Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Сокровищница Карелии: Жемчужины фольклорного наследия

Карелия самобытна, она сочетает в себе финскую мифологию и русское народное творчество. Карельские руны — эпические песни с богатым мифологическим и сюжетным содержанием. Они известны и существуют сегодня, вплетаясь в современную культуру и подчеркивая специфику народов Карелии. Здравствуйте! Меня зовут Асапова Анна, я участница проекта «По России, танцуя», и сегодня я расскажу Вам об огромном разнообразии Карельского фольклора. Только представьте себе: поговорки, пословицы, игры, считалки, дразнилки, перевертыши, скороговорки, загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, байки, руны, песни, ёйги, эпос и это ещё не все! Лекция создана на основе специальной литературы Сборника «Фольклористика Карелии» (1991) — Н. А. Криничной и Э. С. Киуру, Статьи Л. И. Ивановой «Особенности фольклорной традиции карельского Сегозерья в XIX–XX вв.» (2018) и учебника «Детский поэтический фольклор Карелии: исследование и тексты» (2013) — С. М. Лойтера. Карельский фольклор — это пестра
Оглавление

Карелия самобытна, она сочетает в себе финскую мифологию и русское народное творчество. Карельские руны — эпические песни с богатым мифологическим и сюжетным содержанием. Они известны и существуют сегодня, вплетаясь в современную культуру и подчеркивая специфику народов Карелии.

Здравствуйте! Меня зовут Асапова Анна, я участница проекта «По России, танцуя», и сегодня я расскажу Вам об огромном разнообразии Карельского фольклора. Только представьте себе: поговорки, пословицы, игры, считалки, дразнилки, перевертыши, скороговорки, загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, байки, руны, песни, ёйги, эпос и это ещё не все!

Лекция создана на основе специальной литературы Сборника «Фольклористика Карелии» (1991) — Н. А. Криничной и Э. С. Киуру, Статьи Л. И. Ивановой «Особенности фольклорной традиции карельского Сегозерья в XIX–XX вв.» (2018) и учебника «Детский поэтический фольклор Карелии: исследование и тексты» (2013) — С. М. Лойтера.

-2

Карельский фольклор — это пестрая сокровищница, где смешалась русская, карельская и скандинавская мифология. Он оставил свой след во многих видах искусства северян: литературе, изобразительном творчестве, музыке, танцах, рукоделии и др.

В древние времена фольклор играл роль инструмента для воспитания. С помощью поговорок и пословиц в семье до ребенка доносили важность уважения к старшим, труду и природе. Подвиги богов в рунах стимулировали детей становится такими же, как их герои: честными, смелыми, сильными и т.д. 

Пословицы

Пословицы настолько плотно вплетены в язык, что употребляются в живой разговорной речи. Их основной посыл заключается в морали, деликатном нравоучении, зачастую с игривой долей иронии и философии. Скороговорки — это своеобразная словесная игра, улучшающая дикцию.

Считалки

Игровой фольклор тоже часть детского народного творчества. Особое место в жизни детей играют считалки. Это стихотворная форма для ознакомления с правилами и функциями игры.

Дразнилки и поддевки

Дразнилки и поддевки, как понятно из названия, носят насмешливый характер. Далеко не всегда они с негативным подтекстом. Как правило, это небольшие забавы в виде искусственного диалога. Заклички и приговорки — это стишки, в которых обращаются к различным природным силам и явлениям. Близки к мифологии также небылицы и перевертыши. В них описываются невероятные события, перечащие здравому смыслу.

-3

Колыбельные

Колыбельные поют детям на ночь. Их цель — успокоить и убаюкать ребенка, поэтому они очень мелодичные и ласковые.

Пестушки и потешки

Отдельную нишу занимают пестушки и потешки. Это олицетворение любви и заботы ко всему миру. В этих стихах много добрых и ласковых персонажей и действий. Они дарят детям радость и дают им представление об окружающем мире. У прибауток и песенок деликатный поучительный характер. Они одновременно смешат и воспитывают ребенка.

Загадки

Карельские загадки относятся к бытовым тематикам и природным явлениям. В сказках же переплетается русская и финская мифология, они отличаются высокой эстетикой. 

Былины

Русский фольклор в карельский вплетался своими былинами. Это сказания о богатырях и их подвигах в стихотворной форме. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Волх Всеславьевич и местный силач Рахте Рагнозерский известны карелам. Особняком стоит былина «Садко», ведь именно в Карелии был создан самый развернутый и полный её вариант.

-4

Руны

Эпические песни (руны), легенды и предания нацелены уже скорее на более взрослую аудиторию. Здесь большой вес имеет финская мифология, где множество богов с особыми чертами характера и суровыми жизненными испытаниями. Руны тоже пестрят жанрами: они могут быть эпическими, лирическими, свадебно-обрядовыми, пастушьими, охотничьими и т.д.

Среди всех жанров карельского фольклора первое место занимают руны — лирические героические сказания о подвигах богатырей. 

