Найти в Дзене
ВТБ Страна

За что итальянцы любят Джузеппе Верди?

Оглавление

Будущий великий композитор начинал не в консерватории, а в деревенской церкви: Джузеппе Верди долгие годы был музыкантом-самоучкой. Его не приняли в Миланскую консерваторию из-за недостатка образования. Но именно этот провинциальный выскочка покорил оперные сцены по всему миру и стал национальной гордостью Италии.

Итальянцы любят Верди не за абстрактный «гений», а за то, что каждая его опера попадала в нерв времени.

Символ Рисорджименто — «Набукко» (1842)

Джованни Больдини. «Портрет Джузеппе Верди», 1886 год, Национальная галерея современного искусства, Рим © Public domain
Джованни Больдини. «Портрет Джузеппе Верди», 1886 год, Национальная галерея современного искусства, Рим © Public domain

Настоящий прорыв для вердиевского «Набукко» случился в 1842 году, когда его впервые поставили на сцене миланского Ла Скала. Либретто было навеяно библейской историей о царе Навуходоносоре и пленении евреев в Вавилоне. На первый взгляд, сюжет о далеком прошлом. Но для публики 19 века он звучал как олицетворение самой Италии, разделенной и находящейся под властью чужих держав.

Кульминацией стал хор пленных евреев «Va, pensiero» («Лети, мысль»). В нем тоска по потерянной родине превратилась в музыкальное выражение национальной боли. «Набукко» сделал Верди не просто популярным композитором, а символом Рисорджименто, национально-освободительного движения в Италии.

Интересный факт: современники утверждали, что хор «Va, pensiero» стали петь даже за пределами театра — на улицах Милана. А фраза «Viva VERDI!», которую патриоты писали на улицах, имела скрытый смысл: «Да здравствует Виктор Эммануил, король Италии!» (Viva Vittorio Emanuele Re D’Italia). Таким образом имя композитора само стало паролем патриотов, а его музыка — вдохновением.

Реформа оперы — «Риголетто» (1851)

Карл Фишер. Фототипия на почтовой открытке. Дмитрий Смирнов — герцог в опере «Риголетто», Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства © Public domain
Карл Фишер. Фототипия на почтовой открытке. Дмитрий Смирнов — герцог в опере «Риголетто», Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства © Public domain

До Верди опера во многом была демонстрацией вокального мастерства. Композиторы писали арии «на бис», зрители ждали виртуозных пассажей, а сюжет играл лишь роль удобной рамки для певцов.

Верди незаметно, не афишируя это, продвигал через свои произведения совершенно новый оперный подход: действо должно стать интересным, драматургически насыщенным, должно быть не только интересно слушать, но и смотреть. Особенно заметно это стало в опере «Риголетто». Верди поставил во главу угла драматургию: музыка перестала быть украшением и стала двигателем действия. Либретто, основанное на пьесе Виктора Гюго «Король забавляется», казалось слишком смелым. Это произведение вызывало опасения: ведь отрицательный образ реального монарха мог подтолкнуть людей на революционные действия, вызывая возмущение.

Положение спасло перенесение сюжета из Франции в Италию. Исторические фигуры короля Франции Франциска I и его шута Трибуле сменили герцог Мантуанский и шут с вымышленным именем Риголетто. А Верди сделал то, что казалось невозможным: превратил оперу в напряженную драму, где каждая нота подчеркивает характер и судьбу персонажей.

Интересный факт: Верди был настолько одержим драматургией, что на репетициях мог резко останавливать певцов и требовать петь не «красиво», а «по-настоящему». Он хотел, чтобы опера перестала быть концертным номером и стала полноценным спектаклем.

Эмоции и национальный дух — «Травиата» (1853)

Почтовая открытка. Финци-Магрини Джузеппина (сопрано) в сценическом костюме Виолетты из оперы «Травиата», 1900-е годы, Российский национальный музей музыки, Москва © Public domain
Почтовая открытка. Финци-Магрини Джузеппина (сопрано) в сценическом костюме Виолетты из оперы «Травиата», 1900-е годы, Российский национальный музей музыки, Москва © Public domain

До Верди оперы чаще всего отталкивались от исторических или мифологических сюжетов. Но в «Травиате» композитор рискнул показать современную ему историю о реальных людях. Либретто было основано на пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»: куртизанка Виолетта влюбляется, но обречена на болезнь и общественное осуждение.

Для Италии середины 19 века это был вызов: на сцене Ла Скала зрители увидели не абстрактных королей и богинь, а женщину из салонов, которую они могли встретить в реальной жизни. Несмотря на французскую историю, драма получилась очень итальянской по эмоциональному накалу. Ария Виолетты «Sempre libera» — яркое тому доказательство. В ней она отчаянно утверждает свое право на свободу и счастье, даже осознавая трагический исход.

Интересный факт: премьера закончилась провалом. Верди настоял на современных костюмах, что дополнительно шокировало публику. Верди горько писал друзьям: «Вчера вечером „Травиата“ провалилась. Вина моя или певцов?.. Время рассудит».

Уже через год в Венеции опера прозвучала в новой постановке — с другими исполнителями и в исторических костюмах — и имела оглушительный успех. С этого момента она начала триумфальное шествие по Европе и стала одной из самых любимых опер в мире.

Музыка для всех — «Трубадур» (1853)

Негатив. Спальня и рабочий кабинет Джузеппе Верди в Сант-Агата близ Генуи, 1956 год, Российский национальный музей музыки, Москва © Public domain
Негатив. Спальня и рабочий кабинет Джузеппе Верди в Сант-Агата близ Генуи, 1956 год, Российский национальный музей музыки, Москва © Public domain

Если есть опера Верди, которая стала настоящим народным хитом, то это «Трубадур». Драматичная история любви, мести и тайны происхождения героя сразу пришлась по вкусу зрителям. А яркие мелодии и страстные арии запоминались с первого раза.

Ария Манрико «Di quella pira» звучала не только в театре: ее распевали солдаты, ремесленники, студенты. В первые три года после премьеры «Трубадур» поставили более 229 раз по всему миру — невероятная цифра для 19 века. Сам Верди шутил: «Когда вы поедете в Индию или вглубь Африки — вы услышите „Трубадура“».

Интересный факт: несмотря на мировую славу, Верди оставался человеком земли. Он владел большой фермой в Буссето и лично занимался хозяйством. Для современников это было доказательством его простоты и близости к народу, что только усиливало любовь к его музыке. Сам Верди иронично относился к своим достижениям: «Если я не расстался с этой злополучной деятельностью, то только потому, что в 26 лет было слишком поздно начинать что-нибудь другое, и потому, что я физически не был достаточно крепким, чтобы вернуться к полевым работам».

Гордость Италии и мировой успех — «Аида» (1871)

Неизвестный в роли Аманасро, эфиопского царя, в опере Джузеппе Верди «Аида», 1880-е годы, Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник Петра Ильича Чайковского, г. Клин, Московская область © Public domain
Неизвестный в роли Аманасро, эфиопского царя, в опере Джузеппе Верди «Аида», 1880-е годы, Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник Петра Ильича Чайковского, г. Клин, Московская область © Public domain

«Аида» стала вершиной признания Верди. В отличие от ранних опер, созданных для итальянских театров, эта работа была написана по международному заказу: ее заказал хедив Египта Исмаил-паша к открытию нового Каирского оперного театра. Премьера задержалась: декорации застряли во время Франко-прусской войны в осажденном Париже, и спектакль состоялся только в 1871 году. Но успех превзошел все ожидания: «Аиду» сразу начали ставить в крупнейших театрах Европы, а затем и в Америке.

Триумфальный марш с его фанфарами стал символом торжественности итальянской музыки, но настоящая сила оперы — в финале, в камерной сцене, где Аида и Радамес выбирают любовь вместо жизни.

Интересный факт: несмотря на международный успех, сам Верди считал своим главным достижением не «Аиду», а Дом для престарелых музыкантов в Милане (Casa di Riposo per Musicisti), построенный на его средства. Он считал, что благотворительность будет говорить громче музыки после его смерти.

Верди был необычайно плодовитым композитором и писал о себе, что «мог бы положить на музыку даже газету или письмо, но публика в театре прощает все, кроме скуки». Одна из опер композитора, «Симон Бокканегра», в рамках фестиваля Ильдара Абдразакова пройдет на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке. Известный бас исполнит одну из главных ролей. Сам фестиваль, который стартовал в середине августа при поддержке ВТБ, пройдет по маршруту Владивосток — Уссурийск — Петропавловск-Камчатский — Южно-Сахалинск с 19 по 25 сентября.