Найти в Дзене
Сказы Истории

Монастырские тюрьмы – мрачная аномалия царской России, несовместимая с христианством

В Российской империи, которую с ностальгией вспоминают нынешние имперцы и царебожники, церковные наказания сохранялись долгое время вплоть до революции 1917 года, потому что они официально были узаконены государством.

Светская и церковная власть находились в совершенном слиянии, когда церковь карала за грехи уголовными мерами. Узниками монастырей становились как духовные, так и светские лица, насильственно ссылающиеся в монастыри на постриг, на смирение среди братии или же для заточения в качестве «колодников» или «арестантов».

Тюрьма Соловецкого монастыря. Фото из открытого доступа
Тюрьма Соловецкого монастыря. Фото из открытого доступа

Из истории наказаний за веру

Византийское христианство было привнесено на Русь в 988 году князем Владимиром, породнившемся с кровавой византийской семейкой Василия II Болгаробойцы (976-1025).

До этого Русь уже в I веке приняла апостольское крещение от Андрея Первозванного, который от Киевских гор дошёл до Валаама, где основал первый на Руси православный монастырь. О походе апостола Андрея на Валаам повествуют многочисленные письменные источники, самый подробный из которых манускрипт "Оповедь", хранящийся в библиотеке Валаамского монастыря. В нём говорится:

"Св. Андрей от Иерусалима прошел Голядь, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежными лугами, достиг Смоленска и Славянска Великого и, Ладогу оставя, в ладью сев, в Бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, он поставлял по всем местам кресты каменные".

Об этом же сообщается и во "Вселетнике" митрополита Иллариона, датируемом 1051 годом и в Хлебниковском летописце. В рукописи стольника Мусина–Пушкина тоже рассказывается о путешествии Андрея Первозванного на Святой остров мертвых в Белое море и о его дружбе с волховскими князьями. Апостольское христианство вполне уживалось с ведической верой славян.

В процессе насильственного крещения, которое вводилось мечом и огнём, наказания за отступничество от веры следовали с первых веков принятия христианства. Древняя ведическая вера славян уничтожалась несколько веков и столько же Русь сопротивлялась. Предавались огню древние храмы, книги, рукописи, а вместе с ними и славянские волхвы.

Вбивание христианской веры плетьми и клеймением продолжалось вплоть до революции 1917 года, получается, что народ так и не смог принять христианство. В XVIII веке за преступления против веры (богохульство, церковный мятеж, совращение лиц в другую веру и вероотступничество) применялась смертная казнь.

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» Фото из открытого доступа
«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» Фото из открытого доступа

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» — первый уголовный кодекс в истории России, который включал раздел «О преступлениях против веры», 77 наказаний. Так государство охраняло церковь и её имущество от посягательств.

Однако более суровым наказанием было бессрочное заточение в монастырских казематах. В России XIX века ввиду такой широкой практики сформировался целый ряд монастырей с тюремной спецификой.

Соловецкий монастырь. Фото из открытого доступа
Соловецкий монастырь. Фото из открытого доступа

Мужчины содержались в Соловецком монастыре, Суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре, Сийском монастыре на Северной Двине, Спасо-Прилуцком монастыре у Вологды и других.

Среди женских монастырей такую специфику имели Суздальский Ризоположенский монастырь, Суздальский Покровский монастырь, Каширский монастырь Тверской губернии, Енисейский Рождественский монастырь и другие.

В этих монастырях настоятель данных являлся одновременно и комендантом крепости. Точных данных о количестве заключённых монастыри не давали, эта информация была закрытой, а узники зачастую поступали анонимно без указания имени и принадлежности к сословию, но со строгими установками по содержанию. Родственники ничего не могли узнать о судьбе заключённого, он просто вычёркивался из жизни.

На территории монастырей и за их пределами было много безымянных могил без плит и без крестов. Хоронили рано утром, тайно, без почестей и церковного пения

Разряды по степени наказания.

Одни заключённые сидели в ручных и ножных кандалах, которые приковывались на цепь к стене, другие носили оковы на руках и ногах или только на ногах, некоторые содержались без оков.

Большинство колодников занимались трудом на территории, на кухне, заготавливали дрова и воду. Если заключённый плохо работал, то его нещадно «смиряли по монастырскому обычаю» - сажали на цепь и наказывали плетьми (Пругавин А. С. «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости»).

Для усиления наказания на узников часто надевали специальные приспособления, именуемые рогатками — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей.

К обручу приделывались перпендикулярно несколько длинных железных остриёв. Рогатка не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя.

-4

.Если настоятели были добрые и гуманные жизнь арестантов была терпимой, их водили в баню, разрешали самостоятельно ходить на кухню за едой или за водой, выводили на прогулки.

Если настоятели были суровые, то и положение арестантов делалось невыносимым. Они сидели на хлебе и воде в душных казематах и не выпускались даже по естественным нуждам.

По воспоминаниям арестанта-священника Лавровского в 1830-х годах жизнь при архимандрите Досифее Немчинове была невыносимой. Заключённые содержались по двое в душных казематах, судна они могли очистить в нужных местах только раз в день, воздух был настолько тяжёл, что арестанты часто теряли сознание. Казематы было запрещено освещать, поэтому вечерами ели на ощупь.

Во второй половине XIX века специальные монастыри оказались переполненными, поэтому заключённых стали отправлять в обычные монастыри и даже на архиерейские подворья.

Общественность рассматривала монастырское заключение как средневековый пережиток, но государство использовало эту форму наказания до начала XX века. Монастырская ссылка была самым тяжѐлым наказанием, произвол настоятелей монастырей не имел границ.

Литература - Матвеева Е. С. Историко-правовые аспекты становления российской пенитенциарной практики монастырей во II половине XIX - начале XX века // Казанская наука. 2013 № 11 С. 55-58.

Уважаемые читатели!

На родственном канале «Другой взгляд на религию» интересно почитать:

«Какую землю бог Яхве обещал Израилю, где проходят её границы»

«Капитализм и христианство противоречат друг другу, Бог и Маммона непримиримы»