Рунопевцы 

В древности жители Карелии знания о мире и природе, быте, прошлом своего народа, малой родине, жизненном опыте сохраняли и передавали в устной форме. В первую очередь это руны, особые песни. Их исполняли рунопевцы. Ими были обычные жители, землепашцы, охотники и рыболовы.

Рунопевцы запоминали огромное количество рун, а петь они могли их несколько дней подряд. Как им это удавалось? Дело даже не в феноменальной памяти исполнителей, а самой системе рун. Песен очень много, но они содержали огромное количество поэтических повторов, а фразы были простые, преимущественно из существительных и глаголов.

Некоторые известные рунопевцы:

  • Архиппа Перттунен. Всемирно известный рунопевец, от которого ведёт начало рунопевческая династия Перттуненых. Руны, записанные от него в 1834 году финским лингвистом, фольклористом Элиасом Лённротом, легли в основу карело-финского эпоса «Калевала».
  • Вассила Киелевяйнен. Сказитель, рунопевец и знахарь. Э. Леннрот встретил В. Киелевяйнена в 1833 году и записал от него множество ранее неизвестных рун, которые в дальнейшем вошли в состав эпоса «Калевала».
  • Онтрей Малинен. Рунопевец, охотник, знахарь. Родоначальник династии рунопевцев Малиненых. Элиас Леннрот в 1833 году от Онтрея Малинена записал руны, посвящённые центральному образу эпоса «Калевала» — Сампо.
  • Петри Шемейкка. Самый знаменитый представитель древнего рода рунопевцев и кантелистов Шемеек.

Карельские рунопевцы часто пели руны в паре, сидя и взявшись за руки. Пели по очереди куплетами: один начинал, другой продолжал, затем снова первый. Это были своего рода соревнования: кто больше помнит и в состоянии продолжать сюжет дальше. 

фото сделано Инто Конрадом Инхой в 1894 г. в Беломорской Карелии
фото сделано Инто Конрадом Инхой в 1894 г. в Беломорской Карелии

С приходом всеобщей грамотности и изменением уклада жизни традиция устного бытования эпоса стала угасать. Однако наследие рунопевцев живо в интересе к устному народному творчеству, в музыке современных фолк-коллективов Карелии. 

Калевала

Известный сборник рун «Калевала» создал Элиас Лённрот, финский фольклорист и лингвист. Сейчас «Калевала» считается Карельским эпосом, и его сюжет интересно отличается от множества эпосов других народов. Эпос в приимуществе своем рассказывает о сотворении вещей.

Например, история о создании железа, из которого, по сюжету «Калевалы», по итогу получился меч. 

Согласно мифу, три девы, чьё молоко капает на землю, создают три вида железа: ковкое железо, хрупкий чугун и могучую сталь.

-6

Человеком, который обнаружил железо, является Илмаринен. Ему пришло в голову положить железо в огонь. Его обращение к железу:

«Как придёшь к нему в жилище, попадёшь к огню в объятья, сразу ты похорошеешь, станешь мощным, станешь прочным, будешь для мужей мечами, украшеньями для женщин». 

Илмаринен извлекает железо из огня, кладёт его на наковальню и делает мягким, ковким, режущим и острым. Однако в железе есть изъян: твёрдость не придёт, если его не закалить.

Илмаринен готовит смесь для закаливания, но при этом просит пчелу принести мёд, так как ему не хватает некоторых компонентов. За этим процессом наблюдает шершень, который бросает в жидкость то, что ему дал Хийси — яд змей и муравьиную кислоту. Илмаринен этого не замечает и решает, что пчела принесла мёд. 

И закалив меч ядом- зарождается ненависть.

Очень тонко, не правда ли?!

Если вы хотите подробнее узнать об этом эпосе, то специально для Вас мы написали отдельную статью, а ссылку вы найдете в описании к видео

«Калевала» - карело-финский эпос
«По России, танцуя»29 ноября 2023

А мы возвращаемся к истории:

Элиас Лённрот провел скрупулезную работу. С 1828 по 1842 год приезжал в Карелию, заезжал в глубинки и общался с местными жителями, собирая по крупицам изумительные легенды, стихи и руны. Самый большой «улов» фольклориста пришелся на 1834 год, когда Э. Лённрот выслушал более 4000 стихотворных строк от известного рунопевца Архиппа Перттунена. На следующий год автор издал первую версию эпоса. В дальнейшем книга «Калевала» пополнялась, редактировалась, окончательная версия вышла в свет только в 1849 году.

Первым русским переводчиком карельских рун был Федор Глинка. В 1827-1828 годах он был в ссылке в Петрозаводске, где и познакомился с финским ученым А. Шегреном, от которого получил карело-финские народные песни и перевел их. 

-7

Сегодня 

Карельский фольклор все так же актуален. Мифологические персонажи и сюжеты обрели новые интерпретации, это историческая нить, ведущая к корням народов Карелии сохранения.

Благодарю Вас, что досмотрели это видео до конца! 

Если Вам есть, чем с нами поделиться, оставляйте комментарии, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв!

С Вами была Асапова Анна, я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и освещаю культурные особенности Республики Карелия!

И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации!