Найти в Дзене
Геокарты

Время оснований населённых пунктов Приморского края

Приморский край расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части России. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Еще до нашей эры здесь обитали представители земледельческих групп с укреплёнными поселениями и защитным вооружением. Территория Приморского края в разное время входила в состав таких государств, как первое государство тунгусо-маньчжурских народов - Бохай, империя Цзинь, Восточное Ся, Империи Ляо, Российская империя, Дальневосточная республика. На территории Приморья в средние века существовало три империи, последовательно сменявшие друг друга: Бохай (698—926 гг.), Цзинь (1115—1234 гг.), Восточное Ся (1215—1246 гг.) и вассальное государство Империи Ляо (907—1125 гг.) — княжество Дундань (927—1113 гг.). Этот период истории края характеризуется появлением неравенства и сословий, становлением не подконтрольных народу органов власти, были развиты земледелие, ремесла, торговля. Развитие экон

Приморский край расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части России. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем.

Еще до нашей эры здесь обитали представители земледельческих групп с укреплёнными поселениями и защитным вооружением. Территория Приморского края в разное время входила в состав таких государств, как первое государство тунгусо-маньчжурских народов - Бохай, империя Цзинь, Восточное Ся, Империи Ляо, Российская империя, Дальневосточная республика.

На территории Приморья в средние века существовало три империи, последовательно сменявшие друг друга: Бохай (698—926 гг.), Цзинь (1115—1234 гг.), Восточное Ся (1215—1246 гг.) и вассальное государство Империи Ляо (907—1125 гг.) — княжество Дундань (927—1113 гг.).

Каменная черепаха в уссурийском городском парке. Обнаружена переселенцами в 1868 году, стояла над чжурчжэньским захоронением XII века.
Каменная черепаха в уссурийском городском парке. Обнаружена переселенцами в 1868 году, стояла над чжурчжэньским захоронением XII века.

Этот период истории края характеризуется появлением неравенства и сословий, становлением не подконтрольных народу органов власти, были развиты земледелие, ремесла, торговля. Развитие экономики приводит к появлению первых городов.

С начала VIII века часть территории края юго-западнее реки Уссури и её слияния с рекой Мулинхэ входила в состав государства Бохай и на тот момент делилась на две территориально-административные единицы: провинция Суйбин-до с городом Суйбин (ныне Уссурийск), и округ Ан, с торговым портом Ан (вблизи современного посёлка Краскино в Хасанском районе). Все эти города были захвачены монголами в 1233 году и разрушены, а население принудительно переселил на юг Маньчжурии - в долину реки Ляохэ, обратив их в рабство.

Остатки Краснояровского чжурчжэнского городища, памятник XII—XIII веков.
Остатки Краснояровского чжурчжэнского городища, памятник XII—XIII веков.

После этого регион пребывал в запустении и был местом бегства различных преследовавшихся в своих странах людей — корейцев, японских пиратов. Также на всём побережье края обнаружены стоянки айну, нивхов, эвенков и нанайцев.

Документально подтверждённое присутствие России в регионе датируется летом 1655 году когда в северное Приморье зашли русские казаки.

Территория Приморья была включена в состав Российского государства на основе Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоро. В 1858 году в состав Приморской области вошло всё приобретенное по Айгуньскому договору пространство между Амуром и южной частью Охотского моря. В том же году было основано село Хабаровка (ныне Хабаровск), а в 1858 году заложен Софийск. В 1860 году был основан Владивосток, как военный пост. 14 ноября этого же года был подписан Пекинский договор, результатом подписания которого явилась передача южных земель Дальнего Востока под полную юрисдикцию России, с тех пор южная часть Приморья приняла нынешние очертания. Китайское население, в том числе и постоянно проживающее на территории Российской империи (Манзы), сохраняло цинское гражданство и находилось под управлением китайской администрации. Усиление русской власти привело в 1868 году к восстанию манз.

-3

В это же время начинается русское переселенческое движение, которое осуществлялось двумя способами: принудительным и добровольным. В первом случае происходила отправка воинских команд по приказу, отправка казаков, направление крестьян в счёт рекрутов, административное водворение государственных крестьян и ссылка каторжан. Добровольный способ характеризовался свободным переселением желающих на новые земли. Всего в течение 1858—1914 годов в Приморье переселились 22 122 крестьянские семьи, 70 % которых были выходцами с Украины, при этом их доля в Южно-Уссурийском крае составляла 81,26 % от всех крестьян-переселенцев.

В 1880 году областное управление было переведено в Хабаровку, а из состава области выделен Владивостокский порт с полуостровом Муравьев-Амурским, образовавший отдельное Владивостокское военное губернаторство. В 1884 году учреждено Приамурское генерал-губернаторство[, в состав которого вошли Приморская, Амурская, Забайкальская и Сахалин. В том же году Сахалин был изъят из ведения губернатора Приморской области. В 1888 году Владивостокское военное губернаторство было опять присоединено к Приморской области, а областное управление перенесено во Владивосток.

26 июня 1889 года в составе Приморской области был образован округ Уссурийского казачьего войска с четырьмя станичными округами: Казакевичевским, Козловским, Платоно-Александровским и Полтавским.

Дальнейшее укрепление российских позиций на Дальнем Востоке ограничивалось малочисленностью российского населения и отдалённостью от населённых частей империи. С целью сократить время пути из Европейской части России до 2—3 недель, в мае 1891 года было начато строительство Транссибирской магистрали — железной дороги между Челябинском и Владивостоком длиной около 7 тысяч километров. Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Дальним — по железной дороге было установлено 1 (14) июля 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию.

С 1861 по 1917 год в Приморье прибыло 245 476 крестьян, которыми было основано 342 селения, и уже к началу февральской революции численность населения Приморья составила 307 332 человек.

Для предотвращения военного столкновения Советской России с Японией и решения задачи мирной ликвидации интервенции на территории Забайкалья, Амурской и Приморской областей 6 апреля 1920 года была создана Дальневосточная республика (ДВР). Не сумев дипломатическим путём подчинить ДВР своему влиянию, Япония в 1921 году предприняла шаги по активизации боевых действий белых войск. Действия Народной Революционной Армии Дальневосточная республика, поддержанные красными партизанскими отрядами, привели к победе в Волочаевской операции и освобождению Хабаровска, взятию Спасска, вступлению во Владивосток. 15 ноября 1922 года ДВР была преобразована в Дальневосточную область РСФСР, при этом порт Аян и восточные территории Якутии отошли к территории ДВО.

В 30-е годы началась индустриализация и коллективизация сельского хозяйства, это привело к миграции на Дальний Восток жителей западных и сибирских районов СССР. Миграция была как добровольной, так и принудительной (депортация заключенных ГУЛАГа). Одновременно с этим сталинское руководство проводили политику этнических и социально-демографических чисток, результатом которых стало выселение нескольких десятков тысяч «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. В 1937 — 1938 годах принудительно были депортировано 200 тысяч жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей. В результате этнических депортаций до конца 80-х годов XX века китайцы и корейцы исчезли из национального состава населения Приморья.

После окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как промышленно-аграрный район, но при этом сохранял сырьевую специализацию. Значительную роль в экономике края играл железнодорожный и морской транспорт. В середине 60-х гг. XX века были созданы ранее не имевшиеся в крае отрасли промышленности: химическая, электротехническая и др. В это же время продолжались миграция жителей Европейской части России и Сибири, которая привела к увеличению численности населения края. При этом в социально-демографической структуре края преобладало городское население.

После развала СССР и с началом в России экономических реформ в Приморье произошло разукрупнение большинства предприятий с образованием на их базе малых, акционерных, смешанных компаний, создание совместных с зарубежными фирмами предприятий. Развалилась система морского транспорта, огромный урон понесла рыбная промышленность, сельское хозяйство пришло в упадок. Понижение жизненного уровня населения привело к резкому снижению рождаемости, и эмиграции населения в Европейскую часть России, а также в Украину и Беларусь, отчасти в Южную Корею. Что продолжается до сих пор.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.