Это один из тех фильмов, выхода которого я не то, чтобы ждала, но планировала обязательно посмотреть. Афиша красивая, синопсис привлекательный, эпоха интересная. Должно было получиться как минимум хорошо. Но. Может быть, я не поняла скрытых смыслов и завуалированных идей, может быть не прониклась лирикой, но в финале, так и не дождавшись хоть какого-то действия, я осталась в недоумении.
Что это вообще было, о чём это и зачем?
Да, прямым текстом тут спекуляция на советском кино, периоде 80-х, наивной детской влюбленности, камерном театральном закулисье и постановке Генрика Ибсена, конечно же, таким образчиком феминизма на момент выхода в 1879 году. Историю Норы Хельмер, кстати, часто ставят на сцене и экранизируют, в том числе у нас. Вот и в фильме с рабочим названием, кстати, «Василий и Норочка», даже снимают фильм по «Кукольному дому».
Пока готовила статью, нашла интервью режиссера, в котором приоткрывается завеса тайны, зная которую зритель, видимо, должен сказать «ага, так вот в чем дело, ну тогда ладно, хорошее кино»:
«Фильм снимался по сценарию Ларисы Малеванной — нашей известной и заслуженной актрисы. Сюжет связан с историей из её жизни. В 1980-е годы снимался телеспектакль «Нора» по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», где она играла главную роль. На основе некоторых событий, которые произошли в то время, и был написан сценарий… Нам очень здорово помог «Мосфильм», потому что мы здесь нашли то что, казалось бы, найти уже невозможно — операторский кран, световые приборы тех лет, предметы театрального реквизита. Это помогло нам создать атмосферу съёмочной площадки в деталях. Уникальные вещи, которые сегодня невозможно отыскать уже нигде».
Ольга Беляева
Ну хорошо, теперь мы знаем, что тут замешаны факты биографии Ларисы Малеванной. И? Ну миленько, ну уютненько. Лампово, как это сейчас говорят. Такой тёплый фильм ни о чём. Какая идея? В чем смысл? Почему такой нелепый, скомканный финал? Если это дань уважения советской школе кино, то, простите меня, конечно, это уважение плохому советскому кино, коего было в избытке. Да, в СССР не все сплошь шедевры снимали, как принято считать.
🎬КУКОЛЬНЫЙ ДОМ (2024)
Сюжет проще пареной репы, скуп на события и попросту скучен.
1980-е годы. На московской киностудии снимается художественный фильм «Нора» по выше озвученной пьесе норвежского классика. На роль Норы приглашают ленинградскую актрису Елену (Светлана Иванова). Лена практически сразу же очаровывает весь коллектив. Она талантлива, обаятельна, но несчастна – ей тридцать пять, муж изменил и ушел из дома, и теперь названивает в гостиницу, чтобы узнать, как вкуснее приготовить омлет. Потом выясняется, что Леночка неожиданно беременна, потом она теряет ребенка. Все это на фоне реальных ухаживаний «киношного мужа Торвальда», репетиций и съемочного процесса, на фоне разговоров с коллегами по цеху (Вячеслав Чепурченко, Иван Колесников, Анна Снаткина, Иван Агапов, Борис Каморзин), и нежными отношениями с семилетним мальчиком.
Да-да. В Лену влюбился Васенька (Алексей Сошин), сын ассистента по актёрам Нины (Алла Юганова) и теперь жизни не представляет без «Норочки», удивляя всех философско-экзистенциальными рассуждениями. Выглядит это смешно и глупо, потому что абсолютно не по возрасту и в факт того, что дитё мыслит подобными категориями, совершенно не верится. Любовь Васи была бы трогательна, если бы не этот пафос и якобы жизненный опыт сорокалетнего мужчины.
«Какая женщина тебе досталась, а ты жвачку жуёшь!»
Василий твердо убежден, что это любовь на всю жизнь, и даже ухаживает за Норой (так он ее называет) – пишет письма, через маму передает подарки (он заболел ангиной и не может сообщить о своих чувствах лично). В поддержании «романа» по переписке участвует вся семья Васи, кроме бабушки Веры (Лариса Удовиченко), которая считает, что они все тут с ума посходили. И, вообще-то, Елена старше его на 28 лет. Сама же дама сердца как-то снисходительно принимает ухаживания и даже не находит время, что черкнуть мальчику ответную записочку. Впрочем, это как раз логично, у нее своих забот хватает – хотя в финале нас пытаются убедить в обратном.
Ни за что не догадаетесь, что там произошло! Фильм снят, Василий терзается душевными муками. Уже взрослый, он приходит на спектакль Елены, дарит ей цветы и признается, что он тот самый мальчик, которого Лена благополучно забыла (ну потому, что у нее в гримерке стоит его детское фото, и она тщетно пытается понять, кто вообще этот ребенок). И тут – тадамм! Эта взрослая тётя заявляет, что Васенька – едва ли не лучшее, что было в её жизни. Серьезно?
К счастью, Вася не ринулся делать предложение своей великой любви, он уже женат, и дочку назвал Норой. Конец.
Какие-то бессвязные куски из взрослой жизни, перемешанные с детскими эмоциями и пожелтевшими листами в печатной машинке. Ни одна сюжетная линия не раскрыта и тем более не доведена до логического завершения. Что происходило с Леной, с Васей, почему в центре сюжета короткий кусок, обозначающий съемочный процесс, и ничего более? Если идея была в переплетении искусства кино и реальности – то и тут мимо. Слишком много искусства и слишком мало жизни.
Много вопросов и ни одного ответа. Из плюсов – понравились Светлана Иванова и Вячеслав Чепурченко. В остальном, увы, разочарование.