Найти в Дзене

Шлюзы - восторг и страх круиза

Любое путешествие на теплоходе из Москвы обязательно проходит через шлюзы. А как иначе? Вода, повернутая вспять. Без них просто невозможны эти водные артерии, ведь течение рек, попросту, бы не позволило этого. А благодаря им есть и канал, и связь с пятью морями, и водохранилища, и электроэнергия. Но обо всем по порядку. Итак, какую информацию о шлюзах и каналах дают на теплоходе? Вот, читаем на фотографиях бортового информационного стенда. Чтобы читать было удобнее, увеличьте фотографию. Вид на вход в шлюз ночью. Каждый шлюз - шедевр архитектуры . И днём и ночью шлюзы впечатляют. И немного пугают. А заслужено ли? Пассажиры выходят любоваться шлюзованием. Обычно это вызывает восторг. Да, в принципе, это безопасное мероприятие. В достоянии общественности только один случай в истории, когда во время шлюзования случилась катастрофа . Обычно мы воспринимаем шлюзы как спокойные инженерные сооружения: заходят суда, закрываются ворота, вода поднимается или опускается, и всё это каж
Оглавление

Любое путешествие на теплоходе из Москвы обязательно проходит через шлюзы. А как иначе? Вода, повернутая вспять.

Шлюзы - водные лифты для кораблей и ступеньки для воды

Без них просто невозможны эти водные артерии, ведь течение рек, попросту, бы не позволило этого.

А благодаря им есть и канал, и связь с пятью морями, и водохранилища, и электроэнергия.

Выход из шлюза
Выход из шлюза

Но обо всем по порядку.

Итак, какую информацию о шлюзах и каналах дают на теплоходе?

Как устроены шлюзы

Вот, читаем на фотографиях бортового информационного стенда.

Чтобы читать было удобнее, увеличьте фотографию.

-2

-3

-4

-5

-6

Красота шлюзов

Вид на вход в шлюз ночью.

-7

Каждый шлюз - шедевр архитектуры .

-8

И днём и ночью шлюзы впечатляют.

-9

И немного пугают. А заслужено ли?

Вот эта линия, где черный цвет встречается со светлым и есть тот уровень воды, на который поднимут судна.
Вот эта линия, где черный цвет встречается со светлым и есть тот уровень воды, на который поднимут судна.

Страшная красота

Пассажиры выходят любоваться шлюзованием. Обычно это вызывает восторг.

Да, в принципе, это безопасное мероприятие. В достоянии общественности только один случай в истории, когда во время шлюзования случилась катастрофа .

Чайковский шлюз: катастрофа, о которой старались не говорить.

Обычно мы воспринимаем шлюзы как спокойные инженерные сооружения: заходят суда, закрываются ворота, вода поднимается или опускается, и всё это кажется отлаженным и безопасным. Но история знает случаи, когда одно мгновение превращало будничный процесс в трагедию.

Так случилось 10 мая 1962 года на Чайковском шлюзе — части Воткинского гидроузла на реке Кама, в Пермском крае.

Обычный рейс, который едва не стал роковым

В тот день шлюз должен был принять два судна: пассажирский теплоход «Дмитрий Фурманов» с 423 пассажирами и 52 членами экипажа и грузовой теплоход «Криуши», шедший с лесом.

Это было только второе шлюзование, буквально за пару дней до этого прошло первое пробное шлюзование.

Люди стояли на стенках камеры и в межкамерном пространстве: кто-то наблюдал за процессом, кто-то ещё доделывал работы.

На теплоходах пассажиры тоже, как обычно, вышли на палубы любоваться процессом.

Всё шло по плану.

Но в 15:20 произошло непоправимое.

Обрушение стены

Правая стенка камеры на участке длиной около 110 метров обрушилась в сторону межкамерного пространства. В образовавшуюся дыру мгновенно хлынула вода. Межкамерная часть и соседняя камера оказались затоплены за минуты.

Корму «Дмитрия Фурманова» стало затягивать в разрушенную часть.

На борту началась паника — сотни людей понимали, что ещё немного, и теплоход может уйти под воду.

Команда среагировала мгновенно: швартовы обрубили, дали полный ход назад. Удержаться помогло и то, что рядом стоял сухогруз «Криуши». Эти секунды спасли сотни жизней.

Жертвы

Но избежать трагедии не удалось: 21 человек погиб, 15 были ранены, четверо — тяжело.

Это были в основном рабочие, находившиеся в межкамерном пространстве и у самой стены.

Очевидцы позже вспоминали: погибших могло быть гораздо больше. В тот день выдавали зарплату, и многие работники ушли пораньше.

Суд и расследование

На место прибыла правительственная комиссия. Проверяли всё: проектные расчёты, качество бетона, порядок строительства.

Серьёзных отступлений от проекта эксперты не нашли.

Пермский областной суд признал виновными председателя пусковой комиссии и исполняющего обязанности главного инженера строительства. Их приговорили к реальным срокам — 6 и 4 года. Но позже наказание заменили на условное.

Проектировщики ответственности не понесли. В воспоминаниях инженеров часто упоминается версия о просчётах в проекте, но официально её не озвучивали.

Что было дальше

Сегодня через Чайковский шлюз ежегодно проходят сотни судов. Но память о трагедии 1962 года живёт в рассказах очевидцев и краеведческих публикациях.

Что важно знать

Эта катастрофа стала самой крупной аварией на шлюзах России по числу жертв. Она изменила подход к проектированию и вводу гидросооружений. Больше трагедий на шлюзах не было. По крайней мере о которых была бы доступна сейчас информация. И это дает надежду, что сейчас шлюзование - полностью безопасный маневр.

А вы видели шлюзы? Наблюдали за шлюзованием? Как вам эти огромные водные лифты, позволившие повернуть реки вспять?

Рекомендуем прочитать: