевательства над пленочной фотографией.
О камере. Внешне и тактильно
Камера производит впечатление игрушки, хорошо сбитой, но игрушки. Pentax 17 в этом отношении куда больше камера, чем X Half. Читайте про Pentax по ссылке ниже. Fujifilm X Half же будет классно дарить детям. Они, правда, быстро наиграются и хорошо, если не разобьют ее, а ведь могут. Хотя лишнего ничего нигде не торчит, не выпирает. По размерам весьма компактна.
Что мне понравилось во внешнем виде?
- Дизайн
- Лаконизм на задней панели
- Оптический видоискатель
- Колесо экспокоррекции
- Курок для "взвода пленки"
Что мне не понравилось во внешнем виде?
- холодный башмак для аксессуаров (невозможность использовать внешние вспышки)
- кольцо диафрагмы объектива, которое тяжело переключать (да и смысла нет)
- родная резиновая крышка (быстро выйдет из строя, потеряется, неудобно пользоваться)
Держать и пользоваться фотоаппаратом приятно. Курковый взвод традиционно выполнял функцию упора для пальца на пленочных камерах. Имитация с этой функцией тоже справляется. Камера по габаритам легко помещается в карман рубашки, хоть и топорщится. В качестве записной книжки и для ситуативной съемки подойдет отлично!
Свой среди чужих, чужой среди своих
Я не ждал от камеры чуда или технических высот. Мне хотелось выяснить насколько хорошо она имитирует то ради чего была создана - имитация фотопленки. А точнее, сам процесс съемки на фотопленку. Для этого я отснял две "пленки" в Fufjilm X Half и две настоящие фотопленки в Olympus 35ED. Обе камеры похожи по своей сути - компактные записные книжки своего времени. Технически тоже плюс/минус одинаковые.
Цифровой X Half я стал сразу использовать в режиме пленочной камеры. В этом режиме можно выбрать тип пленки, количество кадров, уровень зерна и еще некоторые параметры до которых мне не было дела, честно скажу. После этого камера переходит в режим при котором нельзя посмотреть отснятые изображения, нет предпросмотра во время съемки и надо взводить курок после каждого цифврого "щелчка" затвором. В Fujifilm я "зарядил" цифровой Acros, а в Olympus фотопленку Foma и пошел снимать.
Первым делом я столкнулся с проблемами в обоих камерах. Fujifilm X Half довольно быстро уходит в спящий режим и долго из него выходит. За это время ты не понимаешь работает ли у тебя камера или нет, а так же что же надо нажать, чтобы она проснулась. Оказывается достаточно нажать на спуск и просто подождать. Сказать, что меня это бесило это ничего не сказать.
В прочем, Olympus 35ED тоже не отставал. Поскольку он полностью зависит от питания, а батарейки у меня подсели, то я сделал немало тестовых кадров в мусор в попытках понять работает аппарат или нет. Замена батареек проблему решила. Да и к капризам Fujifilm X Half я тоже начал привыкать. Начало было положено.
Сама съемка на данную фотокамеру очень простая. Фактически у вас в руках мыльница. Но даже эта мыльница способна сломать вам голову, потому что если на пленочной камере взвод пленки это обязательное действие, которое ты делаешь не задумываясь, то так же ты не задумываешься над тем, что в цифровой камере одно нажатие сразу следует за другим. Но не здесь! В Fujifilm X Half начинается БДСМ, потому что тебе надо "взвести затвор" курком после каждого нажатия, но это чисто декоративное действие. Из-за отсутствия физического отклика не понимаешь "заряжена" ли камера или нет. Этот момент меня прям реально бесил!
Немного поснимав на моем любимом озере Сенеж и привыкнув к камере я пошел дальше на работу в глубь города. Для меня самое интересное в фотографии начинается тогда, когда ты находишь сюжет, который заставляет тебя забыть о технике, земных мыслях и на некоторое время поддаться эмоциональному порыву. Съемка проходит инстинктивно, ты забываешь о камере и о том, что происходит вокруг. Это состояние потока со стороны напоминает безумную одержимость. Длиться не долго, но заряд дает на весь день.
Таким сюжетом для меня стал обычный подсолнух. Дело в том, что подсолнух, который вырос посреди ничего - это всегда сюр. У меня есть целая серия с подсолнухами такого рода, поэтому упустить очередной цветок солнца растущий посреди канавы между многоэтажек я попросту не мог.
Звездой же того дня стал котик из Дикси, который настолько устал, что заснул прям рядом с едой. То ли объелся, то ли находится в глубокой кошачьей депрессии. Мы этого не узнаем, но фотографии останутся.
На следующий день я отправился с фотокамерой в Москву испытать ее в качестве аппарата для уличной фотографии. В уличной фотографии важна скорость реакции твоя собственная и время отклика камеры. Пленочные камеры в этом плане всегда быстрее, если немного знать правила игры. Но с приходом цифровой эпохи эти правила игры изменились и приходится иметь дело с компьютерами и их алгоритмами.
Обычно как? Видишь сюжет и не задумываясь нажимаешь на кнопку, чтобы затем рассмотреть его и увидеть особенности. С пленочной механической камерой мне это всегда было проще делать. Что же на этот счет у Fujifilm X Half? Как это не парадоксально звучит, но в камеру завезли фокусировки по шкале с расчетом глубины резкости. Наблюдать такой инструмент в цифровой мыльнице это явная отсылка нам пленочникам и "олдам". Однако, этой функцией я и не пользовался. Автофокус там справляется со своей задачей, даже в темноте, благо из-за сенсора глубина резкости там сама по себе большая. Хотя, сколь либо интересной картинки с людьми в движении у меня не вышло, поэтому я сосредоточил свое внимание на пейзаже, обстановке, сюрреализме.
С пленочной фотокамерой получилось забавно. Не знаю как, но цветная фотопленка оказалось с большим количеством засветок, что придало фотографиям свою атмосферу
"Досняв ролик" в Fujifilm X Half я зарядил в него имитацию цветной фотопленки. В какой-то момент мне надоело делать дубли параллельно на пленочный фотоаппарат и я сосредоточился на том, чтобы фотографировать по настроению, по душе.
Настоящий слом сознания и "проявка фотопленки" с Fujifilm X Half.
Был вечер воскресенья. Иногда хочется общения, но вечером воскресенья обычно все чем-то заняты и до тебя нет дела. Поэтому моим собеседником стал мой собственный внутренний мир и прекрасный сидр. Я понял, что Fujifilm X Half может стать той самой записной книжкой для настроения, спутником по жизни и всяким таким.
В момент, когда закончилась первая бутылочка и началась вторая я сидел и проявлял фотографии с фотопленки. Слом сознания произошел тогда, когда я сказал себе, что надо пойти и доснять цифровую фотопленку, чтобы затем проявить ее. Повторюсь еще раз. Я сам себе сказал, что мне надо доснять цифровую фотопленку!!! В этот самый момент грань между аналоговым и цифровым миром стерлась, потому что мои пленочные привычки легли на цифровую имитацию. Это было и волнительно и страшно одновременно.
Мне понравился процесс проявки цифровой фотопленки в Fujifilm X Half. Приложение аккуратное, работает без багов. Камера соединяется через Bluetooth и Wi-Fi, сам процесс передачи снимков завуалирован через проявление негативного изображения в позитивное. Процесс передачи изображений из камеры визуализирован круто, что дарит эмоции.
Многие фотографы жалеют о том, что камера не отдает RAW изображения. У меня вопрос, а зачем? Фотографии с камеры самодостаточны, ничего не надо "крутить" в компьютере, но при этом ты можешь выбрать степень фильтра, имитацию пленки и быть в ограничении количеством кадров. Это уникальный набор функций, который мне лично зашел. Более того, докупи беспроводной принтер Fujifilm Instax и печатай живые карточки. Полный процесс имитации пленки в котором есть место и магии и ошибки и живые фотографии. И вот связи с этим у меня вопрос...
Мы катимся в резиновый мир? Кому нужна Fujifilm X Half?
Fujifilm X Half это быстрое удовольствие в чистом виде. Имитация пленочной эстетики там на высоте. Можно много с этим спорить, но инженеры и маркетологи создали продукт, который взял только самое лучшее от пленки и избавил нас от скучных физических процессов. Однако...
Что понравилось?
- легко и классно снимать
- весело, по-пленочному
- приятно получать и делиться фотографиями
- создает ощущение легкости съемки, игры, дарит радость
Что не понравилось?
- не дали возможность снимать с нормальной внешней вспышкой
- взвод затвора надо бы доработать
- долго думает во время съемки
Выводы
Имитация аналогового мира это лишь имитация. Реальная фотопленка это реальная фотопленка. Это свой мир, который требует к себе времени, внимания, сил и средств. Точка. Но можно задаться вопросом, мол, автор, а ты проявляешь сам фотопленку? А сам печатаешь? Сейчас нет. Почему? Да потому что у меня теперь другие приоритеты. Я наигрался. Вернулся бы? Да. Собственно я так и сделал, но скучный процесс с проявкой и печатью теперь делают за меня за мои деньги в фотолаборатории. Купил бы себе эту камеру? Я нет. У меня есть пленка. Но мой друг ее купил и дал на тест.
А раньше я все это делал сам. И в фотолаборатории работал. И выставку на 130 снимков из Японии отпечатанных в темной комнате делал. Суть не в этом. Суть в том, что для каждого фотолюбителя найдется свой инструмент задача которого, внимание, РАСКРЫТЬ ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. Если он раскрывается на камере большого формата - действуйте. Если на Fujifilm X half - действуйте. Снимки это лишь результат, а сам процесс съемки это диалог. Вы не должны вести диалог на инструменты, которые вас не заряжают эмоционально делать фотографии. Не обманывайте себя, ищите свой инструмент для творческого самовыражения или коллекционируйте камеры, если вас интересуют гаджеты, а сказать вам визуальным языком нечего. Это тоже нормально.